Ekaterinburg, Russian Federation
Ekaterinburg, Russian Federation
Ekaterinburg, Russian Federation
Proveden analiz osnovnyh pokazateley (planovaya stoimost', fakticheskiy razmer investiciy, byudzhetnyy i social'nyy effekt) investicionnyh proektov, kotorye imeyut status prioritetnyh v sfere osvoeniya lesov federal'nogo znacheniya v sootvetstvii so Strategiey social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na period do 2030 g. Vyyavleny proekty, perspektivnye dlya vklyucheniya v spisok prioritetnyh. V zaklyuchenii oboznachena vazhnost' razvitiya kadrovogo potenciala LPK i vzaimodeystviya v sisteme «VUZy – biznes – vlast'».
lesopromyshlennyy kompleks, gosudarstvennaya podderzhka, prioritetnye investicionnye proekty, kadrovyy potencial
DOI: 10.12737/article_5967eafe996de7.27358174
Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного
комплекса Свердловской области
кандидат экономических наук, доцент Н. К. Прядилина1
кандидат экономических наук Е. Н. Стариков1
кандидат экономических наук Е. С. Мезенцева2
1 – ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»,
г. Екатеринбург, Российская Федерация
2 – ФГБУН Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация
В статье показано место лесопромышленного комплекса (ЛПК) в экономике Свердловской области. Проведен анализ и выявлены тенденции изменения основных показателей развития ЛПК Свердловской области за 2013-2015 гг. в разрезе 2 основных видов деятельности. Выявлены преимущества и недостатки ЛПК региона. В качестве конкурентных преимуществ выделено наличие сырья и центров его переработки. Ограничивающие факторы в развитии ЛПК связаны низкой эффективностью лесопользования, неразвитой инфраструктурой, низким инновационным и инвестиционным потенциалом, несовершенством законодательства. На базе этого обоснована необходимость экономических, финансовых, организационных, социальных и технических мер, направленных на улучшение положения ЛПК. Предложены направления повышения эффективности управления лесным сектором экономики на уровне региона. Обозначены меры, которые должны стать элементами Дорожной карты развития ЛПК, по направлениям оценки, информационной поддержки, логистического, финансового, кадрового обеспечения лесного хозяйства. Выделены региональные приоритетные направления реализации инвестиционных проектов, включая формирование территориальных производственных кластеров. Приведена структура лесного кластера Свердловской области как многоотраслевого комплекса. Обоснована приоритетная переориентация ЛПК на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и выделены отдельные направления производств в ЛПК Свердловской области с высоким технологическим переделом. Обозначены основные нормативные акты федерального и регионального уровня, в соответствии с которыми осуществляется государственная поддержка технического перевооружения и модернизации ЛПК Свердловской области. Проведен анализ основных показателей (плановая стоимость, фактический размер инвестиций, бюджетный и социальный эффект) инвестиционных проектов, которые имеют статус приоритетных в сфере освоения лесов федерального значения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 г. Выявлены проекты, перспективные для включения в список приоритетных. В заключении обозначена важность развития кадрового потенциала ЛПК и взаимодействия в системе «ВУЗы – бизнес – власть».
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, государственная поддержка, приоритетные инвестиционные проекты, кадровый потенциал
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF
SVERDLOVSK REGION
PhD in Economics, Associate Professor N. K. Pryadilina1
PhD in Economics E. N. Starikov1
PhD in Economics E. S. Mezentseva
1 – Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University»,
Yekaterinburg, Russian Federation
2 – Institute of Economics at the Russian Academy of Sciences (Ural branch), Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract
The article shows the place of the timber industry complex (TIC) in the economy of the Sverdlovsk region. Analysis is conducted and trends in the main indicators of development of forestry of Sverdlovsk region for 2013-2015 in the context of 2 major activities are identified. Advantages and disadvantages of the TIC of the region are revealed. Competitive advantages are the availability of raw materials and processing centres. Limiting factors in the development of forestry are associated with low efficiency of forest use, poor infrastructure, low innovation and investment potential, the imperfection of the legislation. On the basis of this the necessity of organizational, economic, technical, financial and social measures to improve the situation in TIC is justified. The directions to increase the efficiency of management of the forest sector at the regional level are suggested. Actions that should be elements of the roadmap of forestry development, in the areas of assessment, information support, logistic, financial, staffing of forestry are identified. Regional priorities of the implementation of investment projects, including the formation of regional industrial clusters, are selected. The structure of forest cluster in Sverdlovsk region as diversified complex is given. Priority reorientation of the industry on the production of products with high added value is justified and separate areas of production in timber industry of the Sverdlovsk region with high technological processing are shown. The key regulations of the Federal and regional level are identified, in accordance with which the state support of technical re-equipment and modernization of forestry of Sverdlovsk region is made. The analysis of the main indicators (the planned cost, the actual amount of investment, budgetary and social effect) of investment projects is made, whose status is priority one in forest development of Federal importance in accordance with the Strategy of socio-economic development of Sverdlovsk region for the period up to 2030 Projects are identified, that are promising for inclusion in the priority list. In conclusion, importance of development of personnel potential of TIC and interaction in the system "Universities – business – government" is indicated.
