THE MAIN MECHANISMS AND ASSESSMENT OF THE TRANSFORMATION OF BUSINESS STRUCTURES UNDER THE INFLUENCE OF THE TAX AMNESTY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Every year, issues related to the development of mechanisms and measures to support entrepreneurial structures become more and more relevant, both for individuals and for representatives of business structures. In our opinion, the mechanisms of state support for business by reducing the tax burden are the most relevant. In a difficult economic situation, the state strives to find a balance between replenishing the budget and supporting its citizens and entrepreneurs. One of these tools is the tax amnesty, aimed at transforming business structures and legalizing the economy. The year 2025 is focused on the implementation of the next tax amnesty, which promises to be an important event for many market participants. Its relevance is due to a number of factors: the fight against the shadow economy, stimulating structural changes in business, the risks of active digitalization of the Federal Tax Service, the synergy of tax reform, etc. The purpose of this work is to consider the main legal aspects of the upcoming amnesty this year, analyze its possible consequences and assess the prospects for various categories of taxpayers. It seems to us that the study of the transformation of business structures under the influence of the tax amnesty is related to its role in restarting the tax culture. The study is necessary to develop adaptive strategies and evaluate the effectiveness of amnesty as an economic policy tool.

Keywords:
transformation of business structures, tax amnesty, fragmentation of business, small and medium-sized businesses, economic legitimacy, tax sanctions
Text

Введение

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 г. содержит важное поручение, направленное на поддержку малого и среднего бизнеса. Речь идет о налоговой амнистии, призванной помочь предпринимателям, которые применяют специальные налоговые режимы (УСН, патентная система), столкнувшимися с проблемой дробления бизнеса. Данная ситуация, активно контролируемая налоговыми органами в последние годы, заключалась в искусственном разделении одного бизнеса на несколько юридических лиц для сохранения права на льготные налоговые режимы. Теперь же государство предлагает применение налоговой амнистии, как шанс на легализацию и избавление от тяжелых последствий.

Нам представляется, что такой подход может помочь легализовать бизнес, который возможно использовал схемы дробления для оптимизации фискальных платежей, а также будет способствовать улучшению экономического климата в стране и привлечению новых инвестиций.

 

Материал и методы исследования

Статья сочетает юридический, экономический и практический подходы, опираясь на нормативные акты Федеральной налоговой службы РФ, экспертные оценки, судебную практику и сравнительный анализ. В процессе исследования авторами были также использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ. Это позволяет аудитории получить комплексное представление о налоговой амнистии, ее механизмах и потенциальных результатах. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, лингвистический, сравнительно-правовой.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Предусматривается введение механизма постепенного и поэтапного перехода субъектов налогового права с упрощенной системы налогообложения на общий режим. «Одновременно предлагаются меры для противодействия недобросовестным схемам дробления бизнеса, которые позволяют компаниям получать конкурентные преимущества за счет уклонения от уплаты косвенных налогов. Следует отметить, что такая практика ведет к искажению равной налоговой нагрузки, нарушая основной принцип справедливости налогообложения» [9].

Следует понимать, что дробление бизнеса представляет собой разделение единой хозяйственной деятельности между формально независимыми юридическими лицами, находящимися под контролем одних и тех же лиц. Такого рода действия направлены на искусственное занижение налоговых обязательств за счет использования льготных режимов налогообложения и выхода за рамки допустимых норм права, установленных ст. 54.1 НК РФ, при расчете налоговой базы, а, следовательно, и суммы налога.

Получить налоговую амнистию вправе организации и ИП, которые в 2022–2024 гг. применяли противоправную схему минимизации налогов с целью применять спецрежимы. При этом следует отметить, что ФНС в пункте 8 Рекомендаций из письма от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ выделяет случаи, при которых налоговая амнистия неприменима, а именно:

  • «субъект не отказался от дробления бизнеса в 2025–2026 гг.;
  • дробление бизнеса выявлено за периоды 2021 г. и ранее;
  • решение по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022–2024 гг. вступило в силу до 12.07.2024 года»[6].

