RELEVANCE OF STRATEGIC MANAGEMENT OF LOGISTICS AND SUPPLY CHAINS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The presented article is actualized by the current state of the logistics sphere of activity, because logistics activities occupy a significant share of the GNP of countries, and this share is steadily growing. Transformational processes in supply chains in the context of most spheres of the national economy, both regional and federal scales, dictate the need to strengthen the role of strategic logistics management in order to ensure sustainable development of the economy, in general. The direct success of business in the regions largely depends on ensuring effective integration between business units. Through effective and efficient logistics activities it is possible to achieve higher customer value, creating both a value advantage and a productivity advantage, and through the work done in this area, businesses can take another step forward compared to their competitors in the sectors in which they do business. This article considers the theoretical aspects of strategic logistics and supply chain management in the current economic environment. The paper reflects some aspects of the effectiveness of the use of information technology in logistics, by the example of using RFID-identification technology. The authors conclude by applying different analysis methodologies that supply chain management acts as a system of business process management tools from raw material suppliers to end users, in which products, services and information are provided, increasing the added value for customers and other partners. Based on this the author's definition of the investigated scientific category is presented and relevant conclusions and inferences are made.

Keywords:
logistics; strategic management; regional economy, development, stability, supply chain
Text

Введение

Ретроспективный взгляд на генезис концепции логистики и его историческое развитие, позволяет сказать, что концепция логистики имеет военное происхождение. Впервые он был использован в 1905 году для описания всей совокупности операций, связанных с транспортировкой, снабжением, обслуживанием и пополнением запасов и личного состава, принадлежащих армиям. После введения этого определения многие логистические модели были разработаны и использованы в военной сфере, и было также признано их серьезное влияние на результат. Войны в истории человечества были выиграны в результате материально-технического обеспечения и навыков или проиграны из-за их отсутствия. После 1950-х годов технологические и экономические потребности быстро изменились, и в период с 1956 по 1965 гг. концепция логистики начала применяться более широко промышленным сектором экономики и в сфере товарного обращения, а далее экономическая структура мира и меняющиеся тенденции создали значительные возможности для развития логистики как науки и вида деятельности. Важно учитывать, что логистический инструментарий равно как и логистическая стратегия - это методы получения оптимальной выгоды бизнесом для достижения своих целей на основе имеющихся данных. Термин «стратегия» происходит от греческого слова «стратос» и имеет военное происхождение, означающее «армия». Понятие стратегии означает «важный», решающий и стало частью управления. Содержание стратегии выражается в виде полного набора правил, используемых для определения основных видов деятельности.

Актуальность проблематики исследования обусловлена тем, что благодаря применению инструментария логистики в производственно-коммерческой деятельности предприятия смогут обеспечить эффективное управление развитием бизнеса в турбулентных экономических условиях. Не вызывает сомнения тот факт, что в современных условиях санкционного давления и разрыва устоявшихся и традиционных цепей поставок во многих отраслях нашей экономики, необходима переориентация и трансформация внутренних логистических цепей и стратегий, исходя из особенностей отраслевой принадлежности компаний. Здесь актуализируется также вопрос применения внешнего логистического аутсорсинга с целью минимизации издержкоемости производственно-коммерческих функций отечественных предприятий. Целью научной статьи идентификация и анализ релевантных аспектов повышения эффективности деятельности региональных предприятий на основе использования инструментария логистики и управления цепями поставок. Данное научное исследование базируется на теоретико-эмпирических разработках известных ученых, занимающихся анализом и исследованием проблематики развития логистики и управления цепями поставок, таких как: Борисова В. В., Наумов В. Н., Эмирова А. Е. и другие [1,3,4]. Вызывает интерес позиция ученого Каназаровой Г.Ж., которая отмечает, что каждое коммерческое предприятие зачастую выбирает именно ту или иную логистическую стратегию, формирующуюся из «комплекса стратегических решений, приемов и планов, направленных на управление логистикой и цепью поставок организации» [2, c. 57-63].