Keywords: timber industry complex, state support, priority investment projects, human resources
Лесопромышленный комплекс включает в себя лесное хозяйство, заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Лесное хозяйство отличается значительными природно-климатическими рисками и низкой инвестиционной привлекательностью [2, 14]. Угрозой продукционному потенциалу лесов, восстановлению экологической обстановки в регионах с интенсивными лесозаготовками является низкий объем инноваций в системе лесного хозяйства [12], что, в свою очередь, является следствием низкого уровня инвестирования в отрасль.
В России лесная отрасль не является структурообразующей отраслью экономики. В тоже время эта отрасль промышленного производства оказывает значительное влияние на перспективы экономического развития отдельных регионов страны.
Свердловская область является традиционным индустриальным регионом [11]. При этом, в лесопромышленном комплексе Российской Федерации она занимает 4-е место по производству фанеры, 6-е место по производству пиломатериалов, 10-е место по заготовке древесины. Развитие лесной промышленности Свердловской области определяется Стратегией развития лесопромышленного комплекса области до 2020 года [8].
Площадь земель лесного фонда Свердловской области составляет порядка 68,6 % ее территории и равна 15,2 млн га. В том числе 12,7 млн га покрыто лесом, включая 7,2 млн га, занятых хвойными насаждениями. При этом, объем расчетной лесосеки составляет 24,3 млн м3 [7]. Заготовка древесины за 2015 г. составила 26,8 % расчетной лесосеки (6,5 млн м3) (рис. 1).
Рис. 1. Использование расчетной лесосеки
в Свердловской области в 2015 г., тыс. м3
Лесопромышленный комплекс представлен двумя укрупненными видами экономической деятельности: «обработка древесины и производство изделий из дерева» и «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность».
Если говорить о доле продукции, которая была отгружена предприятиями лесопромышленного комплекса в 2015 г., то в общем объеме отгрузки предприятий обрабатывающей промышленности Свердловской области она составляет 1,4 %. Номенклатура продукции лесопромышленного комплекса состоит из следующих основных видов: пиломатериалы, фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, бумага и картон.
Предприятия лесопромышленного комплекса осуществляют деятельность в большинстве муниципальных образований области. Более того, в ряде населенных пунктов они выполняют градообразующую, социально значимую роль. К предприятиям, вносящим наибольший вклад в развитие лесопромышленной отрасли, относятся: ЗАОр «Туринский целлюлозно-бумажный завод», НАО «СВЕЗА Верхняя Синячиха», ООО «Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат», ООО «Тавдинский фанерно-плитный комбинат», ООО «Аргус СФК», ООО «Тура-Лес», ООО «Лестех».
Основные показатели развития ЛПК Свердловской области за 2013-2015 годы представлены в табл. 1-8.
Таблица 1
Объемы и динамика производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса
Свердловской области за 2013-2015 гг.
Наименование продукции |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Бумага и картон, тыс. т |
45,4 |
40,6 |
38,1 |
93,8 |
Древесноволокнистые плиты, тыс. м2 |
11450 |
12660 |
12546 |
99,1 |
Древесностружечные плиты, тыс. м3 |
59,8 |
51,6 |
24,8 |
48,0 |
Пиломатериалы, тыс. м3 |
349,9 |
303,9 |
270,2 |
88,9 |
Фанера, тыс. м3 |
220,0 |
235,0 |
238,9 |
101,7 |
Как видно из табл. 1, в 2015 г. по всем основным видам продукции, кроме фанеры, произошел спад производства.
