Russian Federation
Russian Federation
This article describes the experience of using elements of information modeling technology. Where the process of forming the information model was controlled by representatives of the Customer service in an organized environment of common data on the Internet server of the design organization. Also in this paper, a description is given of the application of elements of information modeling technology during the Customer’s verification, and the deadlines for completing the work are given, which at the end of the experiment gave a significant increase in productivity. The content of the article contains a description of an effective method of interaction of all participants at the design, construction and operation stages and continues to find application in existing projects, while not reducing the productivity time. Research in the article, in the case of joint work using elements of information modeling technology, leads to a certain experience, from which it can be concluded that the introduction of information modeling technology in the road industry is expected not only to improve the quality of the project, but also becomes more effective interaction of all participants at the design, construction and operation stage. The content of the article gives an idea that in fact, the information model of the project is an analog of a paper project. Also, the article discusses the issue of reducing the time of production of design works and works on making changes to the project documentation. This article will be useful for design specialists at the development stage, as well as the working stage.
highway, general data environment, project information model, information modeling technology
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, как мировая, так и отечественная строительная отрасль находится в процессе фундаментальной трансформации. Начало этому процессу положил рывок в развитии ЭВМ, происходящий с начала XXI века.
С учетом возможности сопровождения объекта капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла, технология информационного моделирования была определена одной из наиболее перспективных. Ввиду чего уже с февраля 2014 г. (заседание Консультативного совета по рациональному и безопасному недропользованию в ТЭК при председателе Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике, тема заседания — «Разработка национального плана мероприятий по внедрению инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства» от 05.02.2014г.) в Российской Федерации на государственном уровне стала решаться задача применения и стандартизации технологии информационного моделирования. К настоящему моменту сформирован и находится на утверждении перечень нормативной документации для стандартизации работы по технологии информационного моделирования (далее ИМ).
Руководствуясь разработанными документами по технологии ИМ, а также накопленным опытом проектирования в среде САПР, специалисты ООО «Дороги Приволжья» совместно со специалистами НПФ «Топоматик» производили работу над пилотными объектами. Одним из таких объектов стал объект «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск, подъезд к г. Екатеринбург на участке км 79+899 - км 121+509, Челябинская область» (далее объект) (Заказчик ФКУ Упрдор «Южный Урал»).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель пилотного проекта состояла в том, чтобы апробировать удаленное взаимодействие между проектным институтом и Заказчиком, реализуемое путем размещения информационной модели объекта в прототипе среды общих данных и организации двустороннего доступа. В случае получения положительных результатов следовало бы ожидать сокращение времени, необходимого на согласование проектной документации, за счет повышения оперативности в принятии решений.
Для решения поставленной задачи специалисты ООО «Дороги Приволжья» совместно со специалистами НПФ «Топоматик» на техническом совещании в ФКУ Упрдор «Южный Урал» (протокол заседания Технического совета №9 от 27.03.2019) предложили вариант совместной работы с использованием элементов технологии ИМ.
По результатам проведения заседания Технического совещания под председательством Главного инженера ФКУ Упрдор «Южный Урал» принято следующее:
- одобрить работу по объекту по технологии ИМ;
- среду общих данных разместить на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья» для обеспечения безопасности данных;
- предоставить представителям ФКУ Упрдор «Южный Урал» регламентированный доступ к разработанным информационным моделям, размещенным на сервере ООО «Дороги Приволжья»;
- сопровождение работы по технологии ИМ передать специалистам НПФ «Топоматик».
В целях организации взаимодействия специалистам технического отдела ФКУ Упрдор «Южный Урал» был открыт доступ к среде общих данных, размещенной на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья». Для просмотра информационной модели использовался свободно распространяемый программный продукт «Инспектор проектов Топоматик Robur».
Следует отметить, что после включения в работу по технологии ИМ уполномоченных к проверке представителей Заказчика, проверка разработанной проектной документации по объекту протяженностью 41,6 км выполнена в кратчайшие сроки, а именно:
- проверка и согласование продольного профиля за 3 рабочих дня;
- проверка и согласование системы водоотвода с проезжей части и от земляного полотна за 4 рабочих дня;
- проверка, корректировка и согласование схемы организации движения на период эксплуатации за 5 рабочих дней, и так далее.
