Россия
сотрудник
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье рассматриваются действующие в отечественной лесной экономике подходы к определению цены на лесные ресурсы. Приводится анализ системы ценообразования в Российской Федерации и ряде зарубежных многолесных стран схожих по природно-климатическим и лесорастительным условиям. В работе отражены мировые тенденции и вызовы, обуславливающие необходимость пересмотра системы ценообразования на древесину лесных насаждений. Обозначен акцент на основные моменты Парижского соглашения и углеродный налог, поскольку данные аспекты в настоящее время становятся все более актуальными в стратегическом планировании государственного управления лесами и промышленной политики на мировой арене. Предложен подход к оценке лесного ресурса, учитывающий новые вызовы в социально-экономической и экологической сфере. Приведена формула нулевой стоимости лесного ресурса, зависящей не только от факторов классической экономической теории спроса и предложения, но и факторов изменения спроса будущих периодов, трансформации его конъюнктуры или же кардинального изменения вплоть до угасания, стремящегося к нулю, а также социальных и экологических потребностей населения в не сырьевых полезностях и услугах лесной экосистемы.
стоимость лесного ресурса, ценообразование, стратегическое планирование, лесной комплекс
ВВЕДЕНИЕ
Ставки платы за единицу объема изымаемого лесного ресурса или за единицу используемой площади лесного участка в Российской Федерации устанавливаются директивно на минимальном уровне. [1]
Неоднократно общественные и научные организации выражали свое опасение о том, что ставки платы не обеспечивают возмещение всех социально-экологических и экономических аспектов, которые характеризуют лесной ресурс, как полноценную экосистему в целом.
В 2015 году Правительством Российской Федерации был введен новый подход к оценке древесины лесных насаждений по договору купли-продажи, для малого и среднего бизнеса, суть которого заключается в учете при формировании цены за ресурс нормативных затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов.. Данный подход доказал, что реальная стоимость ресурса может отличаться в разы, а то и в десятки раз, относительно минимального уровня ставки платы за древесину.[2]
Всё нарастающие вызовы, связанные с повышением роли лесов и их экологической составляющей в глобальных международных процессах, с учетом Парижского соглашения, диктуют поиск и разработку новых подходов комплексно учитывающих современные тенденции в сфере ценообразования на лесные ресурсы в целях повышения социально-экономической и экологической значимости лесной экосистемы.
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 1320 «Об утверждении Методики расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
4. Электронный ресурс: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice10/wood01.php. (Дата обращения - 10.01.2021);
5. Schmidt-Thomé, Philipp. Klein, Johannes. Climate change adaptation in practice : from strategy development to implementation. - ISBN 978-1-118-47465-5;
6. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная монография / Под науч. ред. С. Н. Бобылёва, П. А. Кирюшина, О. В. Кудрявцевой. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. - 284 с. ISBN 978-5-906932-32-7. Электронный ресурс: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=61179&p=attachment. (Дата обращения - 10.01.2021).