Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведено исследование значения роли сферы услуг в экономике России, а также основных тенденций ее развития в разрезе мировой экономики. Были выделены и охарактеризованы основные черты понятия «услуга». Проведен анализ состояния проблемы на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, данных, полученных из открытых источников, включая официальные сайты. В ходе исследования было выполнено агрегирование отраслей экономики России для выделения доли сферы услуг в общей структуре. Было выявлено, что доля сферы услуг со значительным разрывом является наибольшей в структуре ВВП России. Также аналогичным образом были выявлены доли сферы услуг по видам экономической деятельности в обороте организаций, в распределении организаций, численность и структуре занятых. Была проанализирована среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников сферы услуг среди других агрегированных видов экономической деятельности. В заключении проведено сравнение структуры ВВП России с аналогичным показателем среди других крупных государств. В результате исследования были выделены основные факторы, повлиявшие на положительную динамику сферы услуг в России. Также были выявлены причины наименьшего веса сфера услуг в структуре ВВП России по сравнению с соответствующими показателями других рассматриваемых государств. Было доказано, что роль сферы услуг в экономике страны является крайне существенной и в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие. В заключении были даны рекомендации, необходимые для дальнейшего стратегического развития отрасли.

Ключевые слова:
сфера услуг, экономика России, тенденции развития, ВВП, макроэкономические показатели
Текст

Введение

Динамика развития экономики страны в современных условиях непосредственным образом зависит от качества функционирования сферы услуг. Эффективность производства и реализации всех разновидностей услуг оказывает устойчивое влияние на уровень жизни людей, структуру потребления, результаты финансово-хозяйственной деятельности компаний благодаря интенсивности и качеству потребления различных видов услуг, а также воздействует на рынок труда в контексте обеспечения повышения уровня занятости на предприятиях сферы услуг [1].

В последние десятилетия основные макроэкономические показатели множества стран по всему миру определяются благодаря сфере услуг, которая существенно опережает сферы сельского хозяйства и промышленности по размеру валового внутреннего продукта (ВВП), занимает лидирующие позиции по числу новых рабочих мест и количеству занятых, а также играет ключевую роль в процессе обеспечения устойчивого развития и борьбы с бедностью во всём мире [10,11,12]. Более того, увеличение доли и значимости сферы услуг можно выделить в качестве одной из основных тенденций в современной мировой экономике [3, 9].

Целью исследования является анализ роли сферы услуг в экономике России, а также выявление стратегических тенденций ее развития.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • провести анализ роли сферы услуг в экономики России;
  • выявить факторы, влияющие на развитие сферы услуг в России;
  • сравнить доли сферы услуг в структурах ВВП России и других крупных государств;
  • разработать рекомендации для дальнейшего развития сферы услуг в России.

 

Материал и методы исследования

Для оценки роли сферы услуг активно использовались многочисленные статистические данные Федеральной службы государственной статистики. В частности, данные были взяты из множества статистических сборников, а именно «Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022», «Социально-экономическое положение России. Январь 2023 года», «Россия и страны мира. 2022» и др. Основным инструментом для работы со статистическим данными являлось агрегирование.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Множество ученых в разное время давали свои трактовки термину «услуга». Из существующего многообразия характеристик особняком выделяются несколько. К примеру, подход А. Маршалла заключался в трактовке услуги в качестве специфического объекта купли-продажи, который не обладает материально-вещественной формой [1]. Ученые Х. Кардозо и Х. Фромм позднее смогли развить идеи А. Маршалла и охарактеризовали ключевые черты услуги. Они заключаются в следующем:

  • отсутствие материально-вещественной формы является характерным для услуг;
  • измерение качества большинства услуг является более сложным процессом в сравнении с качеством большинства товаров, что приводит к объективным затруднениям в контексте защиты прав и законных интересов потребителей в сфере услуг;
  • процесс производства услуг зачастую представляет собой значительно менее капиталоемкие процедуры в сравнении с производством множества товарных групп, что благоприятным образом влияет на оптимизацию структуры управления на микроуровне в данной сфере [1].
Список литературы

1. Горохова П.А. Стратегическое управление экономическими системами сферы услуг: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Горохова Полина Андреевна; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - Санкт-Петербург, 2022. - 168 с.

2. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Стат.сб./Росстат. - M., 2022. - 151 c.

3. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики / Сидоров А.А. // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. - С. 39-47.

4. Российский сектор услуг: современное состояние и основные тенденции развития / Капущак И.Я., Харитонова Н.А. // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 1 (93). - С. 24-35.

5. Россия и страны мира. 2022: Стат.сб./Росстат. - M., 2022. - 400 c.

6. Социально-экономическое положение России. 2022 Стат.сб./Росстат. - M., 2022. - 340 с.

7. Социально-экономическое положение России. Январь 2023 года Стат.сб./Росстат. - M., 2023. - 330 с.

8. Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.03.2023).

9. Оценка эффективности проектов городского пассажирского транспорта (на примере городского округа город Воронеж) / В. Н. Семенов, М. В. Семенов // Недвижимость: экономика, управление. - 2017. - № 4. - С. 52-55.

10. Трещевский Ю.И. Динамика третичного сектора регионов России в период экономического оптимизма / Ю.И. Трещевский, Л.К. Гарин, А.Ю. Болгов, Е.Ю. Зотова // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. -№ 4 (55). - С. 37-46.

11. Управление социально-экономическими системами и бизнес-процессами российских регионов (на примере Воронежской области). Макаров Е.И., Хорошилова О.В., Кавыршина О.А., Смотрова Т.И., Вартазарова А.Э., Ульченко Т.Ю., Беляков О.В., Богомолов А.В., Шубина Е.А., Власенко В.А., Николаева Ю.Р., Родионов Е.В., Тайдаев Р.М. Коллективная монография / Воронеж, 2017.

12. Шубина Е.А., Макаров Е.И., Николаева Ю.Р., Тайдаев Р.М. Малый бизнес региона: состояние и перспективы развития / Е.А. Шубина, Е.И. Макаров, Ю.Р. Николаева, Р.М. Тайдаев // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика.. - 2022. - Т. 10. - № 4 (59). - С. 93-107. - Библиогр.: с. 105-107 (15 назв.). - DOI: https://doi.org/10.34220/2308-8877-2022-10-4-93-107.


Войти или Создать
* Забыли пароль?