В статье рассматриваются различные компоненты быстроты: латентное время двигательной реакции, генетический фактор, вопросы о переносе качества быстроты с одного движения на другое при сходстве их структуры и психологической установки. Оценочная шкала позволяет контролировать уровень подготовленности спринтеров и может быть рекомендована в равной степени как мастерам высокого класса, так и новичкам. Рекомендованы основные методы выполнения упражнений для развития быстроты.
физическая подготовленность, тесты, величина нагрузок, шкала оценок, методы подготовки
Постановка проблемы. Под скоростными способностями спортсмена следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении и частоте движений [1,6].
Так, время простой реакции у лиц не занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Бегун с отличной двигательной реакцией не всегда может продемонстрировать высокие показатели темпа, а бывает и наоборот. Скорость зависит не только от уровня развития быстроты, а и от силы спортсмена, длины его конечностей, особенности техники и т. д.[3].
Цель исследований: определить уровень скоростных способностей спринтеров ХНАДУ и наметить пути повышения их мастерства. Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать специальную литературу по интересующей нас проблеме.
- Оценить уровень специальной физической подготовленности спринтеров.
- Проследить динамику изменения показателей спортсменов в результате годичных занятий по специально-разработанной методике.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование физических качеств, математическая статистика.
Результаты исследования. Контроль физической подготовленности проводился в целях объективной количественной оценки скоростных (бег 30, 60, 100 и 200 м) и скоростно - силовых качеств (прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места). Тестирование
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков, Издательство «Основа», 1993. - С. 32-36.
2. Борзов В. Секреты скорости. М., ФиС, 1973. - С. 12,17, 33 - 34.
3. Борзов В. 10 секунд - целая жизнь. Киев «Молодь», 1987. - С. 99 - 100.
4. Озолин Н.Г., Воронкин В.И., Примаков Ю.Н. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 1979. - 597 с.
5. Озолин Н.Г., Молодому коллеге. М., ФиС, 1988. - С. 99-113.
6. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев. «Олимпийская литература», 1997. - С. 248-256.
7. Сычев Б.В. Особенности использования прыжковых упражнений в тренировке футболистов. Материалы I Международной научно - практической конференции «Наука и технологии: шаг в будущее - 2006». Белгород, «Руснаучкнига», 2006. - С. 8-10.