INFLUENCE OF DURATION OF MECHANICAL ACTIVATION OFMULTI-COMPONENT POWDER MIXTURE ON THE STRENGTH OF PLASMA COATING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the effect of the duration of mixing the components of the FeCoCrAlTiCuMo coating in a special mixer-activator on the strength of the resulting coating. Indirect confirmation of the effect of mechanical activation during mixing on the formation of the plasma coating was obtained and a rational mixing time was determined. Based on the data obtained, it is possible to judge the possibility of creating a HES coating by mixing the components in an inert atmosphere, which allows increasing the strength of the coating by more than 2 times, in comparison with mixing powders by the traditional method in an air atmosphere.

Keywords:
PLASMA SPRAYING, COATING QUALITY, STRENGTH, MIXING TIME, MECHANICAL ACTIVATION, MIXER
Text
Text (PDF): Read Download

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

В современном машиностроении актуальным направлением является получение высокоэнтропийных сплавов (ВЭС) [1], необходимых для обеспечения надёжности и ресурса деталей машин и механизмов, работающих в сложных условиях нагружения и агрессивных средах [2-4]. Традиционными технологиями создания ВЭС являются порошковая металлургия и литье, однако цельнолитые детали из ВЭС, произведённые данными методами, являются дорогостоящими по причине содержания в них ценных компонентов в относительно высоких концентрациях, например HfNbTaTiZrMo, AlFeCrNiTiSi и AlCoCrFeNiTi.

Спекание порошковых материалов - энергоемкий, дорогостоящий технологический процесс, требующий специальной подготовки, в частности: измельчения и смешивания компонентов, которое достигается при использовании высокоэнергетических установок (мельницы и дробилки) [5].

При восстановлении деталей и нанесении на них покрытий с необходимыми физико-химическими и физико-механическими свойствами активно применяется технология плазменного напыления (ПН) [1, 6, 7]. При этом, в зависимости от конструкции плазматрона в него подаётся либо подготовленная смесь порошковых материалов, либо раздельно порошковые компоненты в сечения канала плазмотрона, соответствующие температурам плавления компонентов [7]. В обоих случаях адгезионно-когезионная прочность покрытий остаётся низкой и существенно уступает литейным и сварочно-наплавочным технологиям (σ = 80 … 120 МПа, против 600 МПа).

Использование для ПН порошковых смесей, в частности многокомпонентных, требует предварительного их механического смешивания. В то же время известно, что механическое взаимодействие металлов сопровождается ростом потенциальной энергии кристаллической решётки вследствие её остаточной деформации, образованию вакансий, а в целом, к росту её поверхностной химической активности [5]. Кроме этого, под действием механического взаимодействия происходит разрушение окисной плёнки на поверхности металлов, которая оказывает экранирующее действие при сплавлении компонентов, так как оксид имеет более высокую температуру плавления и прочность и/или химическую стойкость, чем сам металл. Например, это имеет место для Аl и его оксида Аl2O3. Несомненно, это препятствует формированию новых металлических соединений при формировании покрытия.  провоцирует появление дефектов в покрытии, снижающих его механические свойства и повышает пористость.

По нашему мнению, механическая активация при смешивании может способствовать росту химического взаимодействия порошковых компонентов при формировании покрытия наносимого ПН и, возможно, позволит создать покрытия, обладающие уникальными физико-механическими свойствами, близкими к ВЭС. В свою очередь, это будет способствовать широкому распространению ПН при упрочнении новых деталей и восстановлению изношенных за счёт относительно низкой себестоимости сырья и доступности технологии.

По данным источника [8], качество смешения характеризуется вероятностным распределением частиц компонента и его соотношением с другими компонентами в выбранном объёме смеси. Однако, время смешения варьируется от 40 минут до суток, при этом, оно определяется опытным путём с промежуточным контролем в процессе смешения [9], так как гранулометрический состав материала всегда различен.  Это связано с технологиями получения металлических порошков. Время механической активации зависит от способа активации и традиционно составляет не более 90 минут [10-12].

На данный момент, способы механической активации порошков металлов, как отдельный процесс, в котором полностью или частично отсутствует измельчение, требуют апробирования и изучения. Поэтому целью нашей работы стало исследование влияния степени механической активации многокомпонентной смеси металлических порошков при ее перемешивании в предложенном нами смесителе. Контроль качества смешивания и активации осуществлялся по критерию прочности покрытия, полученного плазменным напылением при подаче порошковой смеси в инертной среде.

