graduate student
Russian Federation
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The paper provides an overview of the current state of industrial environmental control of emissions and discharges of polluting substances of enterprises that have a negative impact on the environment. Conclusions are drawn about the shortcomings of the existing environmental control system. Changes in environmental legislation with regard to permits and automation of control over emissions and discharges of pollutants by nature users are considered. Enterprises need to receive new environmental documentation within the deadlines set by the Government, in place of previously disparate environmental documentation, as well as equip the places of discharges and emissions of objects that have a negative impact with automatic control systems. The requirements for automatic control systems of discharges and emissions are given, the objects that need to be equipped with control systems, controlled indicators of pollutants are indicated. It is noted that methane, whose emissions account for most of the emissions of pollutants from coal mines, was not included in the list of pollutants controlled by the system. The analysis of the implementation of production environmental control at the current moment and in the future is made. The relevance of the work is confirmed by scientific research in the field of environmental control. The article discusses the main aspects of changes in the provision of information on the indicators of discharges and emissions of pollutants to regulatory authorities. The comparison of the process of data transfer with the existing control of indicators and with the introduction of automatic environmental control systems according to the legislation of Russia is made. The current calculation of the fee for the negative impact on the environment is carried out, the inconsistency of the modern calculation of the fee for the negative impact on the environment is shown. Conclusions are drawn about the need to make changes to the current methodology for calculating fees.
calculation of fees for negative environmental impact, environmental control, integrated environmental permit, automatic control system
Введение
По итогам 2022 года сотрудниками Росприроднадзора (РПН) было проведено 700 плановых и 6000 внеплановых проверок, вынесено 24 602 предостережения. Оценка нанесенного вреда окружающей среде компаниями составила 78,9 млрд рублей. Из них 61,3 млрд рублей пришлись на ущерб, нанесенный почвам, 17,5 млрд рублей - водным объектам, 83,3 млн рублей - воздуху. Сумма взысканий составляет примерно 10% от оцененного ущерба (6,27 млрд рублей: 5,8 млрд рублей за ущерб водным объектам, 423,7 млн рублей - почвам, 10,1 млн рублей – воздуху).
Большое количество вынесенных предостережений и начисленных штрафов после внеплановых проверок РПН за выявленные отклонения от разрешительной природоохранной документации при ведении хозяйственной деятельности предприятиями позволяет сделать вывод о недостаточности существующих мероприятий в рамках производственного экологического контроля.
В настоящее время производственный экологический контроль выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) на предприятиях первой категории опасности производится путем выполнения измерений контролируемых показателей загрязняющих веществ со стационарных источников периодичностью не менее одного раза в месяц [1]. Частота измерений не позволяет принимать оперативные меры по снижению или устранению негативного воздействия предприятия на окружающую среду. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду платежная база определяется по каждому загрязняющему веществу на основании измерений, выполненных аккредитованными лабораториями. Так как контроль выбросов и сбросов осуществляется один раз в месяц, и расчет платы осуществляется согласно данным только этого контроля, то расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) фактически не соответствует актуальным выбросам ЗВ на предприятиях.
Правительством Российской Федерации приняты меры, позволяющие решить проблему с качеством предоставляемых предприятиями данных и обеспечить прозрачность при начислении платы и отчетности в области охраны окружающей среды.
В связи с изменениями в законодательстве, в первую очередь предприятиям, оказывающим существенное негативное воздействие на окружающую среду, необходимо получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) [2]. КЭР - новый документ, который заменяет разрозненную природоохранную документацию, получаемый предприятиями для осуществления хозяйственной деятельности. Зафиксирован срок получения КЭР для 300 объектов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду [3]. Этим объектам необходимо получить комплексное экологическое разрешение до конца 2024 года. После получения комплексного экологического разрешения предприятия обязаны установить системы автоматического контроля (САК) в течение четырех лет в местах выбросов и сбросов. По истечении срока установки системы предприятия обязаны передавать данные о выбросах и сбросах в автоматическом режиме в контролирующие органы непрерывно.
