ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – ИСТОЧНИК КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается, что человеческие ресурсы являются источником конкурентных преимуществ организации через предоставление дополнительной ценности заинтересованным группам. Показывается, что главная цель управления человеческими ресурсами необоснованно отождествляется с главной целью управления персоналом, а управление человеческими ресурсами с управлением персоналом. Обосновывается, что для управления человеческими ресурсами характерны такие виды деятельности как идентификация ресурсов организации, оценка их качества и количества, определение тех человеческих ресурсов, которые обеспечивают производство и предоставление дополнительной ценности заинтересованным группам. Отождествление цели управления человеческими ресурсами и цели управления персоналом, лишает эту область управленческой деятельности ряда значимых аспектов и снижает в целом эффективность деятельности организации. Обосновывается, что менеджерам по управлению человеческими ресурсами для предоставления конкретной ценности каким-либо заинтересованным субъектам, за счет использования определенных человеческих ресурсов, необходимо знать состояние внешней среды, своих инвесторов и клиентов, их интересы, ценности и цели. Уметь выявлять требуемые человеческие ресурсы, проводить оценку их состояния, соотносить свои инструменты и технологии с потребностями заинтересованных групп; показать, что деятельность HR-службы увеличивает ценность, востребованную определенным субъектом, путем трансформации человеческих ресурсов в другие.

Ключевые слова:
Человеческие ресурсы, интеллектуальные ресурсы, управление человеческими ресурсами, управление персоналом, дополнительная ценность, заинтересованные группы, конкурентное преимущество
Текст

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития экономики характеризуется переносом акцента с традиционных на интеллектуальные ресурсы, одну из групп которых составляют человеческие ресурсы (ЧР), как важнейший источник повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В связи с этим актуализируются исследования сферы управления человеческими ресурсами (УЧР). Их значимость обусловлено и тем, что УЧР трансформировалась в специальную функцию менеджмента [3]. Для повышения эффективности субъектов хозяйствования, практики все чаще обращаются к этой области управленческой деятельности, находя в ней источники эффективности и конкурентоспособности. Вместе с тем анализ литературы выявляет разнообразие взглядов на многие аспекты в этой области. По-прежнему отсутствует единство взглядов, как в отечественной, так и зарубежной литературе, на сущность управления человеческими ресурсами, нет единого мнения о целевой направленности, о субъекте и объекте в сфере УЧР и на другие ее аспекты. «В процессе анализа выяснилось, что, хотя термин «управление человеческими ресурсами» широко используется в зарубежной и все чаще в отечественной литературе, он до сих пор трактуется весьма неоднозначно и четко не определен» [10, с. 51]. Прошло более полутора десятилетий после публикации этой содержательной, (но и не лишенной недостатков), монографии, однако ситуация изменилась не значительно.  Недостаток теоретических наработок повышает значимость исследования каждого из упомянутых направлений.

В связи с этим напомним, что необходимым условием построения любой системы управления является, прежде всего, определение цели. Не является исключением и УЧР. Вместе с тем при организации УЧР это не всегда учитывается, более того во многих исследованиях цели УЧР отождествляется с целью управления персоналом (УП) [7]. В этой работе справедливо отмечалось, что УЧР возникло на базе УП. Это обстоятельство многими исследователями воспринимается как аргумент того, что УЧР есть не что иное, как УП, естественно и цели у них совпадают.

Поэтому в большинстве публикаций УЧР рассматривают как УП, наделяя УЧР некоторыми особенностями, в связи с изменившимися экономическими условиями. Однако «термины «управление персоналом» и «менеджмент в сфере УЧР» не могут трактоваться как синонимы, поскольку отражают содержание двух разных видов деятельности в управлении» [10, с.65].

Известно, что при организации УП в качестве главной цели ставят повышение отдачи от сотрудников, что конечно, очень важно. Это же главная цель, полагают некоторые авторы и УЧР. Однако такой подход снижает ответственность сферы УЧР за обретение новых конкурентных преимуществ организации, а в итоге ведет и к снижению эффективности ее деятельности.

Список литературы

1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. [Practice of management human capitals.] [Пер. с англ.] / Майкл Армстронг. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2012. - 846 с.

2. Бовыкин В.И. Научная мотивация труда / В. Бовыкин - М.: Бовыкин В.И., 2020. - 224с.

3. Воронцов Е.В. Компоненты результата. Механизм трансформации знаний в интеллектуальный продукт / Е.В. Воронцов // Белорусская Думка. - 2010. - № 4. - С.112-119.

4. Воронцов Е.В. Управление человеческими ресурсами как функция кадрового менеджмента. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы XIX Междунар. науч. конф. (Минск, 18-19 окт. 2018 г.): В 3 т. Т.1 / Ред.: В, В, Пинигин [и др.] - Минск: НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь, 2018. - С. 50-54.

5. Воронцов Е.В. Управление знаниями: учеб. пособие / Е.В.Воронцов. - Минск: Вышэйшая школа. 2016. - 351 с.

6. Завершен масштабный проект с ОАО «ИНТЕГРАЛ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ostec-micro.ru/ - Дата доступа: 15.02.2018.

7. Кибанов А.Я. Новая стадия эволюции науки об управлении персоналом при неизменной парадигме / А.Я. Кибанов // Современные технологии управления. - 2014. - №5. - С. 17-23.

8. Руус, Й. Интеллектуальный капитал: практика управления / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента: Издательский дом С.-Петербургского университета, 2008. - 418 с.

9. Ульрих, Д., Брокбэнк У., HR в борьбе за конкурентное преимущество [HR inafightforacompetitiveedge] / Дэйл Ульрих, Уэйн Брокбэнк // Пер. с англ. - М.: Претекст, 2010, Ил. 9. Табл.40. 361 с.

10. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование/ Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - 520 с.

11. Флек М. Б., Угнич Е. А.Управление трудовыми ресурсами и управление персоналом предприятия: взаимосвязь и отличия. Современные технологии управления. - 2020. - ISSN 2226-9339. - №2 (92). Номер статьи: 9219. Дата публикации: 2020-07-15 . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9219/

12. Четырех кратный рост эффективности. Forbes, 2018, № 22. - С.31.

13. Щербина В. В., Филонович С. Р. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2004. - №1, - С. 3-28.


Войти или Создать
* Забыли пароль?