Количество предприятий сократилось на 68 единиц и составило 2977, в том числе, по виду экономической деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» – 1343; по виду экономической деятельности «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – 1634.
Таблица 2
Количество предприятий лесопромышленного
комплекса Свердловской области за 2013-2015 гг.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
3087 |
3045 |
2977 |
97,7 |
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
1356 |
1363 |
1343 |
98,5 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
1731 |
1682 |
1634 |
97,1 |
Таблица 3
Объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями лесопромышленного комплекса Свердловской области в 2013-2015 гг., млн р.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
18301,1 |
17577,0 |
21150,2 |
120,3 |
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
8610,6 |
8366,2 |
10106,4 |
120,8 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
9690,5 |
9210,8 |
11043,8 |
119,9 |
Таблица 4
Индекс промышленного производства
лесопромышленного комплекса Свердловской
области в 2013-2015 гг., %
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Индекс промышленного производства по полному кругу организаций: |
|||
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
99,5 |
93,6 |
103,8 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
66,3 |
94,5 |
75,2 |
Общий объем отгруженных товаров собственного производства увеличился практически на 20 %. По виду экономической деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» он составил 10106,4 млн р., или 120,8 % к прошлому году; по
Таблица 5
Среднесписочная численность работников
предприятий лесопромышленного комплекса
Свердловской области в 2013-2015 гг., чел.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
15441 |
14622 |
14449 |
98,8 |
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
|
|
7523 |
93,5 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
|
|
6926 |
103,8 |
Таблица 6
Размер номинальной начисленной средней заработной платы на предприятиях лесопромышленного
комплекса Свердловской области в 2013-2015 гг., р.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
|
|
|
|
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
15261 |
16191,8 |
18053,9 |
111,5 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
20488 |
21784 |
22328,8 |
102,5 |
Таблица 7
Сальдированный финансовый результат (прибыль-убыток) до налогообложения по крупным и средним организациям лесопромышленного комплекса Свердловской области в 2013-2015 гг., млн р.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
- 396,5 |
462,8 |
713,7 |
250,9 |
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
- 254,3 |
543,5 |
584,3 |
40,8 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
- 142,2 |
- 80,7 |
129,4 |
210,1 |
Таблица 8
Объем инвестиций в основной капитал
по лесопромышленному комплексу
Свердловской области в 2013-2015 гг., млн р.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2014 г., % |
Всего, в т.ч. по видам деятельности: |
387,7 |
284,4 |
210,3 |
73,9 |
- «обработка древесины и производство изделий из дерева» |
304,1 |
229,7 |
194,1 |
84,5 |
- «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» |
83,6 |
54,7 |
16,2 |
29,6 |
виду «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – 11043,8 млн р., или 119,9 % к прошлому году.
Индекс промышленного производства по полному кругу организаций по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» увеличился и составил 103,8 % по сравнению с 2014 г., по виду деятельности «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» он снизился и составил 75,2 %.
На 173 человека сократилась среднесписочная численность работников комплекса. По виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» за 2015 г. она составила 7523 человека (93,5 % по отношению к 2014 г.), по виду деятельности «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – 6926 (103,8 % по отношению к 2014 г.). По подразделу «производство целлюлозы, бумаги и картона» численность работников составила 2180 человек (93,7 % по отношению к 2014 г.).
В 2015 г. наблюдается незначительное увеличение размера номинальной начисленной средней заработной платы. По виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» он составил 18 053,9 р. (111,5 % по отношению к 2014 г.), «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – 22 328,8 р. (102,5% по отношению к 2014 г.). По подразделу «производство целлюлозы, бумаги и картона» средняя заработная плата составила 15 738,3 р. (106,6 % по отношению к 2014 г.).
Сальдированный финансовый результат (прибыль-убыток) до налогообложения по кругу крупных и средних организаций составил по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева»: 584,3 млн р. (107,5 % по отношению к 2014 г.), по виду «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – 129,4 млн р. (в 2014 г. сальдированный финансовый результат был отрицательным – убыток 80,7 млн р.).
Объем инвестиций в основной капитал за 2015 г. в целом по лесопромышленному комплексу составил 210,3 млн р., что на 26 % меньше показателя 2014 г. В том числе 194,1 млн р. – обработка древесины и производство изделий из дерева (84,5 % по отношению к 2014 г.); 16,2 млн р. – целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (29,6 % по отношению к 2014 г.).