Научная гипотеза – повышение поверхностной химической активности мелкодисперсных порошковых компонентов механической активацией при их смешивании в инертной среде для последующего создания плазменных покрытий с заданными свойствами.

 

2 Материалы и методы

 

В источнике [5] описан механизм механической активации металлического порошка в мельницах и дробилках. Однако, степень помола частиц металла не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к гранулометрическому составу при плазменном напылении. При механической активации с одновременным измельчением в высокоэнергетических установках получаемые частицы имеют размер до 10 мкм в то время, как при напылении оптимальный размер частиц составляет 40-60 мкм, и фракция тонкого помола понижает коэффициент используемого материала за счёт чрезмерной передачи тепловой энергии и испарения.

Для сохранения гранулометрического состава порошковой смеси при ее механической активации предлагается использовать смеситель-активатор (рис. 1), конструкция которого описана в источнике [13].

 

а

б

 

1 – смеситель; 2 – ремённая передача; 3 – привод смесителя (мотор-редуктор); 4 – засыпная
горловина; 5 – шаровой кран; 6 – штуцер присоединения трубки подачи порошка к плазмотрону;
7 – штуцер с обратным клапаном ввода инертного газа; 8 – штуцер к клапану вывода газа; 9 – каркас смесителя-активатора; 10 – винт засыпной горловины

Рисунок 1 – Общий вид смесителя-активатора: а – эскиз; б – фото

Барабан смесителя оснащён отверстием для засыпания и высыпания порошковой смеси и её непрерывной подачи к плазмотрону. В барабане смесителя можно создавать замещающую атмосферу и избыточное давление путём прокачки и замещения воздуха инертным газом через неподвижные штуцера, расположенные на оси.

а

б

 

1 – корпус барабан смесителя; 2 – корпус фланца; 3 – шкив; 4 – отверстие для засыпания; 5, 6 – винты затяжки крышки горловины; 8 – винт стопорный шкива; 9 – обратный клапан; 10 – шаровой кран;
11 – штуцер выхода на трубку подачи порошка к плазмотрону; 12, 13 – нормали;
а – барабан смесителя (изнутри); б – узел подачи газа с обратным клапаном

 

Рисунок 2 – Внутреннее устройство барабана

 

Внутри барабана размещены перфорированные пластины под углом, обеспечивающим подъём и перемещение порошка от основного объёма к краю. Такое расположение пластин обеспечивает глубокое перемешивание порошковых компонентов с их активным взаимодействием между собой, а также со стенками и пластинами, необходимым для активации поверхности частиц порошка, что, в свою очередь, влияет на качество соединения покрытия с основой при ПН.

Для ПН был выбран состав из 7 компонентов порошка (FeCoCrAlTiCuMo) в эквимолярном соотношении. Так как был запланирован однофакторный эксперимент, режимы смешивания, кроме параметра времени смешивания, были выбраны на постоянном уровне по массе порошка 500 гр. и скорости вращения образцов 60 мин-1.

В процессе смешения-активации брались пробы порошка для визуального контроля качества смешения и состояния смеси с интервалом 10 минут, для чего на некоторое время останавливался барабан.

В качестве транспортирующего газа был использован аргон, состав напылялся на образцы из углеродистой стали 45 ГОСТ 1050-88 с предварительно нанесённым подслоем из порошка
ПР-НХ17СР4 на который напыляли многокомпонентный состав.

Испытания покрытий на адгезионную прочность проводили с помощью оригинального устройства, предварительно протарированного (рис. 3).

 

(а)

(б)

1 – покрытие; 2 – пуансон; 3 – матрица; 4 – нагружающий винт; 5 – втулка;
6 – чашка; 7 – тарировочная пружина; 8 – корпус; 9 – крышка; 10 – державка;
11 – фиксирующее кольцо

 

Рисунок 3 Устройство для определения адгезионной прочности покрытия на сдвиг: внешний вид (а) и конструктивная схема (б) устройства

 

Последовательность подготовки и проведения смешивания порошка была следующей:

− предварительно просушенную в электропечи (1,5 ч) многокомпонентную смесь (FeCoCrAlTiCuMo) засыпали в смеситель и герметично закрывали засыпное отверстие;

− прокачивали аргон через барабан смесителя в течении 5 мин с низкой скоростью потока, периодически останавливая подачу газа и прокручивая барабан, для вытеснения воздуха из труднодоступных мест аргоном;

