Prospects for the implementation of forest climate projects in the Russian Federation in modern conditions
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the current state of state climate policy in the forestry sector of the Russian Federation, key approaches to reducing greenhouse gas emissions and carbon accumulation in forest ecosystems, legislatively ap-proved regulations on forest climate projects, and the mechanism for their implementation. According to rough esti-mates by scientists, forests in Russia annually absorb about 600 million tons of CO2, that is, about a third of all green-house gas emissions in the country. In Russia, the total area of the forest fund is about 1.2 billion hectares, 78% of the forested lands of the forest fund belong to managed forests, where one of the most important factors of external influ-ence on the carbon cycle, in addition to interference in forest ecosystems in order to obtain forest resources, is the im-plementation of a complex of forestry measures. A number of studies have shown that carbon reserves and the rate of its deposition in forest ecosystems depend on the condition, species composition, age and commodity structure of for-ests. A reasonable choice of strategy for forest management, forest management, and forestry activities can have a significant impact on this aspect. Despite the fact that the forestry industry in our country has previously paid attention to measures to preserve the ecological potential of forests, adapt to climate change and increase forest sustainability, the system for assessing the effectiveness of their achievement required improvement. Until 2024, forest-climate initia-tives were not regulated by sectoral legislation, although the issue has been overdue for a long time and gained special importance after the signing of the Paris Agreement in 2016, in order to implement the UN Framework Convention on Climate Change. The amendments to the Forest Code of the Russian Federation that have entered into force regarding forest climate projects are aimed at increasing the possibilities of absorbing greenhouse gases from forest ecosystems and bringing Russia closer to carbon neutrality by 2060.

Keywords:
climate change, forestry measures, forest sector of the economy, forest ecosystems, forest climate project, forest man-agement, carbon storage, greenhouse gases
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

Введение

Площадь покрытых лесной растительностью земель в России составляет 795 млн га (46,4 %), на долю земель лесного фонда приходится 96,4 % покрытых лесом площадей (766,6 млн га), 2 % земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [1].

Лесные насаждения выполняют климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, а также играют существенную роль в поглощении углекислого газа из атмосферы.

Выбор и обоснование стратегий лесопользования и ведения лесного хозяйства являются одной из важнейших современных задач, стоящих перед лесным комплексом, при этом вариант максимально эффективный путь развития лесного хозяйства и лесной промышленности страны логично рассматривать, в том числе, с точки зрения выполнения лесами экологических, климатических, сырьевых и иных функций [2].

В последнее время возросла значимость лесоклиматических инициатив, направленных на редуцирование эмиссии парниковых выбросов и повышение абсорбции углерода лесами, с целью достижения углеродной нейтральности к 2060 году, то есть объемы выбросов должны сравняться с объемами поглощения парниковых газов [3, 4, 5, 6].

В своём докладе «Экономические эффекты климатических изменений в России» исследователи Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) отмечают, что объёмы ущерба от потепления на 1 градус во всех отраслях составили 2,45 трлн руб., а выгоды – 3,64 трлн руб. [7]. 

Являясь основным структурным элементом органического вещества, углерод преобладает в расчете на сухую массу, например, в сухой биомассе растений содержится от 45 до 53 % углерода. В ходе лабораторных исследований и анализа установлено, что наибольшей аккумулирующей способностью обладают дуб, лиственница, сосна и ель.

Одним из важнейших факторов внешнего воздействия на цикл углерода в управляемых лесных территориях, помимо вмешательства в лесные экосистемы с целью получения лесных ресурсов, является проведение комплекса лесохозяйственных мероприятий. Организация, планирование, объем, интенсивность, сроки проведения  лесохозяйственных мероприятий для различных условий представляют собой ключевой шаг в ходе к адаптации и снижению негативного воздействия от изменения климата [8, 9].

В настоящее время отдельное внимание уделяется лесоклиматическим проектам, направленных на повышение качества менеджмента лесов и снижение уязвимость природных территорий к негативному воздействию, вызываемых переменами климата.

Предполагается, что совершенствование лесохозяйственной деятельности, как наиболее перспективная стратегия, должно предусматривать обеспечение выращивания лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади. Это позволит не только добиться решения социально-экономических задач, но и повысить поглощение парниковых газов.