Таким образом, при положительной динамике роста объемов отгруженных товаров, увеличении величины прибыли в отрасли, в лесопромышленном комплексе отмечены следующие негативные моменты:
- уменьшение количества предприятий ЛПК, в том числе за счет закрытия нескольких малых предприятий;
- сокращение среднесписочной численности работников;
- снижение на 26 % объема инвестиций,
- индекс промышленного производства по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности остается меньше 100 и серьезно упал по сравнению с 2014 г.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки лесопромышленного комплекса Свердловской области. Лесопромышленный комплекс области обладает следующими конкурентными преимуществами:
- область располагает достаточными объемами древесного сырья, что позволит в перспективе наращивать объемы лесопользования и развивать деревообрабатывающие производства;
- имеются центры переработки древесного сырья, в том числе лиственного.
Основные ограничивающие факторы развития отрасли:
- неэффективное лесопользование (низкий уровень освоения расчетной лесосеки; устаревшие технологии лесопереработки с высокой долей отходов производства, не используемых в дальнейшей переработке);
- низкое качество производственной и дорожно-транспортной инфраструктуры, затрудняющее освоение новых участков лесного фонда;
- недостаточный уровень освоения лесосырьевых ресурсов, который приводит к накоплению перестойной древесины;
- высокий износ основных фондов отрасли;
- низкий уровень инновационного потенциала;
- низкая доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства;
- недостаточная точность государственного учета лесов, значительный объем неиспользуемых лесосырьевых ресурсов на землях лесного фонда. Так, от 10 до 25 лет составляет время давности лесоустройства лесничеств. Точные данные о качестве и составе лесосырьевых ресурсов отсутствуют, что не позволяет потенциальным инвесторам достоверно оценить объект вложений. В результате привлечение инвестиций в отрасль затруднено;
- несовершенство законодательства в сфере регулирования лесных отношений, ограничивающее возможности развития лесного бизнеса;
- высокий уровень энерго- и материалоемкости производства и опережающий рост цен на продукцию и тарифов на услуги, что ведет к неустойчивому финансовому положению большинства предприятий ЛПК;
- нестабильность таможенных нормативов внешнеэкономической деятельности;
- отсутствие в регионе сертифицированных лесных площадей;
- присутствие в торговом обороте региона незаконной или неучтенной древесины;
- дефицит кадров.
На практике для улучшения ситуации в ЛПК Свердловской области в ближайшее время требуется принятие ряда экономических, финансовых, организационных, социальных и технических мер как на региональном уровне, так и на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Повышение эффективности управления лесным сектором экономики может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:
1. Формирования региональной государственной целевой программы (подпрограммы) Свердловской области, предусматривающей планирование с учетом межрегионального и муниципального уровней.
2. Перераспределения полномочий органов исполнительной власти на уровне области, путем формирования зон персональной ответственности руководителей в соответствии с видами экономической деятельности (02.01 «Лесозаготовки и лесоводство», 20.01 «Обработка древесины и производство изделий из древесины»).
3. Создания территориального инновационного лесного центра Рослесхоза при Уральском государственном лесотехническом университете (УГЛТУ).
4. Формирования системы мер господдержки в лесном секторе экономики.
Развитие лесного сектора экономики должно опираться на следующие меры, составляющие Дорожную карту:
- реальную оценку лесных ресурсов на основе зонирования и лесной таксации арендных участков;
- разработку лесной транспортно-логистической региональной сети с учетом особенностей территории и государственных интересов;
- формирование актуальной информационной базы данных о потенциальных инвестиционных площадках с характеристикой инфраструктурных объектов на уровне муниципального планирования;
- регулирование внутрирегионального рынка древесной продукции;
- обеспечение реальных скоординированных многоуровневых мер государственной поддержки инвестпроектов;
- доступность кредитных ресурсов для реализации инвестпроектов в лесном секторе экономики;
- формулировку региональных приоритетных направлений реализации инвестиционных проектов;
- кадровое целевое обеспечение инвестиционных проектов.
Региональные приоритетные направления реализации инвестиционных проектов, по нашему мнению, состоят из следующих:
- Внедрение инновационных технологий в лесном хозяйстве и лесоустройстве.
