Moscow, Russian Federation
Russian Federation
UDC 33
The transition of the global community from the classical economic model to the principles of a "green" economy is a key issue in maintaining the ecological balance of both individual countries and the entire Earth. The term "green growth" implies a combination of economic development with environmental policy, which ensures a continuous supply of natural resources and ecosystem benefits that our future depends on. To stimulate economic growth in a green direction, it is necessary to attract investments and innovative developments that will become the foundation for sustainable development and lead to the emergence of new economic opportunities. On a global scale, all countries are still striving to find optimal ways to transition to a "green" economy, where production processes are aimed at preserving resources and leaving no harmful waste, improve the quality of life of people and reduce risks to the environment. This article examines in detail current issues related to the rational use of natural resources and ensuring environmental safety in the Russian Federation. Particular attention is paid to the principles of "green" growth, which imply sustainable development and careful attitude to the environment. The authors focus on the prospects and possible directions for the effective implementation of this concept within the framework of Russia's regional policy. The transition to a “green economy” is a complex and multifaceted process that requires an integrated approach and close interconnection of all activities aimed at achieving specific goals, which include both the use of the country’s potential and the implementation of environmental, social and economic benefits.
environmental issues, social issues, economic issues, green economy, green technologies
Введение
В условиях сложившейся современной политической ситуации ряд ученых акцентирует свое внимание на преемственности государственной национальной экономической политики концепции устойчивого развития и принципам ESG-повестки. В частности, на секции устойчивого развития 25 Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) подтверждена приверженность следования «цели и принципам устойчивого развития как стратегического инструмента развития экономики, основанного на исторической приверженности целевым установкам Конституции РСФСР 1918 года, стремление к открытости экономики на основе экологических инициатив и следованию международным экологическим программам социально-экономического развития» [5,12].
Активная производственная деятельность, способствует экономическому росту, однако это приводит к серьезным экологическим последствиям в ряде регионов Российской Федерации. Эти проблемы затрагивают не только экологическое состояние регионов, но и влечет за собой целый ряд негативных экономические последствий. Например, значительные средства выделяются на мероприятия по восстановлению и очистке загрязненных территорий. Экологические проблемы требуют не только финансовых ресурсов, но и времени, что в свою очередь замедляет экономическое развитие регионов. Социальные последствия также не менее значимы. Отток населения из загрязненных регионов, вызванный ухудшением условий жизни и здоровья, приводит к снижению численности трудоспособного населения и, как следствие, к ослаблению социально-экономического потенциала регионов. Таким образом, проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды в регионах Российской Федерации, требуют комплексного подхода, включающего в себя как экологические, экономические, и социальные аспекты. «Решение данных проблем, безусловно, должно решаться на государственном уровне, поэтому государство взяло на себя обязанность по ведению определенной экологической политики, создав и закрепив основные положения в Экологической доктрине РФ» [14]: во всех сферах, связанных с хозяйственной деятельностью «внедрить ресурсосберегающие технологии за счет технологического перевооружения и оснащения современным оборудованием предприятий с использованием экологически эффективного производства энергии и снижения потери при транспортировке, использования вторичных ресурсов за счет утилизации и превращения во вторичное сырье. Оснащение транспорта экологически чистым топливом, за счет снижения выброса в атмосферу вредного для окружающей среды выхлопа и разработка с запуском более экологически безопасных видов транспорта. Вышеперечисленные направления являются основой для ввода «зеленых» технологий, позволяющих осуществить достойное развитие регионов и страны в целом» [1-3].
Осознавая важность внедрения «зеленых» технологий для развития регионов и общенационального развития, стоит подчеркнуть, что это направление является ключевым элементом «зеленой» экономики. Эта концепция совершенствуется, так как ее главная цель заключается в достижении баланса между экономическими интересами, социальной ответственностью и экологическим благополучием в устойчивом развитии на протяжении длительного времени.
В 1989 году впервые появляется термин «зеленая» экономика, который был рассмотрен как «проект, смыслом и идеей которого являлось устойчивое развитие экономики» [4]. Следует отметить, что устойчивого определения на данный момент не существует. Именно поэтому, концепцию принято относить к разделу «экологизация», в котором обозначены различные механизмы внедрения зеленой экономики в целостную экономику страны посредством «ценообразования, отражающим принципы устойчивого развития в сочетании с политикой, осуществляемой при государственных закупках, отдающая приоритет выпуску экологически чистой продукции. При этом необходимым условием является инвестирование в экологичную инфраструктуру, направляемые государством на поддержку проектов, которые разрабатывают и создают экологически чистые наукоемкие технологии» [8].
Безусловно, следуя принципам экологичности в отношениях между субъектами экономического процесса на микро, мезо- и макроуровнях, необходимо руководствоваться теоретическими положениями нормативных, законодательных и программных документов, но и подчиняться объективным закономерностям развития рыночных отношений в процессе экономического производства. Обращая внимание на экологический, социальный и управленческий аспекты в практической деятельности необходимо помнить о том, что любой экономический цикл начинается с природных ресурсов, развивается в конкретных природных условиях, и заканчивается утилизацией, рекультивации и санацией произведенных отходов и, в конечном итоге, выпущенной продукции, осуществляя тем самым замкнутой экономической цикл. То есть, следуя объективным закономерностям технологического цикла и экономического производства, необходимо помнить о важнейшем принципе соблюдения экологических и социальных целей.