 

Материалы и методы

 

Объектами исследований являются лесоклиматические проекты, соответствующие поправки о которых теперь включены в отраслевое законодательство Российской Федерации. Рассматриваются вопросы совершенствования подходов к устойчивому управлению лесами и перспективы увеличения накопления углерода в лесных экосистемах.

Используемые в работе методы –контент-анализ нормативной и методологической базы; изучение, обобщение и теоретическое осмысление имеющегося опыта в части направления научных изысканий.

Исследовательская база включает информационные (правовые и литературные) источники, включая базы данных Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области изменения климата; статистические и иные отраслевые материалы, содержащие актуальную информацию о характеристиках, состоянии и динамике лесного фонда, лесопользовании, охране, защите, воспроизводству лесов.

 

Результаты и обсуждение

 

Региональный баланс углерода лесов в значительной степени определяется характером и интенсивностью лесохозяйственной деятельности. Среди всех лесохозяйственных мероприятий, влияющих на баланс углерода в управляемых лесах, условно можно выделить 3 группы:

-  снижающие запас углерода (ежегодные рубки лесных насаждений для лесозаготовки, создание линейных и промышленных объектов, населенных пунктов и др.).

- нейтральные (естественное возобновление лесов, сохранение коренных лесов и ключевых биотопов, выделение особо охраняемых природных территорий леса).

- повышающие запас углерода (лесозащитные и противопожарные мероприятия; лесовосстановление и лесоразведение с предпочтением пород, наиболее устойчивых к изменениям климата для конкретных лесорастительных условий); рекультивация нарушенных земель).

19 февраля 2024 года на заседании комиссии Правительства по законопроектной деятельности был одобрен документ, разработка которого направлена на закрепление лесоклиматических инициатив на законодательном уровне. В декабре 2024 года соответствующие поправки были приняты и подписаны Президентом нашей страны В.В. Путиным. Соответствующий Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» вступил в действие с 1 января 2025 года [10].

В новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации официально закреплено понятие «лесоклиматический проект» в качестве добровольного действия по сохранению лесов с целью увеличения поглощения парниковых газов, что, в свою очередь, способствуют повышению конкурентоспособности лесной отрасли на международном уровне, где требования к экологизации производств достаточно высоки.

Предусматриваемые лесоклиматическими проектами мероприятия направлены на сокращение выбросов парниковых газов путем сохранения лесных экосистем, восстановление утраченных и создания новых лесных насаждений.

Главой 4.1. Лесного кодекса Российской Федерации регламентируются положения, касающиеся климаторегулирующих возможностей лесов.

Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации о мероприятиях по сохранению лесов дополнена пунктом, относящимся к юридическим и физическим лицам инициаторам лесоклиматических проектов.

Частью 2 статьи 66.1. «Общие положения о климаторегулирующем потенциале лесов» определяются задачи исполнения лесоклиматических проектов для сохранения климаторегулирующего потенциала лесов. Особо выделена реализация мероприятий по сохранению лесов.

Лесоклиматические проекты планируются к внедрению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [11]. Последний регулирует круг вопросов, касающихся ограничения выбросов парниковых газов в нашей стране; определяет основные понятия климатической направленности; устанавливает принципы и порядок учета выбросов СО2 и поглощений, включая реестры выбросов и банк углеродных единиц. Подобный подход позволяет осуществлять объективный и всесторонний мониторинг климатических проектов, способствует достоверности оценки выполнения климатических обязательств  и основанного получения углеродных единиц.

 Согласно части 1 статьи 66.2 лесоклиматический проект представляет собой климатический проект, реализуемый в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Проекты осуществляются на добровольных началах в части мероприятий по сохранению лесов, направленных на снижение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов, сверх того, что выполняется лицами, которые используют леса или на которых в соответствии с Лесным Кодексом возложена обязанность по исполнению этих мероприятий. Только в этом случае может фиксироваться дополнительность  проекта

Статья 66.3 предусматривает реализацию климатических проектов на основании Соглашения между Федеральным органом исполнительной власти и заинтересованными лицами. В Соглашении дается информация о местоположении, границах, площади территории, на которой предусмотрены лесохозяйственные мероприятия лесоклиматического проекта, данные о видах, объемах, сроках проведения работ и др.


Login or Create
* Forgot password?