- Применение лесозаготовительных комплексов с процессорным управлением преимущественно на выборочных рубках (АМКОДОР) и газодизельных лесовозов.
- Создание биоэнергетических производств на основе термической переработки древесных отходов и низкосортной древесины.
- Импортозамещающее производство целлюлозно-бумажной продукции с максимальной переработкой макулатурной массы, а также производство древесных композиционных материалов и продукции деревянного домостроения.
- Развитие деревоперерабатывающих, мебельных, лесохимических производств на основе формирования территориальных производственных кластеров.
Обоснование перспективности формирования кластеров в лесной отрасли было исследовано рядом отечественных авторов [1, 13]. Ключевым направлением развития кластерных структур являются инвестиционные проекты участников, реализуемые на основе государственно-муниципально-частного партнерства в рамках государственных и муниципальным программ развития [10].
Если говорить о лесном кластере Свердловской области, то он представляет из себя многоотраслевой комплекс. В состав кластера входят:
- лесозаготовки и лесное хозяйство;
- лесопиление и деревообработка;
- производство фанеры, древесных плит;
- целлюлозно-бумажное производство;
- мебельное производство;
- деревянное домостроение;
- лесохимическое производство;
- энергопроизводство на основе древесных отходов;
- лесное машиностроение;
- проектирование и инжиниринг;
- университетская база (подготовка и переподготовка специалистов);
- Уральский лесной технопарк.
Приоритетной является переориентация лесопромышленного комплекса на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, которая будет востребована на рынке и конкурентоспособна по сравнению с зарубежными аналогами (рис.2).
Основные направления государственной поддержки технического перевооружения и модернизации ЛПК Свердловской области осуществляются в соответствии со следующими нормативными актами феде-
Менеджмент. Экономика. Организация
|
Высокий технологический передел в лесопромышленном комплексе |
Системы «харвестер - форвардер» |
Производство ЦБП |
Ламинированная ДСП и фанера |
Производства домов |
Мебель из массива |
Столярные элементы |
Энергопроизводство |
рального и регионального уровня:
- «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (постановление Правительства РФ №419 от 30.06.2007 г.) [3]
- «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» (постановление Правительства РФ № 41 от 28.01.2016 г.) [5]
- «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года» (государственная программа, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области № 1293-ПП от 24.10.2013 г.) [6].
Кроме того, поддержка оказывается через Свердловской областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 г. [4] на сегодняшний день три проекта имеют статус приоритетных в области освоения лесов федерального значения. Это:
- ООО «Аргус СФК» (пос. Восточный Сосьвинского ГО) – «Создание деревообрабатывающего предприятия в п. Восточном Серовского района Свердловской области»
- ООО «Лесников» (пос. Красноглинный Серовского ГО) – «Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области»
- ООО «Лестех» (п. Верхняя Синячиха, МО Алапаевское) – «Создание высокотехнологичного деревообрабатывающего производства с циклом заготовки древесины и дорожного строительства на территории Свердловской области»
Общий объем инвестиций в перечисленные проекты за период их реализации достиг 1,2 млрд р. Реализация еще одного инвестиционного проекта ООО «Выйский ДОК» (г. Нижний Тагил) завершена в 2014 г. Фактический объем инвестиций, привлеченных в проект, составил 813 млн р.
Рассмотрим подробнее указанные проекты (табл. 9). Инвестиционный проект ООО «Аргус СФК» «Создание деревообрабатывающего предприятия в п. Восточный Серовского района Свердловской области".
