Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Статья посвящена изучению системы управления нематериального стимулирования, применяемого для персонала организаций. Авторами определены перечень групп основных инструментов нематериальной мотивации персонала, включающих в себя условия труда, инструменты социальной поддержки, элементы корпоративной культуры и инструменты стимулирования возможностей самореализации; выявлены основные принципы системы нематериальной мотивации персонала, представляющий цикл, включающий в себя последующие управленческие этапы: планирование, проектирования методов, приемов и мероприятий нематериального стимулирования труда персонала; выполнение плана; скоординированные действия, мониторинг; этап анализа и оценки мотивационных инструментов. Сформирована система применения инструментов нематериальной мотивации и на ее базе осуществлена комплексная оценка системы нематериальной мотивации персонала в высших учебных учреждениях и выявление наиболее эффективных методов мотивации персонала в ВУЗах Белгородской области, в основе которой выявлена удовлетворенность респондентов системой нематериальной мотивации персонала. Далее авторами предложен проект по усовершенствованию нематериальной мотивации персонала, включающий в себя формы, методы, рекомендации по внедрению методов нематериального стимулирования на примере образовательных организаций г.Белгорода. Выявлено, что возможно сформировать управляемую параметрическую систему, включающую цель и способ достижения цели, требования к результату и результат проекта, а также итоговые пользователи результата проекта, направленные на разработку системы нематериальной мотивации персонала образовательных организаций, которая позволит осуществлять мероприятия, способствующие реализации необходимого эффекта в социально-экономической сфере.
нематериальное стимулирование, мотивация, инструменты мотивации, рейтингование, мотивационные мероприятия, результаты трудовой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность работы образовательных учреждений напрямую зависит от мотивации сотрудников, а также умения работать, используя свой профессиональный и творческий потенциал. Управление мотивацией в работе традиционно бывает материальным и нематериальным. Известно, что мотивация представляет собой совокупность мер, которые направляют и поддерживают людей в достижении определенных целей, побуждают их к работе [1]. Наряду с повышением заработной платы до справедливой и социально приемлемой величины необходимо использование и нематериальных стимулов, что позволяет удовлетворять как можно больше потребностей сотрудников. Стимулирование – это, прежде всего, создание некоей трудовой ситуации, управляющее трудовыми действиями персонала, позволяющее работнику эффективно проявлять элементы своей профессиональной деятельности. Традиционно мотивацию разделяют на материальную и нематериальную [2]. Материальное и нематериальное стимулирование персонала организации дает синергетический эффект не только повышения эффективности и рентабельности производства, но и увеличения производительности труда. Нематериальное стимулирование – важнейший компонент, который дополняет практики управления персоналом и обеспечивает общую эффективность и вовлеченность сотрудников в трудовой процесс. Нематериальная мотивация приобретает все большую популярность среди руководителей разных компаний не только в России, но и за рубежом [3].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является обоснование и оценка системы нематериальной мотивации персонала в образовательных учреждениях и оценка ее влияния на производительность труда сотрудников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотрение мотивации как непрерывного цикличного процесса управления персоналом;
- выделение групп основных инструментов нематериальной мотивации персонала;
- комплексное исследование наиболее эффективных методов мотивации персонала в образовательных организациях;
- выработка плановых мероприятий по разработке системы нематериальной мотивации персонала образовательных организаций.
Система нематериального стимулирования направлена на удовлетворение потребностей персонала с целью уменьшения затрат на персонал и снижения текучести кадров. Правильный подход к нематериальной мотивации персонала может обеспечить не только экономию средств, но и повышение эффективности и оптимизации труда персонала [4].
1. Герчиков, В.И. Нематериальное стимулирование персонала // Мотивация и оплата труда. 2005. № 1. С. 2-10.
2. Farber, S. Material and Non-Material Work Incentives as Ideologies and Practices of Order // Review of Radical Political Economics. 1982, Том 14, Вып. 4. С.: 29-39
3. Yang, F.; Gao, Yu. Study on Non-material Incentives of Modern Enterprise Management in Our Country / Конференция: 2nd International Conference on Economic, Business Management and Education Innovation (EBMEI 2014): Singapore, NOV 05-06, 2014. Серия книг: Lecture Notes in Management Science. 2014, Том 43, С.: 14-17.
4. Белозерова, С.И. Как расширить социальные функции заработной платы: Учебное пособие - М. 2015. 315 с.
5. Логачев, В.О.; Логачева, К.О. Нематериальное стимулирование на предприятии как способ поддержки высококвалифицированных специалистов // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 1 (28). С. 574-577.
6. Xu, H.; Li, Yu.-M. The Influence of Non - material Incentives Based on Team Trust Cognition on Innovation Performance / Конференция: 3rd Annual International Conference on Management Science and Engineering (MSE): Guilin, Peoples R China, AUG 18-20, 2017. Серия книг: AEBMR-Advances in Economics Business and Management Research. 2017, Том 50. С.: 153-156.
7. Сухорукова В.В., Яковлева Е.А., Азарова Н.А. Методика моделирования плановых и фактических значений стратегических показателей социально-экономического развития Воронежской области на примере показателя «Производительность труда в промышленности»//Лесотехнический журнал. 2017. Т. 7. № 1 (25). С. 252-261.
8. Zunac, A.G.; Buntak, K.; Tisler, P. Size of a Company and Its Impact on Perception of Intangible Motivation // International Journal for Quality Research. 2019, Том 13, Вып. 1. С.: 3-12.
9. Yoon, H.J.; Sung, S.Y.; Choi, J.N.; с соавторами. Tangible and Intangible Rewards and Employee Creativity: The Mediating Role of Situational Extrinsic Motivation // Creativity Research Journal. 2015, Том 27, Вып. 4. С.: 383-393.
10. Третьякова Л.А. Подготовка управленческих кадров на основе дуального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 79-85.