Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
Военно-учебного научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Россия
Статья посвящена проблемам эксплуатации колесных лесозаготовительных и дорожных машин в сложных условиях леса, направленным на снижение уплотнения почвы при вертикальном и горизонтальном воздействии колесных движителей на почвенный покров при многократных проходах по лесосеке. Лесозаготовительные и дорожные машины работают в сложных условиях эксплуатации, особенно в период распутицы, способствующей образованию колеи и микрооврагов, смыванию слоя почвы различной толщины, на восстановление которого необходимо продолжительное время. Развитие прогрессивных технологий выполнения лесосечных работ, уровень механизации ручного труда и порядка выполнения технологических операций будут определяться рациональными техническими решениями, заложенными в конструкцию узлов и агрегатов колесных движителей лесозаготовительных и дорожных машин на этапе проектирования для широкого внедрения в лесозаготовительное производство. Значительное влияние на производительность лесозаготовительных и дорожных машин оказывают тяговые показатели колесных движителей, повысить которые возможно за счет применения в их конструкции новых технических решений. При проведении теоретического анализа теории взаимодействия колесного движителя и опорной поверхности и экспериментальных исследований необходимо рассчитать рациональные параметры колесных движителей с целью увеличения тяговых показателей для движения по деформируемым опорным поверхностям. Тяжелые условия эксплуатации лесозаготовительных и дорожных машин предъявляют повышенные требования к трансмиссиям и колесным движителям, техническим характеристикам, влияющим на показатель эффективности применения, к способности преодолевать препятствия в виде мощных корневых систем различных пород деревьев и порубочных остатков для длительного движения по сложно-пересеченной местности с оптимальной скоростью. Эти свойства в значительной мере определяются тем, насколько эффективно происходит распределение мощности и крутящего момента между ведущими колесами в целях повышения тяговых показателей и снижения затрат мощности на движение. Таким образом, серьезной и актуальной является проблема создания лесозаготовительных и дорожных машин с улучшенными тяговыми показателями для эффективной эксплуатации в различных климатических зонах и на лесосеках с низкими физико-механическими свойствами почвогрунтов при выполнении технологических операций по освоению труднодоступного лесосечного фонда в разнообразных условиях Российской Федерации. Дан обзор применения в конструкции ходового оборудования дорожных машин и лесозаготовительных форвардеров-сортиментовозов однотипных по конструкции балансирных (тандемных) тележек привода ведущих колес, а также варианты повышения тяговых показателей машин
лесозаготовительная машина, крутящий момент, циркуляция, сопротивление, балансир, эффективность.
1. Гудков, В. В. Колесные движители. Балансирные приводы [Текст] : моногр. / В. В. Гудков, П. А. Сокол, Е. Н. Ляпич. - Воронеж : Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЕА» Минэнерго России, 2015. - 182 с.
2. Бузин, Ю. М. Работа балансирного колесного движителя автогрейдера [Текст] / Ю. М. Бузин // Строительные и дорожные машины. - 2014. - № 11. - С. 46-52.
3. Форвардеры АМКОДОР 2661, АМКОДОР 2661-01.Руководство по эксплуатации 2661.00.00.000РЭ [Текст] / А. К. Герасимович [и др.]. - Мн. : ОАО «Амкодор» - управляющая компания холдинга», 2013. - 207 с.
4. Перспективная колесная база для лесных машин [Текст] / И. В. Григорьев, А. А. Чураков, А. И. Никифорова, М. В. Цыгаров // Леса России в XXI веке. - С. 32-38.
5. Тандемные мосты для работы ваших машин в тяжелых условиях [Электронный ресурс] // NAFDriven byinnovation. NAF: ModulazMinidedAxles. - Режим доступа: Nafaxles.com.
6. Жуков, А. В. Погрузочно-транспортная машина Мл-131 [Текст] / А. В. Жуков, Д. В. Клоков, В. Н. Лой // Труды БГТУ. Сер. 2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. - Минск. - Вып. 7. Патент на изобретение № 519525 СССР, М. Кл.,E02F3/62 Ведущий мост самоходной строительной машины, например автогрейдера [Текст] / Е. С.Бабурин, А. В. Жаворонков, В. И. Силяков, М. И. Хейфец; заявитель и патентообладатель Всесоюзный НИИ строительного и дорожного машиностроения. - № 519525; заявл. 12.09.74; опубл. 30.06.76; приоритет 12.09.74.
7. Патент на изобретение № 2189911 РФ, МПК В60К14/00. Балансирная тележка колесного транспортного средства [Текст] / М. И. Андрющин, Ю. Е. Рыскин; заявитель и патентообладатель ОАО Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности. - № 2189911; заявл. 10.01.00; опубл. 27.09.02; приоритет 10.01.00.
8. Патент на изобретение № 293967 СССР, МПК E02f9/02 Подвеска задних колес автогрейдера [Текст] / А. В. Жаворонков, С. Ф. Маршак, Э. И. Толстопятенко, М. И. Хейфец; заявитель и патентообладатель Всесоюзный НИИ строительного и дорожного машиностроения. - № 293967; заявл. 17.11.69; опубл. 26.01.71; приоритет 17.11.69.
9. Патент№ 2563468 Российская Федерация, МПК E02F 3/84/ Несимметричный балансирный привод ведущих колес автогрейдера [Текст] / В. В. Гудков, П. А. Сокол, Е. Н. Ляпич. - № 2563468; заявл. 05.05.2014; опубл. 20.09.2015; приоритет 05.05.2014 (RU). - 7 с.