Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article discusses the effectiveness of state support measures in Germany, Japan and Russia, discusses their impact on the development of small and medium-sized businesses in order to digitally transform both the enterprises themselves and their role in creating regional ecosystems. Small and medium-sized enterprises are more sensitive to changing economic and market conditions, which can contribute both to the reduction of the class of small owners and the flight of capital from this sector, and to the recovery of the economy by increasing entrepreneurial activity. To regulate the situation in this area, the state must intervene in the economy through direct, indirect and external economic regulation of fiscal and monetary policy through the law in a rational but reasonably limited way. Support measures directly reflect the state's subjective understanding of business needs, on which their effectiveness depends, as evidenced by the birth or death rate of small and medium-sized enterprises and the strengthening or weakening of their positions in the general structure of the national economy. In the context of the digital transformation of the economy, this understanding is reflected in targeted programs implemented by the state, and whether the digitalization of small and medium-sized enterprises is the main goal of such programs or a secondary one. A comparative analysis of state support measures for SMEs in Germany, Japan and Russia has been carried out and it has been shown that state support measures in Russia are not actually focused on the innovative development of SME companies, while in Germany and Japan there is a systematic approach. However, state support measures in the development of entrepreneurial ecosystems are still insufficient in all the countries under consideration, although they provide access to the most effective mechanisms for creating and developing markets.
digital transformation; small business; entrepreneurship; digital platforms; ecosystems
Введение
Сейчас одной из болевых точек в мире является развитие бизнеса в условиях спадающей волны пандемии Covid-19 и нарастающего введения различных санкций в нестабильной политической обстановке, что создает общую неустойчивость в мире и придает ускорение процессам цифровизации экономики и общества. Как отмечает К. Шваб, окружающий нас новый постпандемийный мир сложен, адаптивен, динамичен и неоднозначен, что связано с взаимозависимостью, скоростью и сложностью общественных процессов [1]. Новый технологический уклад задает высокий темп роста реальной доли цифрового сектора, что требует от организаций вплотную заняться решением задачи повышения своих конкурентных позиций через развитие современных предпринимательских подходов и инноваций. Сегодня интенсификация производства уже не играет, как прежде, существенной роли, новое время требует скорости и гибкости на рынке, персонализации предлагаемых товаров и услуг. Компании находятся в поиске своих ценностных предложений, но признанный подход – разрабатывать новые услуги с применением цифровых технологий. Запуская реорганизацию своих бизнес-структур в направлении современных требований и тенденций, малые и средние кампании удовлетворяют частно-общественный интерес, остро реагируя на изменение экономических условий, особенно в России в условиях санкций.
Цифровая трансформация предприятий — это сложный процесс перестройки систем управления. Зачастую компании бывают не готовы к радикальным изменениям и терпят неудачу, поэтому диагностика цифровой зрелости компаний для определения наличия точек роста имеет особое значение [2]. Государство может мотивировать к этому, адресно поддерживая компании в определенной отрасли, обозначая свое виденье того, кто готов к цифровой трансформации, кого нужно стимулировать, а кто еще не имеет для этого необходимого потенциала. В планах программы «Цифровая экономика РФ» намечено создание к 2024 г. не менее 500 малых и средних предприятий в сфере оказания цифровых услуг, создания цифровых технологий и платформ. Быстрые изменения в технологических процессах формируют среду, восприимчивую к инновациям, создается возможность для развития стартапов. Отличительной чертой стартапа является оригинальная бизнес-идея, изобретение или применение необычных технологий, создание новой потребности или открытие существующей, ранее не замеченной, но неудовлетворенной потребности, а также это может быть деятельность, которая носит характер менее привлекательной для более стабильных и крупных компаний [3].
Российская экономика переходит на платформенные модели и экосистемы, как и остальной мир. В платформенной экономике данные имеют первостепенное значение.
Принципы и порядок получения данных, их использования, хранения, защиты и распоряжения имеющимися сведениями, т. е. все разнообразие управления данными, - один из центральных вопросов в государственной политике регулирования, особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства. Основными аспектами экосистемы являются: венчурный капитал, кадровый резерв компетентных специалистов, университеты и исследовательские институты, инфраструктура профессиональных услуг, пользователи или клиенты инноваций [4].
Малое и среднее предпринимательство острее всего реагирует на изменение условий экономической ситуации и конъюнктуру рынка, что может способствовать как сокращению предпринимателей и оттоку капитала из этой сферы, так и оздоровлению экономики из-за возрастания предпринимательской активности. Для регуляции положения дел в этой сфере необходимо рациональное, но при этом ограниченное в разумных пределах вмешательство государства в экономику через прямое, косвенное и внешнеэкономическое регулирование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики посредством права.