создавали избыточное давление аргона, с целью компенсации потерь газа при проведении эксперимента. Качество вытеснения воздуха оценивали газоанализатором (Сигнал-4КМ ГОСТ Р 52350.29.2-2010) по концентрации кислорода;

− запускали вращение барабана с частотой 60 мин-1 в течение 10 мин (1 акт);

− по завершении первого акта смешивания, присоединяли к нижнему штуцеру барабана транспортирующую к плазмотрону магистраль и после поворота барабана на 90-120 °С проводили продувку магистрали аргоном из смесителя для подготовки к последующему ПН;

− осуществляли ПН на предварительно подготовленную поверхность образца (с нанесённым подслоем ПР-НХ17СР4) последовательно в 2 слоя многокомпонентное покрытие, используя в качестве транспортирующего газа аргон;

−  по окончании ПН оплавляли напыленное покрытие плазменной струёй;

− после полного остывания испытывали покрытие на прочность (срез), используя оригинальное устройство, представленное на рис. 3.

 

3 Результаты исследований

 

            В результате проведённых экспериментальных испытаний была получена зависимость (рис. 4), точки которой хорошо аппроксимировалась степенной функцией с доверительным интервалом от ± 11 ... 12 МПа. Анализ зависимости показал, что заметное повышение прочности покрытия происходило после 2520 с (0,7 ч) смешивания (рис. 4), а после 5400 с (1,5 ч) значения прочности покрытия стабилизировались и дальнейшие испытания прекращались. Вероятно, такой результат свидетельствует об исчерпании потенциала механической активации порошковой смеси данного состава (FeCoCrAlTiCuMo) и его влияния на прочность соединения покрытия с основой при постоянных условиях смешения (частота вращения барабана 60 мин-1; масса загрузки 500 гр.).

 

«Ряд 1» смешивание в инертной среде (активация); «Ряд 2» смешивание в воздухе

Рисунок 4 Зависимость прочности получаемого покрытия от времени смешивания компонентов

 

4 Обсуждение и заключение

 

Результаты однофакторного эксперимента показали, что прочность покрытия и его соединения с основой за счёт смешения металлических порошковых компонентов (FeCoCrAlTiCuMo) в оригинальной конструкции смесителя-активатора существенно возрастала в зависимости от времени смешивания.  Так, в интервале 500 … 2500 с заметного приращения прочности не наблюдалось, а с повышением продолжительности более 2700 с наблюдалось существенное увеличение прочности покрытия и его соединения с основой (почти двухкратное) с максимальным значением 180 МПа при смешивании более 6000 с (1,67 ч). Увеличение продолжительности смешения не приводило к росту прочности.

Полученные результаты свидетельствуют о влиянии продолжительности смешения многокомпонентного порошкового состава на прочность покрытия, полученного ПН при подаче порошка под срез плазматрона и последующего его оплавления. Сравнительный анализ зависимостей, полученных при смешивании и подаче порошков традиционным способом, показал, что поверхностная механическая активация, вероятно, наступает только в инертной газовой атмосфере, где невозможно повторное восстановление окисной плёнки, вплоть до вхождения порошка в плазменную струю. Для проверки данных утверждений требуется проведение металло- и рентгенографических исследований, которые позволят выявить структурные изменения, возможные аномалии, а также появление новых фаз. Опыты показали, что немаловажное значение на эффект поверхностной активации могут оказывать такие факторы, как состав компонентов и режимы обработки (частота вращения и масса смеси), а также состав инертной атмосферы.

References

1. Kadyrmetov, A. M. Prospects for the Application of Coatings Based on Multicomponent High-Entropy Alloys in Mechanical Engineering / A. M. Kadyrmetov, D. A. Popov, E. V. Snyatkov // Power Engineering and Electronics of Advanced Cars: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, April 08, 2021 / Responsible. editor V. I. Pryadkin. - Voronezh: Vo-ronezh State Forest Engineering University named after G. F. Morozov, 2021. - P. 36-39. - DOIhttps://doi.org/10.34220/PEEPC2021_36-39. - EDN EMFFGN.

2. Yurov, V. M. On the Issue of Friction of High-Entropy Alloys and Coatings / V. M. Yurov, S. A. Guchenko // Interactive Science. – 2019. – No. 9(43). – P. 34-37. – DOIhttps://doi.org/10.21661/r-508093. – EDN CLFBZF.