Материал и методы исследования
Актуальным решением задачи верификации проектов устойчивого экономического, социального и экологического развития в рамках зеленой экономики с точки зрения оценки параметров критериев проектов, осуществляемых согласно Концепции устойчивого развития, является «составление рейтинга ESG во исполнения Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. N 1587» [6,7,11]. Предметом нашего исследования является анализ эффективности деятельности органов управления объединения субъектов в рамках федеральных округов Российской Федерации и сопоставление их результативности государственного управления, реализация социальной и экологической политики по стабилизации экологической ситуации и социального состояния с последующей реализацией положение концепции устойчивого развития. Как правило оцениваются субъекты Российской Федерации и выстраивается их рейтинг для сравнения результативности друг с другом, однако стратегическое планирование экономического и политико-административного развития Российской Федерации подразумевает выявление новых синергетических эффектов в рамках объединения субъектов в федеральные округа. Анализ статистики, проведенной нами подтверждает правомерность подобного подхода за счет нивелирования единичных отклонений от среднего значения на региональном уровне и выявления специфических черт реализации комплекса показателей устойчивого развития на уровне федеральных округов.
Результаты оценки регионов в форме рейтинга используются «органами государственной и муниципальной власти для выработки комплекса мероприятий по управлению хозяйствующими субъектами и институциональной системой управления для достижения поставленных целей, а также для формирования общественного создания в социально-экономической области и экологической сфере» [9,10]. Создание рейтинга на уровне системы управления федеральных округов позволяет выявить первоочередные субъекты воздействия с точки зрения стратегического планирования и тактического управления, обозначить организационные акценты и финансовые доминанты с точки зрения сглаживания региональных различий и развития оптимального межрайонного разделения труда внутри страны.
1. Gurova, T.F. Ekologiya i racional'noe prirodopol'zovanie: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / T. F. Gurova, L. V. Nazarenko. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. - 188 s.
2. Bobylev S.N. Ustoychivoe razvitie i zelenaya ekonomika. – URL: https://www. youtube. com/watch?v=68pa4hYNCR0&t= 271s (data obrascheniya: 05.11. 2024).
3. Vektor razvitiya ESG. Barometr ustoychivoy transformacii biznesa v Rossii. – URL: https://sber.pro/publication/vektor-razvitiya-esg-barometr-ustojchivoj-transformaczii-biznesa-v-rossii (data obrascheniya: 05.11.2024).
4. «Zelenaya» ekonomika. Novaya paradigma razvitiya strany/ S.N. Bobylev, V.S. Vishnyakova, I.I. Komarova [i dr.]; pod obsch. Red. A.V. Shevchuka- M.: SOPS,2014-248 s.
5. Zemzyulina V.Yu. K voprosu ob aktual'nosti zelenoy ekonomiki dlya rossiyskih predpriyatiy/V.Yu. Zemzyulina, N.R. Kel'chevskaya // Rossiyskie regiony v fokuse peremen: Sbornik dokladov XVII Mezhdunarodnoy konferencii, Ekaterinburg, 17–19 noyabrya 2022 goda. – Ekaterinburg: OOO Izdatel'skiy Dom «Azhur», 2023. – S. 283-286.
6. Mishulina S.I. «Zelenye» investicii kak element mehanizma ekologizacii regional'noy ekonomiki / S.I. Mishulina // Sochi Journal of Economy. - 2019. - T. 13. - № 2. - S. 155-164.
7. Nacproekt «Ekologiya» // Nacional'nye proekty Rossii. – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/projects/ekologiya (data obrascheniya: 11.03.2024).
8. Oficial'nyy sayt PMEF. Itogi PMEF-2021. – URL: https://forumspb.com/archive/2021/outcomes-of-spief#2021/ (data obrascheniya: 05.12.2024).
9. Otkryvaya novye gorizonty: ESG-povestka v Aziatsko-Tihookeanskom regione i na Blizhnem Vostoke // Kept, po zakazu Nacional'nogo ESG Al'yansa. – URL: https://drive.google.com/file/d/187xmaVRTfI6uObLEHCX00VryECeFByZj/view (data obrascheniya: 07.12.2024).
10. Oficial'nyy sayt NKR. Rezul'taty ESG-indeksa RBK i NKR. – URL: https://ratings.ru/about/news/ESG-index#news-150622/ (data obrascheniya: 25.11.2024)
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 sentyabrya 2021 g. N 1587 «Ob utverzhdenii kriteriev proektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossiyskoy Federacii i trebovaniy k sisteme verifikacii proektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossiyskoy Federacii»
12. Ustoychivoe buduschee: RBK Trendy obsudili otvetstvennyy biznes na PMEF-2022 // RBK. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/62a9d13f9a 7947444a5172de (data obrascheniya: 05.11.2024).
13. Shmal' A.G. Faktory ekologicheskoy bezopasnosti - ekologicheskie riski. - Izd-vo: g. Bronnicy, MP "IKC BNTV, 2010. - 192 s.
14. Ekologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii (Odobrena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r)
15. Ekofond. Fond zaschity okruzhayuschey sredy https://xn--j1agca3a5c.xn--p1ai/ru/about (data obrascheniya: 15.12.2024).