Важно подчеркнуть, что налоговая амнистия предусматривает списание задолженности (ст. 119-122 НК РФ), начисленной в результате дробления бизнеса по итогам налоговых проверок. Условия применения амнистии зависят от периода отказа субъекта налогообложения от схемы дробления:

- 2022 -2024 гг. – если субъект прекратил процедуру дробления бизнеса с 1 января 2025 г.;

- 2022-2023 гг. – если отказ от процедуры дробления произошел в 2025-2026 гг., но только после инициирования выездной налоговой проверки за этот период.

ФНС в пунктах 1 и 8 Рекомендаций из письма от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ привела перечень налогов и взносов, на которые амнистия распространяется.

Таблица 1

Перечень налогов и взносов, к которым применима или нет амнистия

Table 1

List of taxes and contributions to which the amnesty is applicable or not

Перечень налогов и взносов

Амнистия применима

Налоги и взносы, соответствующие пени и штрафы по статьям 119, 120 и 122 НН, доначисленные в связи с дроблением бизнеса

+

НДФЛ и страховые взносы, доначисленные в связи с занижением или сокрытием заработной платы. Нарушение не связано с дроблением бизнеса.

-

Налог на прибыль организаций (НДФЛ ИП на ОСНО, налоги при УСН, ЕСХН), доначисленный участниками схемы дробления, в связи с занижением или сокрытием выручки (доходов). Нарушение не связано с дроблением бизнеса.

-

Страховые взносы при дроблении бизнеса в целях получения лицами статуса субъектов малого и среднего предпринимательства для применения пониженного тарифа страховых взносов.

-

НДС в связи с применением льгот в сфере общественного питания. Дробление бизнеса в целях освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания, не превышающих по выручке 2 млрд. руб. в год (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).

-

НДПИ при дроблении бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого.

-

Источник: составлено авторами на основании [6]

С 2024 г. в России вступили в силу новые правила, касающиеся подачи уточненных налоговых деклараций. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона от 12.07.2024 №176-ФЗ и п.12 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 (СД-4-2/11836@), данный вид документа лишь может помочь в смягчении последствий, но не отменяют их полностью. Это создает определенную правовую неопределенность для налогоплательщиков, которые должны тщательно взвешивать свои действия.

Отказ от дробления бизнеса и переход к консолидации доходов всей группы компаний может привести к изменению налогового режима. В таком случае компании должны будут учитывать все доходы и расходы в рамках единой группы, что может повлечь за собой увеличение налогового бремени, а, следовательно, субъектам налоговых правоотношений придется перейти на общую систему налогообложения (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

Сам порядок списания долгов по налогам, пеням и штрафам зависит от того, как и когда организация отказалась от дробления бизнеса. Если решение, которым инспекция доначислила недоплаченные фискальные обязательства за налоговые периоды 2022–2024 годов вступило в силу раньше 12 июля 2024 года, получить амнистию в отношении данного решения не получится, а, следовательно, решение продолжит действовать (ч. 3 ст. 6 Закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

Следует отметить, что перечень критериев для оценки бизнеса на дробление законодательно не утвержден. Налоговые инспекции выявляют схемы дробления с учетом фактических обстоятельств деятельности группы компаний в каждом конкретном случае (письмо ФНС от 09.08.2024 № СД-4-7/9113, п. 2 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@).

Термин «дробление бизнеса» закрепили в подпункте 1 пункта 1 Закона № 176-ФЗ от 12.07.2024. Предложенные термины «дробление бизнеса» и «единая предпринимательская деятельность» определяют через понятия, которые имеют либо субъективную оценку, либо представлены в обобщающем значении. ФНС отмечает, что данные понятия не имеют цели установить новые правила по доказыванию признаков дробления бизнеса (письмо ФНС от 09.08.2024 № СД-4-7/9113, п. 2, 3 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@).