Сектор высокотехнологичных МСП уже достаточно развит в других странах. Для проведения эффективной политики государства в среде субъектов МСП, необходимо
проанализировать текущую практику государственной поддержки предпринимательства в
контексте цифровой экономики. Каждая страна обладает собственным подходом в решении этого вопроса и спецификой, зависящей от структуры национальной экономики, ее сильных и слабых сторон. Меры поддержки напрямую отражают субъективное понимание государством потребностей бизнеса, от которого зависит их эффективность, о чем свидетельствует рождаемость или смертность малых и средних предприятий и усиление или ослабление их позиций в общей структуре национальной экономики. В контексте цифровой трансформации экономики это понимание находит отражение в целевых программах, реализуемых государством, и в том, является ли цифровизация малых и средних предприятий основной целью таких программ или второстепенной.
Источники и методы исследования
Для анализа общих вопросов по субъектам МСП в области права и мер оказываемой им поддержки в данной статье сделана выборка опыта Германии, Японии и России.
В качестве критериев эффективности мер государственной поддержки МСП выбраны три показателя, отражающие уровень цифровой трансформации экономики:
1. развитие цифровых технологий компаниями малого и среднего бизнеса;
2. цифровая трансформация малых и средних предприятий, развитие новых бизнес-моделей на основе цифровых технологий;
3. участие в развитии региональных экосистем.
Составлены таблицы мер поддержки по трем странам: РФ, Германия и Япония на основе данных [5-13] в разрезе фискальной политики, монетарной политики и государственного распределения доходов, также учитывались и иные меры поддержки МСП. На основе полученных данных выполнен сравнительный анализ мер государственной поддержки, в том числе, с ориентацией на достижение обозначенных выше целей/показателей.
1. Shvab K., Mallere T. COVID-19: Velikaya perezagruzka. Forum. Vypusk 1.0 © Vsemirnyy ekonomicheskiy forum. 2020.
2. Abramov V. I., Borzov A. V., Semenkov K. Yu. Teoretiko-metodologicheskiy analiz modeley cifrovoy zrelosti dlya rossiyskih kompaniy. // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. 2021;4(50):42-51. DOI:https://doi.org/10.6060/ivecofin.2021504.566.
3. Slavik S., Hanak R., Misunova Hudakova, I. Natural and Generic Strategies of Start-ups and their Efficiency. Journal of Competitiveness, 2020;12(2):125-148.
4. Bahrami H., Evans S. Flexible recycling and high-technology entrepreneurship. In K. Martin (Ed.), Understanding Silicon Valley: The anatomy of an entrepreneurial region // San Francisco, CA: Stanford University Press, 2020;166-189.
5. Kak v Germanii spasayut malyy i sredniy biznes ot koronavirusa. Rezhim dostupa: https://www.dw.com/ru/kak-v-germanii-spasayut-malyy-i-sredniy-biznes-ot-koronavirusa/ a52916009.
6. Obzor mer, primenyaemyh stranami v podderzhku biznesa i naseleniya, v period pandemii koronavirusa po sostoyaniyu na 27.04.2020 g. Rezhim dostupa: https://nationalfitness.ru/wp-content/uploads/2020/05/00.-Obzor-mer-podderzhki-biznesa-v-mire.pdf.
7. Gosudarstvennaya pomosch' v Germanii malomu i srednemu biznesu v usloviyah korona-krizisa. Rezhim dostupa: https://gkhsp.kz/wordpress-my/wp-content/uploads/2020/04/Gosudarstvennaya-pomoshh-v-Germanii-malomu-i-srednemu-biznesu-v-usloviyah-korona-krizisa.pdf.
8. Yaponiya rezko uvelichit vypusk gosbumag dlya podderzhki ekonomiki v usloviyah pandemii. Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru/business/702996.
9. God umirayuschego biznesa: gde i pochemu v Rossii ischezayut individual'nye predprinimateli. Rezhim dostupa: https://forbes-ru.turbopages.org/forbes.ru/s/svoi-biznes/437999-god-umirausego-biznesa-gde-i-pocemu-v-rossii-iscezaut-individual-nye-predprinimateli.
10. Kak gosudarstvo podderzhivaet malyy i sredniy biznes. Rezhim dostupa: https://ppt.ru/art/krizis/kak-gosudarstvo-podderzhivaet-biznes.
11. Mery Pravitel'stva RF po bor'be s koronavirusnoy infekciey i podderzhke ekonomiki. Rezhim dostupa: http://government.ru/support_measures/category/finance/ .
12. Gosprogrammy podderzhki malogo biznesa. 2021. Rezhim dostupa: https://kontur-ru.turbopages.org/kontur.ru/s/articles/4710.
13. Perechen' federal'nyh mer podderzhki malogo i srednego biznesa. Rezhim dostupa: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/anticrisis/perechen-federalnykh-mer-podderzhki-malogoisrednego -biznesa .
14. Abramov V. I., Mel'nik A. D. Osobennosti cifrovoy transformacii kompaniy malogo i srednego biznesa. V sb.: XIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki i menedzhmenta v Rossii i za rubezhom». Rubcovsk, RII. 2021;256-262.
15. The preconditions of economic management of problematic region in a federal state / V. I. Abramov, S. S. Ostanina, E. L. Vodolazhskaya [et al.] // International Review of Management and Marketing. 2016; 6(2):212-218.