Рассматриваются существующие методики определения стоимости свободного времени населения и его влияния на изменение объемов реализации предприятия. Представлена альтернативная аналитическая модель расчета стоимости часа свободного времени.
стоимость свободного времени, радиус обслуживания клиентуры, уровень обслуживания, объем реализации предприятия
Во многих исследованиях, посвященных проблемам логистики, указывается на существование оптимального уровня обслуживания клиентуры, который определяется как часть затрат времени или финансовых средств клиента, связанных с приобретением продукта, принимаемых на себя предприятием. При этом потери предприятия от недостаточно высокого уровня обслуживания выражаются в снижении доходов вследствие снижения объемов реализации продукции. Среди прочих факторов, определяющих затраты на приобретение продукта, неизбежной составляющей является время и, соответственно, затраты клиента то, чтобы добраться до пункта, где приобретается продукт и на то, чтобы доставить продукт к месту потребления[1]. Время, которое покупатель тратит на приобретение товара, является затратообразующим показателем. Свободное от работы время индивид рассматривает в качестве блага, хотя бы потому, что оно необходимо для потребления всех других благ, а поскольку общее время ограничено рабочим, то каждый час труда сокращает свободное время[2].
1. Нефедов Н.А. Маркетинговые аспекты логистики // Вестник ХГАДТУ. - вып. 8. - Харьков. - 1999. - С. 70-72.
2. В.С.Васильев. Фактор времени в общественных процессах // США: экономика, политика, идеология. 1993. №9. Сс.45-53
3. Тарасевич В.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика - М.: «Юрайт» - 2006. - 375с.
4. Юдин, В. В. Перспективы дистанционного банковского обслуживания физических лиц // Банковские услуги. - 2006. - N 2. - С. 17-24
5. Балацкий Е.В. Свободное время как фактор экономического равновесия / Капитал страны // Федеральное интернет-издание.
6. Melville Z. Wolfson Is Leisure Time Worth More Than Working Time? // Journal of Forensic Economics - 14(1), - 2001, - pp.35-36.
7. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 503с.