Abstract and keywords
Abstract (English):
Renewable energy sources (RES) have become an integral part of Russia's and Kyrgyzstan's energy sector in the context of limited natural resources and as a measure of adaptation to climate change. Despite the fact that currently the trend of using renewable energy sources in the country is only 1% of the total energy balance, Kyrgyzstan has significant potential for offloading hydroelectric power plants using alternative energy sources, provided that renewable energy technologies are properly installed and operated. Renewable energy sources (RES) have become an integral part of Kyrgyzstan's energy sector in the context of limited natural resources and as a measure of adaptation to climate change. With traditional natural resources scarce and the increasing impact of climate change, renewable energy sources are becoming increasingly important in many countries, and they are gradually being integrated into their national energy mix. This article examines the potential for using alternative energy sources in the transition from traditional energy to clean technologies. The relevance of this topic is heightened by climate change and the depletion of traditional resources. The main part of the paper includes an overview of alternative energy sources, their advantages, and potential barriers and prospects for transitioning to alternative fuels for the economies of Russia and Kyrgyzstan. The article also analyzes the potential of renewable energy sources for the industrial sectors of both countries. Although their current contribution to the country's overall energy balance is just over 1%, with the right approach to the implementation and use of appropriate technologies, renewable energy sources can significantly reduce the load on existing hydroelectric power plants. Despite the insignificant share of renewable energy sources in the overall energy balance, Russia and Kyrgyzstan have significant potential to relieve hydroelectric power plants through alternative energy sources, provided that renewable energy technologies are properly implemented and operated. Russia and the Kyrgyz Republic have significant potential for developing alternative energy, which could play a significant role in ensuring the sustainability of the energy systems of both countries.

Keywords:
renewable energy sources, solar energy, biomass wind, energy
Text

Введение

В настоящее время широко рассматриваются возможности использования альтернативных источников энергии в процессе перехода традиционной энергетики к экологически чистым технологиям. Актуальность темы обусловлена изменениями климата и исчерпанием традиционных ресурсов.

Возможности альтернативных источников энергии становятся все более актуальной темой на сегодняшний день, в связи с климатическими изменениями и сокращением запасов традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь, переход на экологически безопасные промышленные энергоресурсы становится не просто необходимостью, но и стратегической возможностью для роста и развития. По всему миру происходит активное внедрение альтернативных источников топлива в различные промышленные отрасли. Природный газ, биодизель и спирты уже широко применяются, а водород лишь начинает завоёвывать своё место. В России также разрабатывается проект, направленный на долгосрочный переход к использованию альтернативных видов топлива. Альтернативные источники энергии, такие как солнечная, ветровая, гидроэнергетика и другие, предлагают пути к снижению уровня загрязнения окружающей среды, выброса парниковых газов, а также к повышению энергетической безопасности и стимулированию новых технологий.

В России, обладающей значительными запасами углеводородов, «переход к «зеленой» энергетике приобретает особое значение в контексте санкций и переориентации рынков» [17]. «Мир стоит на пороге новой трансформации - перехода к устойчивой энергетике. Для России этот момент является поворотным пунктом – сделать рывок в техническом, технологическом и организационном развитии энергетики или безнадежно отстать от мировых энергетических лидеров» [17].

Правовая база, регулирующая энергетическую отрасль, представлена рядом ключевых законодательных актов. В их числе законы «Об энергетике», «Об электроэнергетике» и «Об энергосбережении», которые формируют основу для функционирования и развития сектора на национальном уровне.

К числу Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ относятся:

  • Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (последняя редакция) Редакция от 25.10.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) [1];
  • Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298 «О вопросах стимулирования использования возобновляемых источников энергии, внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556от 28.12.2023 N 2359) [2].

Комплекс стратегических и программных документов, принятых в различные годы, формирует концептуальную основу для долгосрочного развития энергетической отрасли Кыргызской Республики. К числу ключевых инициатив, определивших вектор государственной политики в данной сфере, относятся [3-11]:

  • Закон Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии»;
  • Национальная энергетическая программа на 2008–2010 годы;
  • Среднесрочная программа модернизации электроэнергетики на 2012-2017 годы;
  • Национальная стратегия устойчивого развития на период 2013-2017 гг.;
  • Национальная стратегия развития на 2018-2040 годы;
  • Программа внедрения принципов «зелёной» экономики на 2019-2023 гг.;
  • Стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года;
  • Национальная программа развития до 2026 года.
  •  