3. Structure and properties of high-entropy alloys and coatings: Technical program and theses of the school of young scientists, Belgorod, October 9–11, 2019 / Edited by G.A. Salishchev, M.S. Tikhonova, E.A. Shchigoleva. – Belgorod: Limited Liability Company Epicenter, 2019. – 72 p. – ISBN 978-5-6042972-3-0. – EDN WLBGYK.

4. Structure and properties of composite coating based on high-entropy alloy reinforced with CrB particles / A. A. Ruktuev, A. B. Yurgin, V. S. Shikalov [et al.] // Metal processing (technology, equipment, tools). - 2023. - Vol. 25, No. 3. - Pp. 87-103. - DOIhttps://doi.org/10.17212/1994-6309-2023-25.3-87-103. - EDN HVCASS.

5. Shirokov, Yu. G. Mechanochemistry. Theoretical foundations - 2015. - 224 p.

6. Kadyrmetov, A. M. X-ray diffraction analysis of the multicomponent FeCoCrAlTiCuMo al-loy obtained by plasma spraying with multiple reflow / A. M. Kadyrmetov, D. A. Popov, I. A. Simakin // Electrophysical methods of processing in modern industry: Proceedings of the V International Scien-tific and Practical Conference of Young Scientists, Postgraduates and Students, Perm, December 15-16, 2021. - Perm: Perm National Research Polytechnic University, 2022. - P. 104-107. - EDN NOZ-CVU.

7. Justification of the design and parameters of a special plasma torch for spraying multicom-ponent coatings / A. M. Kadyrmetov, D. A. Popov, A. I. Uskov, V. R. Fatkhulin // Modern production technologies in mechanical engineering: INTER-UNIVERSITY COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS. Volume Issue 16. - Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2023. - P. 117-126. - EDN RZNCHD.

8. Analysis of regularities and determination of analytical dependencies for calculating the nec-essary parameters of the processes of mechanical grinding and mixing of bulk materials / A. F. Ilyush-chenko, A. I. Letsko, N. M. Parnitsky [et al.] // Powder metallurgy: Republican interdepartmental col-lection of scientific papers / NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS; STATE RE-SEARCH AND PRODUCTION ASSOCIATION OF POWDER METALLURGY, STATE SCIENTIFIC INSTITUTION "INSTITUTE OF POWDER METALLURGY NAMED AFTER ACADEMICIAN O. V. ROMAN". Volume Issue 45. – Minsk: Republican Unitary Enterprise "Publishing House" Belarusian Science ", 2022. – Pp. 35-43. – EDN EDDZMH.

9. Zakharov, D. A, Salnikov, A. V. Influence of powder mixing modes on the structure and physical and mechanical properties of VK10S hard alloy // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Technical sciences. 2013. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-rezhimov-smeshivaniya-poroshkov-na-strukturu-i-fiziko-mehanicheskie-svoystva-tverdogo-splava-vk10s (date of access: 17.09.2024).

10. Shevtsova, L. I. Determination of the mechanical activation time, ensuring the formation of a homogeneous structure of the VKNA-1V alloy / L. I. Shevtsova // Aerospace engineering, high tech-nologies and innovations. - 2022. - Vol. 1. - Pp. 264-265. - EDN TBIOMT.

11. Kochetov, N. A. Effect of mechanical activation time of the Ti + 2B mixture on the com-bustion of cylindrical and tape samples / N. A. Kochetov, S. G. Vadchenko // Physics of combustion and explosion. - 2015. - Vol. 51, No. 4. - Pp. 77-81. - DOIhttps://doi.org/10.15372/FGV20150410. - EDN UHCLAJ.

12. Abdulmenova, E. V. Regularities of structural changes after mechanical activation of pow-der TiNi and its interaction with hydrogen / E. V. Abdulmenova, S. N. Kulkov // News of universities. Physics. - 2019. - Vol. 62, No. 8 (740). - Pp. 137-142. - DOI 10.17223 / 00213411 / 62/8/137. - EDN YYLJNH.

13. Influence of mechanical activation of powder on the porosity of plasma coating / A. M. Kadyrmetov, D. A. Popov, A. I. Uskov, A. A. Melnikov // Modern production technologies in me-chanical engineering: Interuniversity collection of scientific papers. – Voronezh: Publishing and Print-ing Center "Scientific Book", 2024. – P. 61-65. – EDN EEQKRJ.


Login or Create
* Forgot password?