Разрешенный ежегодный размер пользования 356,3 тыс. м3 (по проекту 600 тыс. м3) на площади 305,6 тыс. га. Фактическая рубка за 2014 г. составила 85,5 тыс. м3 (24 % от установленного договорами). Проект включен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в перечень приори-
Таблица 9
Основные показатели инвестиционных проектов в ЛПК Свердловской области
Предприятие |
Инвестиционный проект |
Плановая стоимость проекта |
Фактический размер инвестиций |
Бюджетный эффект |
Социальный эффект |
ООО «Аргус СФК» (пос. Восточный, Сосьвинский ГО)
|
Создание деревообрабатывающего предприятия в п. Восточном Серовского района Свердловской области |
311 млн р. |
506 млн р. |
100 млн р. в год |
|
ООО «Лесников» (пос. Красноглинный, Серовский ГО) |
Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области |
525 млн р. |
339 млн р. |
711 млн р. за весь срок |
|
ООО «Лестех» (п. Верхняя Синячиха, МО Алапаевское)
|
Создание высокотехнологичного деревообрабатывающего производства с циклом заготовки древесины и дорожного строительства на территории Свердловской области |
575 млн р. |
390 млн р. |
1,9 млрд р. до 2024 г. |
увеличение количества рабочих мест до 306; рост средней зарплаты до 31 тыс. р./мес. |
ООО «Уральская лесопромышленная компания» (г. Асбест, Асбестовский ГО) |
Завод профильных деталей для строительства с циклом лесопиления и лесозаготовки на территории Свердловской области |
394 млн р. |
|
141 млн р. до 2021 г. |
178 новых рабочих мест |
ООО «Лесной Урал Лобва» (пос. Лобва, Новолялинский ГО) |
Открытие нового лесоперерабатывающего производства в п. Лобва Новолялинского городского округа |
456 млн р. |
|
972 млн р. до 2027 г. |
163 новых рабочих места; рост средней зарплаты до 31 тыс. р./мес. |
тетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 2008 году.
Плановая стоимость проекта – 311 млн р. Фактический размер инвестиций, привлеченных в проект, составил 506 млн р. Бюджетный эффект при реализации проекта составит более 100 млн р. в год.
Общая численность занятых на данном предприятии в настоящее время составляет 235 человек. В декабре 2011 г. производственный комплекс был введен в эксплуатацию. В 2013 г. организован участок по производству топливных гранул (пеллет) мощностью 3000 тонн в год. В 2014 г. завершен монтаж и наладка фанерного производства.
Инвестиционный проект ООО «Лесников» «Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области». Разрешенный ежегодный размер пользования 158,1 тыс. м3 (по проекту 214 тыс. м3) на площади 102 тыс. га. Фактическая рубка за 2014 г. не осуществлялась, так как проект включен в приоритетные инвестпроекты в октябре 2014 г. Целью Проекта является создание производства, включающего в себя полный цикл лесозаготовительных и лесовосстановительных работ, глубокую деревообработку, производство биотоплива и древесного угля.
Среднегодовая выручка от реализации продукции составит 373 млн р., бюджетный эффект при реализации проекта составит - 711 млн р. за весь срок реализации проекта. Плановая стоимость проекта – 525 млн р. Фактический объем инвестиций, привлеченный в проект, составляет 339 млн р. (64,5 % от общей стоимости проекта).
Проектом предусмотрено строительство собственной котельной, что позволит решить проблему утилизации отходов деревообрабатывающего производства путем использования их в качестве топлива, а также обеспечить поселок Красноглинный Серовского района тепловой энергией и горячей водой.
Инвестиционный проект ООО «Лестех» «Создание высокотехнологичного деревообрабатывающего производства с циклом заготовки древесины и дорожного строительства на территории Свердловской области». Проект включен в перечень приоритетных в середине июня 2016 г.
Объем инвестиций в проект - 575 млн р. Фактический размер инвестиций, привлеченных в проект, составил 390 млн р. (67,7 % от общей стоимости проекта). Бюджетный эффект при реализации проекта составит - 1,9 млрд р. до 2024 г. Социальная эффективность реализации проекта: выработка товарной продукции на 1 работающего в год составит 2 млн р.; увеличение количества рабочих мест до 306 человек; увеличение средней заработной платы до 31 000 р. в месяц.
Министерством промышленности и науки Свердловской области ведется активная работа по привлечению инвесторов к реализации приоритетных проектов в области освоения лесов. В настоящее время в работе находятся 2 проекта. Первый проект ООО «Уральская лесопромышленная компания» (г. Асбест) – завод профильных деталей для строительства с циклом лесопиления и лесозаготовки на территории Свердловской области.
Инвестиционный проект Уральской лесопромышленной компании прошел процедуру согласования в исполнительных органах государственной власти Свердловской области и в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Однако в апреле 2016 г. поступило письмо от Федерального агентства лесного хозяйства, которым федеральный орган отозвал свое согласование в связи с жалобами жителей г. Асбест на планирующуюся рубку защитных лесов Рефтинской ГРЭС. 30 мая 2016 г. проведено заседание комиссии по проработке возможности корректировки лесных участков, выделенных Уральской лесопромышленной компании. На заседании принято решение исключить из проекта участки защитных лесов и продолжить работу с инвестором по подбору альтернативных лесных участков из состава эксплуатационных лесов для их промышленного освоения.