Следует подчеркнуть, что консолидирующие лица в бизнесе – это те, кто фактически принимает управленческие решения и влияет на результаты деятельности компании, даже если формально они не являются их владельцами. Налоговые инспекции могут учитывать эти факты при расследовании случаев дробления бизнеса. Так, если они установят, что несколько формально самостоятельных компаний фактически контролируются одним и тем же лицом или группой лиц, это может привести к пересмотру налогового статуса этих компаний и применению более строгих налоговых мер (п. 4 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@). В таких случаях целесообразно обеспечить прозрачность и корректное отражение всех управленческих структур и отношений в документации компании, чтобы избежать налоговых последствий и штрафов.

References

1. Haddad, A. Tax Amnesty in Morocco: Solution to a Crisis or a Crisis of Solution / A. Haddad // Journal of Tax Reform. – 2024. – Vol. 10, No. 3. – P. 628-642. – DOIhttps://doi.org/10.15826/jtr.2024.10.3.188. – EDN NOZYIL.

2. Bogdanova, O. S. Nalogovaya amnistiya kak instrument bor'by s drobleniem biznesa / O. S. Bogdanova // Zakon. – 2024. – № 11. – S. 61-68. – DOIhttps://doi.org/10.37239/0869-4400-2024-21-11-61-68. – EDN JOYYFK.

3. Dokshina, N. N. Nalogovaya amnistiya: novyy zakon i ego nyuansy / N. N. Dokshina // Gosudarstvennoe regulirovanie social'no-ekonomicheskih processov regiona i municipaliteta: vyzovy i otvety sovremennosti: sbornik nauchnyh trudov magistrantov i prepodavateley. – Chelyabinsk: Rossiyskaya akademiya narodnogo hozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federacii, 2024. – S. 44-51. – EDN HDTHBW.

4. Zubkova, V. S. Nalogovaya amnistiya kak instrument effektivnoy nalogovoy politiki RF / V. S. Zubkova, Yu. A. Bespalova // Ohrana i zaschita prav i zakonnyh interesov v sovremennom prave: sbornik statey po rezul'tatam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Simferopol', 15 dekabrya 2023 goda. – Simferopol': OOO "Izdatel'stvo Tipografiya "Arial", 2024. – S. 1313-1317. – EDN GQUUGB.

5. O pravovyh poziciyah, sformirovannyh sudebnoy praktikoy i primenyaemyh arbitrazhnymi sudami pri razreshenii sporov, svyazannyh s ustanovleniem v deystviyah nalogoplatel'schikov priznakov «drobleniya biznesa»: Pis'mo FNS Rossii ot 16.07.2024 № BV-4-7/8051@/ – Tekst: elektronnyy // URL:shttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_481104/ (data obrascheniya 04.04.2025 g.)

6. Rekomendacii po primeneniyu nalogovoy amnistii drobleniya biznesa. – Tekst: elektronnyy // Opublikovany 27.12.2025 na oficial'nom internet-portale pravovoy informacii http://https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/about_fts/amn_recomm.pdf.

7. Sosnovskiy, S. A. Nalogovaya amnistiya pri droblenii biznesa: usloviya i riski / S. A. Sosnovskiy // Nalogoved. – 2024. – № 12(252). – S. 13-21. – EDN ORHGOF.

8. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii, otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy zakonodatel'nyh aktov Rossiyskoy Federacii: federal'nyy zakon ot 12 iyulya 2024 g. № 176-FZ (red. 12.12.2024). – Tekst: elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://pravo.gov.ru (data obrascheniya 04.04.2025 g.)

9. Enciklopediya resheniy // Garant: spravochno-pravovaya sistema (data obrascheniya: 08.02.2025). – Dostup po podpiske v lokal'noy seti RNB.

10. Effektivnost' nalogovyh amnistiy analiz uspeshnyh i neudachnyh primerov / G. Hodzhaev, H. Hudaygulyeva, Sh. Dzhumashova, T. Gulberdieva // Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. – 2024. – T. 1, № 5-2. – S. 158-160. – EDN KKUXUW.


Login or Create
* Forgot password?