Данная мера позволит обеспечить принцип прозрачности при контроле за предприятиями со стороны Государственных органов в области охраны окружающей среды, принимать оперативные действия по снижению или устранению негативного воздействия предприятия на окружающую среду, а также после анализа статистически значимых данных, полученных при работе системы, разрабатывать решения о модернизации оборудования или его замене в среднесрочной перспективе. Информация, поступающая из системы впоследствии будет использоваться для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Материал и методы исследования
Изменения в российском законодательстве в части экологического контроля актуальное направление для исследований, что подтверждается научными исследованиями.
В научной работе специалистов Нижегородского педагогического университета приводится информация об организации производственного экологического контроля (ПЭК) в части контроля за выбросами ЗВ. Сделаны выводы, что существующая система измерения и учёта данных не обеспечивает необходимый уровень контроля [4].
В работе технического директора «КОНСОМ ГРУПП» рассмотрены архитектура и особенности формирования системы атомического контроля промышленных выбросов для ПАО «ММК» [5]. Отмечено, что у руководства предприятия появилась возможность оперативно анализировать текущую ситуацию, выявлять несоответствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также принимать меры по их предотвращению и недопущению в дальнейшем.
В научной статье сотрудников Московского государственного университета пищевых производств приведено описание существующего экологического контроля с помощью стационарных станций контроля и передвижных экологических лабораторий и рассматривается новый вид контроля – автоматический контроль ЗВ. Специалистами сделаны выводы, что автоматический контроль в совокупности со стационарным контролем и передвижными средствами контроля ЗВ обеспечит получение объективных показателей в реальном времени для принятия оперативных решений и управления качеством окружающей среды [6].
Выявление влияния изменений в производственном экологическом контроле на нормативную базу эколого-экономических расчетов проводится на основе анализа и применения новых нормативных государственных актов.
1. Prikaz Minprirody Rossii ot 18.02.2022 № 109 «Ob utverzhdenii trebovaniy k soderzhaniyu programmy proizvodstvennogo ekologicheskogo kontrolya, poryadka i srokov predstavleniya otcheta ob organizacii i o rezul'tatah osuschestvleniya proizvodstvennogo ekologicheskogo kontrolya».
2. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ «Ob ohrane okruzhayuschey sredy».
3. Prikaz Ministerstva prirodnyh resursov i ekologii Rossiyskoy Federacii ot 18 aprelya 2018 № 154 «Ob utverzhdenii perechnya ob'ektov, okazyvayuschih negativnoe vozdeystvie na okruzhayuschuyu sredu, otnosyaschihsya k I kategorii, vklad kotoryh v summarnye vybrosy, sbrosy zagryaznyayuschih veschestv v rossiyskoy federacii sostavlyaet ne menee chem 60 procentov».
4. Cymbalov S.D., Shabarov A.A. Ekonomicheskie aspekty kontrolya vybrosov v atmosferu na predpriyatiyah // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2021. №12. S. 781-788.
5. Vasiliev E.Yu. Automatic control system for industrial emissions of PJSC MMK // Automation in industry. 2021. №5. S. 62-64.
6. Voronin S.S., Roeva N.N. Organizaciya nablyudeniy za kachestvom atmosfernogo vozduha s uchetom trebovaniy zakonodatel'stva RF. // Problemy regional'noy ekologii. 2022. №2. S. 38-42.
7. Kodeks ob administrativnyh narusheniyah Rossiyskoy Federacii. KoAP RF. st. 8.51.
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13 marta 2019 goda № 428-r.
9. Postanovlenie Pravitel'stva №263 ot 13 marta 2019 goda «O trebovaniyah k avtomaticheskim sredstvam izmereniya i ucheta pokazateley vybrosov zagryaznyayuschih veschestv i (ili) sbrosov zagryaznyayuschih veschestv, k tehnicheskim sredstvam fiksacii i peredachi informacii o pokazatelyah vybrosov zagryaznyayuschih veschestv i (ili) sbrosov zagryaznyayuschih veschestv v gosudarstvennyy reestr ob'ektov, okazyvayuschih negativnoe vozdeystvie na okruzhayuschuyu sredu».
10. Kodeks ob administrativnyh narusheniyah Rossiyskoy Federacii. KoAP RF. st.8.47.
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.03.2017 № 255 «Ob ischislenii i vzimanii platy za negativnoe vozdeystvie na okruzhayuschuyu sredu»