В настоящее время инвестором осуществляется корректировка концепции. Объем инвестиций в проект - 394 млн р. Бюджетный эффект при реализации проекта составит - 141 млн р. до 2021 г. Социальная эффективность реализации проекта: создание 178 новых рабочих мест.
Второй проект – ООО «Лесной Урал Лобва» (п. Лобва Новолялинского городского округа) – открытие нового лесоперерабатывающего производства в п. Лобва Новолялинского городского округа. Зарезервированы лесные участки в Кушвинском, Нижне-Тагильском, Алапаевском, Талицком лесничествах. Объем инвестиций в проект - 456 млн р.
Бюджетный эффект при реализации проекта составит - 972 млн р. до 2027 г. Социальная эффективность реализации проекта: создание 163 новых рабочих мест; увеличение средней заработной платы до 31 000 р. в месяц.
Проект ООО «Лесной Урал Лобва» прошел процедуру согласования в исполнительных органах государственной власти Свердловской области и Федеральном агентстве лесного хозяйства. На данный момент повторно направлен в Минпромторг России.
Экономический эффект от включения данных заявок в перечень приоритетных, за весь срок реализации инвестиционных проектов от поступления в бюджеты разных уровней превысит 1 млрд р., суммарный объем инвестиций в эти проекты составит порядка
850 млн р. Будет создано более 340 рабочих мест.
Ведется работа и с другими инвесторами, уже с учетом планируемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации увеличения минимального объема инвестиций в проект в размере 750 млн р. Изменение правил планируется до конца 2016 года. Это:
- проект ООО «ЛесИнвест» («Производственный комплекс по глубокой переработке низкосортной древесины со строительством завода по производству древесных плит в Шалинском районе Свердловской области»);
- проект ООО «Тура-Лес» (ИП Козьменко) (строительство завода по производству лущенного шпона в Верхней Туре);
- проект ООО «СибирьЭкоСтрой» (строительство завода по производству домостроительных комплектов в городе Карпинск);
- проект НАО «Свеза Верхняя Синячиха» (расширение имеющихся мощностей по производству фанеры в поселке Верхняя Синячиха);
- проект ООО «ЦБК-Инвест» (модернизация бумагоделательной машины Новолялинского ЦБК в городе Новая Ляля).
Общий объем инвестиций в эти проекты может составить более 4,5 млрд р. По всем проектам в настоящее время предприятиями осуществляется разработка концепции для последующего рассмотрения органами государственной власти Свердловской области.
И в заключение, несколько слов о подготовке кадров для ЛПК. В исследованиях [7, 9] теоретически обосновано и показано на примере лесного комплекса, что кадровый потенциал является фактором повышения инвестиционной привлекательности предприятий. Таким образом, по мнению авторов, восстановление и развитие лесного комплекса необходимо начинать с подготовки кадров. Кадровое целевое обеспечение инвестиционных проектов и воссоздание непрерывной системы переподготовки кадров и повышение квалификации инженерно-технических работников лесного комплекса должно проходить в тесном сотрудничестве университетской науки и производства. Уральский государственный лесотехнический университет – единственный ВУЗ в Урало-Сибирском регионе, выпускающий высококвалифицированных специалистов по перспективным и востребованным инженерным направлениям в области лесозаготовок, деревянного домостроения, лесного хозяйства, биоэнергетики, деревообработки, экономики лесного бизнеса. Взаимодействие в системе «ВУЗы – бизнес – власть» является основой для успешного развития отраслей промышленности в условиях новой модернизации экономики. Систему подготовки кадров, научную деятельность, осуществляемую УГЛТУ, следует включать составным элементом программ развития лесопромышленного комплекса Свердловской области.
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ИЭ УрО РАН по теме "Методология исследования структурных изменений отраслевых рынков в условиях трансформации механизмов управления государственными ресурсами" (№0404-2015-0015 в ИСГЗ ФАНО).
1. Kiseleva A.A. Sozdanie regional'nogo lesopromyshlennogo klastera kak osnova povysheniia konkurentosposobnosti otrasli [Cluster in regional timber processing complex as the basis for its competitive growth]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriia: Ekonomika [Bulletin of Perm State University. series: Economics]. 2014, no. 3, pp. 52-57. (In Russian).
