Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of diversification of small businesses, discloses its advantages for solving the problem of rationalizing activities. The factors of production and economic activity of the enterprise are considered, which are predictors of diversification and can be used in management as indicators. Diversification of the enterprise is one of the main ways of successful survival of business entities in the modern realities of competition. Nowadays, many organizations are successfully diversifying their activities, flexibly adapting to market conditions and increasing their financial well-being. The algorithm of the process of implementing the related diversification of the production activity of a small enterprise is given. The process of diversification of activities is highly costly, and for small enterprises, a related form of diversification aimed at expanding the range of products is promising. It is scientifically substantiated that this form of diversification is less risky, and requires the involvement of fewer resources of a small enterprise, at the same time, it provides an increase in the effectiveness of activities in a relatively short time interval.

Keywords:
small businesses, diversification, analysis, management
Text

Введение

Вопросы диверсификации предприятий и отраслей имеют длительную историю. Одним из первых в 1951 г. понятие диверсификации как  расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями сформулировал Кеннет Эндрюс [1].

В более поздний период теоретические и практические вопросы диверсификации и интеграции на американских предприятиях были рассмотрены в трудах М. Горта  в 1962 году [2]. В то время как инструмент снижения риска диверсификация и ее формы рассматривалась в трудах японских специалистов под руководством Е. Есинары [3]. Питс и Хопкинс указывали на приоритетность диверсификации для  многопрофильного  ведения бизнеса [4].

В тоже время главной предпосылкой интенсивного  развития инструментария  диверсификации в мировом масштабе связано с постепенным исчерпанием внутренних источников роста эффективности производства. Постоянно изменяющаяся внешняя среда, острая конкурентная борьба, значительное снижение темпов экономического роста по сравнению с предшествующим этапом, снижение прибыльности – эти факторы потребовали реструктуризации производства и привели к популяризации диверсификации как основного инструмента повышения результативности и рационализации деятельности предприятий.

Отечественные школы,  с позиции организации производства,  определяют диверсификацию как проникновение в отрасль или распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, отмечая, что это  придает устойчивость функционированию организаций, ослабляет их зависимость от конъюнктуры отдельных рынков, обеспечивает прочную опору на различные группы потребителей [5,6,7,8].

Диверсификация во многом способствует минимизации рисков  производственных,  финансовых процессов за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка, а также появлению синергических эффектов  за счет сокращения затрат при объединении различных видов бизнеса, создания единой системы управления, контроля и координации [9].

Для малых предприятий  вопросы диверсификации ассортимента чрезвычайно актуальны ввиду  их мобильности и ограниченного объема привлеченных ресурсов, что определяет необходимость разработки инструментария для осуществления этих процессов [10].

Таким образом, вопросы диверсификации производственной деятельности в литературе представлены широко, создан методический инструментарий применения основных концепций в практике управления.  Основной вектор управленческой  мысли смещается в решении практико-ориентированных задач предприятий ввиду динамичного изменения внешнего окружения и возрастания конкуренции в отраслевых сегментах [11].

Анализ работ показал, что единый подход к стратегиям диверсификации не выработан, при этом на уровне организаций реального сектора экономики существует  потребность в практическом применении различных форм диверсификации процессов и бизнеса. 

References

1. Kenneth Andrews. The Concept of Corporate Strategy. Homewood, Homewood University Press, 1971. - 498 p.

2. Gort M. Diversification and integration in American industry. - Prinston, Prinston University Press, 1962.

3. Yoshinara E., Sakuma A., Itami K. (Strategiya diversifikacii na yaponskom predpriyatii). - Tokyo, Nipon Keirai, 1979. - 434 s.

4. Pitts, Hopkins, 1982 Pitts R. A., Hopkins, H. D. Firm diversity: conceptualization and measurement. // Academy of Management Review. - №7, 1982, pp. 620- 629.

5. Novickiy E.G. Problemy strategicheskogo upravleniya diversificirovannymi korporaciyami. - M.: BUKVICA, 2001. - 199 s.

6. Bolomchuk B. V., Dragun N. P. Kolichestvennyy analiz soderzhaniya i effektivnosti realizacii strategiy diversifikacii mashinostroitel'nyh predpriyatiy // Vestnik GGTU im. P.O. Suhogo. 2010. №2 (41).

7. Tatuev A. A., Ziyadin S. T., Ibraeva A. K. Diversifikaciya v promyshlennosti: ponyatie, suschnost', etapy razvitiya i problemy primeneniya // Vestnik AGAU. 2015. №1 (123).

8. Luzgina O. A.Upravlenie diversifikaciey deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatiy: teoriya, metodologiya, praktika : dissertaciya ... doktora ekonomicheskih nauk :08 .00.05 Penza, 2006

9. Belousova V. M. Sposoby diversifikacii s tochki zreniya minimizacii riskov // Antikrizisnoe upravlenie: proizvodstvennye i territorial'nye aspekty: vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Novokuzneck, 2009. S. 87-93.

10. Morkovina S.S.Formy podderzhki razvitiya predprinimatel'stva v lesnom sektore CChR/Morkovina S.S., Denisova Yu.G., Drapalyuk O.I., Shanyan' B./Lesotehnicheskiy zhurnal. 2013. № 4 (12). S. 210-216.

11. Morkovina S.Priorities of diversification in forest complex/ Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I./V sbornike: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. S. 2856-2862.

12. Ivanova A.V. Innovation activity of Russian business entities and its determinants/ Kuznetsov I.A., Malitskaya V.B., Sukhova V.E., Ivanova A.V., Proskurina I.Yu./European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 3B. S. 395-402.

13. Vertakova Yu. Innovative and industrial development: specifics of interrelation/Vertakova Yu., Plotnikov V.//Ekonomichniy chasopis-XXI. 2016. T. 156. № 1-2. S. 37-40.

14. Tatuev A. A., Ziyadin S. T., Ibraeva A. K. Diversifikaciya v promyshlennosti: ponyatie, suschnost', etapy razvitiya i problemy primeneniya // Vestnik AGAU. 2015. №1 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-v-promyshlennosti-ponyatie-suschnost-etapy-razvitiya-i-problemy-primeneniya (data obrascheniya: 04.05.2021).


Login or Create
* Forgot password?