Даже на основании опыта работы с вышеуказанным «пилотным» объектом можно сделать вывод, что от внедрения технологии информационного моделирования в дорожную отрасль следует ожидать не только повышение качества проектов, но и, в первую очередь, более эффективного взаимодействия всех участников на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия в среде ИМ по объекту
По результатам работы по технологии ИМ совместно с представителями службы Заказчика разработан следующий алгоритм взаимодействия (рисунок 1):
- на интернет-сервере ООО «Дороги Приволжья» информационная модель по объекту обновляется на сервере с частотой 1 раз в день для обеспечения актуальности данных, предоставляемых службе Заказчика;
- уполномоченные лица службы Заказчика по проверке информационной модели (плана, продольного и поперечного профиля, объема работ) оставляют свои замечания через систему динамических аннотаций (рис. 2), которая позволяет исполнителю проектной документации моментально увидеть элемент информационной модели, к которому возникли вопросы. Также после внесения изменений исполнитель имеет возможность оставить пояснения по принятым проектным решениям. Данная возможность позволяет перманентно, в on-line режиме, контролировать ход процесса проектирования и на ранней стадии вносить корректировки со стороны службы Заказчика в принимаемые проектные решения;
- специалистами НПФ «Топоматик» для обеспечения сохранности данных и исключения разглашения, передачи или предоставления каким-либо иным способом доступа третьим организациям и лицам сведений по объекту предусмотрена возможность шифрования каждой информационной модели, для этого необходимо при ее размещении на интернет-сервере задать пароль для последующего открытия.
Размещенная на интернет-сервере информационная модель является набором структурированных (графические модели, спецификации, базы данных) и неструктурированных (текстовая и графическая документация, аудио- и видеозаписи) информационных контейнеров. Фактически информационная модель проекта является аналогом бумажного проекта, но имеет следующие преимущества:
- составные документы проекта организованы в виде иерархической структуры и связаны между собой системой гиперссылок, что позволяет оперативно находить требуемую информацию;
- использование информационных моделей позволяет Заказчику, руководствуясь теми же инструментами, что и проектировщик, получить наиболее полную информацию об инспектируемом объекте, выполнить различные измерения и проанализировать проектные решения;
- трехмерная модель объекта с параметрическими объектами, имеющими свой индивидуальный набор параметров (местоположение, наименование, марка, модель, вес, масса, протяженность, объем и т.д.) формируется автоматически при проектировании в программном комплексе и динамически изменяется при ее корректировке.
Рисунок 2 - Отображение работы системы динамических аннотаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя предоставленные ФКУ Упрдор «Южный Урал» данные по процессу проектирования «пилотного» объекта с использованием технологии ИМ «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва- Рязань - Пенза - Самара-Уфа-Челябинск, подъезд к г. Екатеринбург на участке км 79+899 - км 121+509, Челябинская область» и объекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км 248+000 – км 259+000, Курганская область» с использованием стандартной технологии проектирования, при использовании технологии ИМ стоит отметить сокращение сроков производства проектных работ в 5,48 раза, а работ по внесению изменений в проектную документацию – в 4 раза.
Помимо сокращения сроков производства проектных работ успешно апробированная технология ИМ позволяет добиться также сокращения трудозатрат и, соответственно, сроков проверки разработанной проектной документации службой Заказчика.
В дальнейшем, по мере накопления организационного опыта взаимодействия и совершенствования программного обеспечения, предлагаемый вариант организации среды общих данных будет масштабирован для гораздо более широкого круга задач, включая задачи строительства и эксплуатации.
1. BS 1192:2007 + A2:2016 Collaborative production of architectural, engineering and construction information - Code of practice. (BS 1192:2007 + A2:2016 Sovmestnyy vypusk arhitekturnoy, inzhenernoy i konstruktorskoy informacii. Svod pravil.). Velikobritaniya, BSI.
2. PAS 1192-2:2013 Specification for information management for the capital/delivery phase of construction projects using building information modeling. (PAS 1192-2:2013 Specifikaciya dlya upravleniya informaciey na stadii kapital'nogo stroitel'stva s ispol'zovaniem informacionnogo modelirovaniya). Velikobritaniya, BSI.
3. BIM Project Execution Planning Guide (Rukovodstvo po razrabotke Plana vypolneniya BIM proekta). SShA, Universitet shtata Pensil'vaniya sovmestno s buildingSMART alliance.
4. National BIM Standard - United States™ V3 (Nacional'nyy BIM- standart SShA. Versiya 3). SShA, buildingSMART alliance (bSa).
5. GOST 15971-90. Sistemy obrabotki informacii. Terminy i opredeleniya.
6. GOST 20886-85. Organizaciya dannyh v sistemah obrabotki dannyh. Terminy i opredeleniya.
7. GOST R 52155-2003. Geograficheskie informacionnye sistemy federal'nye, regional'nye, municipal'nye. Obschie tehnicheskie trebovaniya
8. GOST R 52438-2005. Geograficheskie informacionnye sistemy. Terminy i opredeleniya.
9. GOST R 52572-2006. Geograficheskie informacionnye sistemy. Koordinatnaya osnova. Obschie trebovaniya.
10. GOST R ISO/MEK 15408-1-2012. Informacionnaya tehnologiya. Metody i sredstva obespecheniya bezopasnosti. Kriterii ocenki bezopasnosti informacionnyh tehnologiy.
11. Regeneraciya asfal'tobetonnogo pokrytiya. Manukovskiy A.Yu., Kurdyukov D.P. Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXl veka: teoriya i praktika. 2016. T. 4. №5-2 (25-2). S. 63-68