2. Morkovina S. S., Sibiriatkina I. V., Ivanova A. V. Finansovyi mekhanizm podderzhki innovatsii v lesnom khoziaistve [Financial mechanism of support of the innovation in forestry]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2016, no. 3, pp. 221-231. (In Russian).
3. O prioritetnykh investitsionnykh proektakh v oblasti osvoeniia lesov [On the priority investment projects in forest development]. Postanovlenie Pravitel'stva RF [RF Government Resolution] №419. 30.06.2007. (In Russian).
4. O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sverdlovskoi oblasti na 2016-2030 gody [On the Strategy of the Sverdlovskaya Oblast in the years 2016-2030 socio-economic development]. Zakon Sverdlovskoi oblasti [Sver-dlovskaya Oblast Act]. №151-OZ. 21.12.2015. (In Russian).
5. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniia iz federal'nogo biudzheta subsidii uchastnikam promyshlennykh klasterov na vozmeshchenie chasti zatrat pri realizatsii sovmestnykh proektov po proizvodstvu promyshlennoi produktsii klastera v tseliakh importozameshcheniia [On the approval of the Rules of the federal budget subsidies to participants of industrial clusters for reimbursement of costs in the implementation of joint projects in industrial production the cluster in order to import]. Postanovlenie Pravitel'stva RF [RF Government Resolution]. №41. 28.01.2016. (In Russian).
6. Razvitie promyshlennosti i nauki na territorii Sverdlovskoi oblasti do 2020 goda. Gosudarstvennaia pro-gramma [The development of industry and science on the territory of Sverdlovskaya Oblast up to 2020. State program], Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoi oblasti [Sverdlovskaya Oblast Government Resolution]. №1293-PP. 24.10.2013. (In Russian).
7. Starikov E.N., Priadilina N.K., Kuklinov M.L. Tendentsii ekonomicheskogo razvitiia lesopromyshlennogo kompleksa Sverdlovskoi oblasti [The economic development tendencies of Sverdlovsk oblast forest complex]. Diskus-siia [Discussion]. 2016, no. 2 (65), pp. 44-53. (In Russian).
8. Strategiia razvitiia lesopromyshlennogo kompleksa Sverdlovskoi oblasti do 2020 goda [The development strategy of the Sverdlovskaya Oblast forest industry complex up to 2020]. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i nauki Sverdlovskoi oblast [Ministry of Industry and Science of Sverdlovskaya Oblast Order]. 16.12.2013 N317. (In Russian).
9. Sukhanov G.G., Kostylev A.S. Voprosy povysheniia investitsionnoi privlekatel'nosti predpriiatii lesopro-myshlennogo kompleksa putem razvitiia kadrovogo potentsiala [Issues of rising investment attractiveness of timber processing complex enterprises by personnel potential development]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2016, no. 2, pp.181-188. (In Russian).
10. Mehrentsev A.V., Starikov E.N., Shvamm L.G. and [et al.].Upravlenie lesopromyshlennym biznesom na os-nove strategicheskogo planirovaniia osvoeniia lesnykh resursov regiona (na primere strategii razvitiia lesopromysh-lennogo kompleksa OOO «Almas» Respub-liki Sakha (Iakutiia) [The timber business management on the base of the strategic planning of the Region forest resources development (using as an example the strategy of development of the timber complex of Ltd. «ALMAS» (Republic of Sakha (Yakutia))]. Yekaterinburg, 2016, 256 p. (In Russian).
11. Akberdina V.V., Grebenkin A.V., Barbakov O.M. Modeling Response to Innovations in Industrialized Re-gions: The Russian Experience. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, no. 5, Vol. 4, pp. 910-921.
12. Korchagin O. M., Zinoveva I. S., Popova Yu. N. Descriptive analysis of introduction of innovative technolo-gies in forestry. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 208-214.
13. Morkovina S.S. Cluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entrepreneurship in the forestry management of the sparsely wooded region. Life Science Journal, 2014, Vol. 11, no. 10s, pp. 423-424.
14. Morkovina S.S., Sibiryatkina I.V., Konovalova E.M., Bourtsev D.S. Investigation of entrepreneurial struc-tures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 20-27.