Авторы согласны с позицией ученого Сун Б., что на сегодняшний день существует объективное понимание существования множества новых вызовов и угроз развития региональных предприятий и экономики Российской Федерации, в связи с общеизвестными тенденциями в мировой политике санкционного давления, что требует реконфигурации и обновления вектора деятельности отечественных региональных предприятий в направлении формирования собственной независимой логистической системы [5, c.226-232].

В процессе формирования и написания данной работы авторами были проанализированы обширные источники научной литературы, которые позволили сформировать устойчивое мнение о многогранности логистики как науки и вида деятельности. Это подтверждается и множеством зарубежных публикаций, в частности Дж. Инь, М. Луо, Л. Фан применяют логистический инструментарий в исследовании грузовых перевозок, используя модели VAR и VECM для анализа взаимосвязи между спотовыми ставками и ставками FFA на рынке сухих грузовых перевозок, однако авторы не указывают конкретные преимущества собственно логистической стратегии [6]. Логистика в цепи поставок и конкретные логистические стратегии гармонично интегрируются с математическим инструментарием, так в частности в работах зарубежных авторов применены экономико-математические модели в трансформации ставок фрахта, что является репрезентативной переменной на рынке морских перевозок [7]. На сегодняшний день основные разработки, появившиеся в теории и практике логистической деятельности, укрепили концептуализацию логистической функции, а логистическая стратегия становится частью корпоративной бизнес-стратегии компании и строится с учетом основных целей и задач фирмы.

References

1. Borisova V. V. Menedzhment logisticheskih sistem cifrovogo tipa // Razvitie nauki i nauchno-obrazovatel'nogo transfera logistiki: monogr. - SPb. Izd-vo SPbGEU, 2019. - S. 102-117.

2. Kanazarova G.Zh. Vybor logisticheskoy strategii predpriyatiya (na primere OSOO «AIST LTD») // Ekonomika. Upravlenie. Obrazovanie. 2019. № 8. S. 57-63.

3. Naumov V. N. Upravlenie tovarodvizheniem v cepi postavok s ispol'zovaniem integrirovannoy digital-platformy // Razvitie nauki i nauchno-obrazovatel'nogo transfera logistiki / pod red. V. V. Scherbakova. - SPb.: Izd-vo SPbGEU, 2019. - S. 102-117.

4. Emirova A. E. Mezhdunarodnaya logistika: uchebnoe posobie dlya vuzov / A. E. Emirova, N. D. Emirov. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2022. - 173 s.

5. Sun B. Analiz vliyaniya novogo koronavirusa na proizvodstvennuyu cepochku postavok. Russian Economic Bulletin. 2022. T. 5. № 5. S. 226-232.

6. J. Yin, M. Luo, L. Fan /Dynamics and interactions between spot and forward freights in the dry bulk shipping market /Maritime Policy & Management, 44 (2) (2017), pp. 271-288, doihttps://doi.org/10.1080/03088839.2016.1253884.

7. Sunghwa Park, Hyunsok Kim, Janghan Kwon. The impacts of demand and supply shocks in the dry bulk shipping market /The Asian Journal of Shipping and Logistics. Volume 39, Issue 1, March 2023, Pages 13-22: doi.org/10.1016/j.ajsl.2022.10.004.

8. Z. Chen, X. Zhang, J. Chai / The dynamic impacts of the global shipping market under the background of oil price fluctuations and emergencies /Complexity (2021), pp. 1-13,https://doi.org/10.1155/2021/8826253.

9. Nektarios A. Michail a, Konstantinos D. Melas b. Containership new-building orders and freight rate shocks: A «wait and see» perspective / The Asian Journal of Shipping and Logistics: Volume 39, Issue 1, March 2023, Pages 30-37: doi.org/10.1016/j.ajsl.2023.01.001.

10. Ruslan Beysenbaev, Yuri Dus. Proposals for improving the Logistics Performance Index / The Asian Journal of Shipping and Logistics: Volume 36, Issue 1, March 2020, Pages 34-42: doi.org/10.1016/j.ajsl.2019.10.001


Login or Create
* Forgot password?