Материал и методы исследования

Результаты научного исследования базируются на информационной базе Государственного комитета по статистике, комитета Воронежской области по статистике; Официального сайта Кабинета министров Кыргызской Республики [8], Министерства энергетики Кыргызской Республики [9]; Проекта «Национальный план действий по устойчивой энергетике Кыргызской Республики» [10], «Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года» [11]; использованы научные статьи; законодательные и нормативные акты Российского федерального и регионального уровня. Применялись методы: системный анализ, синтез, факторный анализ, экономико-статистический анализ.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Альтернативные источники энергии (далее – АИЭ), или возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ), представляют собой ресурсы, которые восстанавливаются естественным образом и считаются неисчерпаемыми в человеческом масштабе времени. «ВИЭ – это энергия из природных ресурсов, которые возобновляются в короткий период (дни, недели, сезоны) и считаются неисчерпаемыми на человеческих временных шкалах, такие как ветер, солнце, приливы и речные потоки» [14].

К основным видам АИЭ относятся:

  • солнечная энергия: преобразование солнечного излучения через гелиотермальные системы;
  • ветровая энергия: возникает при вращении лопастей турбин в ветропарках;
  • гидроэнергия: энергия водных потоков, особенно малые гидроэлектростанции без плотин;
  • геотермальная энергия: использование тепла недр Земли;
  • биоэнергетика: производство энергии из органических отходов и биомассы.

Смена вектора развития от ископаемых видов топлива к устойчивым и возобновляемым источникам энергии представляет собой не только шаг в сторону экологической повестки, но и ответ на насущные вызовы в экономике страны. Использование ВИЭ способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду, способствует улучшению качества воздуха и уменьшает зависимость от импорта энергоресурсов. Такой переход способен положительно сказаться на уровне жизни населения, создавая новые рабочие места, особенно в сельской местности, и укрепляя социально-экономическое развитие регионов.

В России потенциал АИЭ огромен: большая территория позволяет размещать ветровые и солнечные станции в удаленных районах, таких как Арктика и Сибирь. «Преимущество России – большая территория, особенно для использования возобновляемых источников в удаленных и энергодефицитных районах, таких как Забайкальский край, Арктика» [20]. Например, в угледобывающих регионах, как Кемеровская область, внедрение солнечной и ветровой генерации может снизить себестоимость добычи.

«Развитие технологий возобновляемых источников энергии может выступить драйвером инновационной модернизации экономики и источником формирования низкоуглеродной («зеленой») экономики» [13]. В промышленном секторе АИЭ интегрируются с системами хранения энергии, что решает проблему нестабильности выработки. Однако существуют и возможные барьеры, такие как: высокая стоимость оборудования, зависимость от погоды и отсутствие технологического суверенитета.

В мировой практике переход к ВИЭ отмечается в Германии и Дании, где доля ВИЭ превышает 40% (рис. 1а) [16]. В России доля ВИЭ увеличивается, но пока не достигает Европейского и мирового уровня (рис. 1б). Проекты России включают ветропарки и солнечные станции в многих областях страны: солнечная энергетика развивается в республике Башкортостан, Оренбургской и Самарской областях (построены крупные солнечные электростанции), а в Забайкальском крае и Бурятии солнечные станции используются для энергоснабжения удаленных территорий, где централизованные сети экономически неэффективны; ветровая энергетика в России наиболее развита в Ростовской области, Калмыкии, Ставропольский крае: ветропарки, построенные компаниями «Энел Россия» и «Новавин», имеют мощность от 50 до 200 МВт. Например, Азовская ВЭС в Ростовской области (90 МВт) – один из крупнейших проектов. «Ростовская область выбрана как наиболее перспективная для ВИЭ из-за высоких ветровых нагрузок и развитой инфраструктуры» [19]. «Наличие технического, ресурсного и научного потенциала может способствовать выходу России на траекторию развития устойчивой энергетики» [17].

References

1. Federal'nyy zakon "Ob elektroenergetike" ot 26.03.2003 N 35-FZ (poslednyaya redakciya) Redakciya ot 25.10.2024 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2025)

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.08.2020 N 1298 O voprosah stimulirovaniya ispol'zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii, vnesenii izmeneniy v nekotorye akty pravitel'stva Rossiyskoy Federacii i o priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy nekotoryh aktov pravitel'stva Rossiyskoy Federacii (v red. Postanovleniy Pravitel'stva RF ot 30.12.2022 N 2556, ot 28.12.2023 N 2359)

3. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 30 oktyabrya 1996 g. № 56 «Ob energetike». (V redakcii Zakonov Kyrgyzskoy Respubliki ot 16.05.2008 №85, 23.05.2008 №93, 23.01.2009 №14, 18.05.2012 №60, 10.10.2012 №170, 24.06.2013 №99, 19.07.2014 №145, 14.01.2015 №10).

4. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 28 yanvarya 1997 g. № 8 «Ob elektroenergetike». (red. ot 25.07.2023).

5. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki «O vozobnovlyaemyh istochnikah energii».

6. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 26 iyulya 2011 g. №137 (s izm. i dop. ot 20.06.2019) «Ob energeticheskoy effektivnosti zdaniy».

7. Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 07 iyulya 1998 g. № 88 «Ob energosberezhenii». (V redakcii Zakonov Kyrgyzskoy Respubliki ot 24.12.2008 №269, 15.06.2013 №96, 30.07.2013 №175, 18.07.2014 №144, 06.07.2016 №99, 08.07.2019 №83).

8. Oficial'nyy sayt Kabinet ministrov Kyrgyzskoy Respubliki. URL: https://www.gov.kg/

9. Oficial'nyy sayt Ministerstvo energetiki Kyrgyzskoy Respubliki. URL: https://minenergo.gov.kg/

10. OON i EEK: PROEKT «Nacional'nyy plan deystviy po ustoychivoy energetike Kyrgyzskoy Respubliki», 2019 god

11. Nacional'naya programma razvitiya Kyrgyzskoy Respubliki do 2026 goda. InternetResursy: https:// mineconom.gov.kg / froala/uploads/ file/7d50e21eb06002d0116e53b2e80df95a45339ba9. Pdf. (Data obrascheniya 10.09.2024).

12. Mezhdunarodnyy valyutnyy fond (2019) Kyrgyzskaya Respublika: izbrannye voprosy(www.elibrary.imf.org/view/journals/002/2019/209/article-A002-en.xml#ref_RA02fn14) MVF (2021a) Kyrgyzskaya Respublika: 2021 g., konsul'taciya po Stat'e IV, press-reliz; otchet personala

13. Bekulova, S. R. Vozobnovlyaemye istochniki energii v usloviyah novoy promyshlennoy revolyucii: mirovoy i otechestvennyy opyt / S. R. Berkulova. – Mir novoy ekonomiki. – 2019. – T. 13, № 4. – S. 14-21.

14. Bezrukova T.L., Kuvshinova O.V., Grigoreva S.V., Pozdeev V.L. Sase method for assessing the transition of the forestry sector to the use of innovative technologies in the context of adaptation to climate change // Technological Horizons of Decarbonization Based on Environmental Innovations. Cham, 2025. R. 151-156.

15. Butuzov, V. A. Rossiyskaya vozobnovlyaemaya energetika / V.A. Butuzov. – Energetika i promyshlennost' Rossii. – 2022. – № 1. – S. 10-25.

16. Kozhoshev A.O. Energeticheskaya bezopasnost' Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyah novyh vyzovov i ugroz. Akademicheskiy biznes-zhurnal «Ekonomicheskie strategii». №5-2024 g. – S.84-96.

17. Loktionov, V. I. Rossiya na puti k ustoychivoy energetike / V. I. Loktinov. – Energeticheskaya politika. – 2021. – № 4. – S. 30-45.

18. Magomedov, A. Netradicionnye vozobnovlyaemye istochniki energii / A. Magomedov. – Mahachkala: Yupiter, 1996. - 200 s.

19. Nepsha, F. S. Perspektivy primeneniya generacii na vozobnovlyaemyh istochnikah energii na ugledobyvayuschih predpriyatiyah / F. S. Nepsha, K. A. Varanavskiy, V. A. Voronmn, I. S. Zaslavskiy, A. S. Liven. – Gornyy zhurnal. - 2022. - № 5. - S. 50-65.

20. Platashin, V. S. Perspektivy razvitiya vozobnovlyaemyh istochnikov energii / V. S. Platashin. – Ekonomicheskaya teoriya i menedzhment. – 2021. – № 3. – S. 20-35.

21. Gyyazov A.T., Bezrukova T.L., Kuvshinova O.V., Markova L.V. Preimuschestva innovacionnyh tehnologiy v mebel'nom proizvodstve // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 2023. T. 11. № 3 (62). S. 139-153.

22. Tonysheva, L. L. Ustoychivoe razvitie otechestvennoy vozobnovlyaemoy energetiki: strategicheskie celi i mehanizm podderzhki / L. L. Tonysheva, G. S. Mizinkov. – Menedzhment v TEK. – 2023. – № 2. – S. 15-30.


Login or Create
* Forgot password?