Россия
Стремление компаний-лидеров рынка к устойчивому росту в последние несколько десятилетий в значительной мере осложняется нарастающим уровнем неопределенности совокупного влияния факторов внешней среды во всех сферах экономической деятельности. Усиление макроэкономической нестабильности, резкие колебания конъюнктуры сырьевых рынков, ужесточение конкуренции на отраслевых рынках, рост политического противостояния государств, разнонаправленная динамика социальных процессов, непрогнозируемые природно-климатические катаклизмы глобальных масштабов существенно усложнили возможности формирования рыночных стратегий развития на основе традиционных подходов планирования, учитывающих преимущественно ретроспективную динамику. Более того, экономическая нестабильность последнего десятилетия, вызванная факторами внешней среды, показала значительной части международных компаний неустойчивость выбранных стратегий для развития фирмы. Дилемма выбора направления стратегии актуальна для большинства компаний российского и зарубежного бизнеса – перед менеджерами встает вопрос выбора направления развития корпоративной стратегии фирмы, учитывая все составляющие бизнес-портфеля. В работе автором изучено эволюционное развитие теории стратегического роста, приведено многообразие подходов к классификации стратегий роста организации, выявлены сходства и противоречия, обоснована традиционная классификация стратегий. Стратегии интенсивного роста, вертикальной интеграции, диверсификации являются привлекательными для развития, но в то же время требуют определённых усилий и ресурсов. В ходе исследования, автором проведены изыскания на предмет выявления наиболее оптимальной стратегии роста при выходе на определенный уровень стабильности компании с целью динамического развития, выявлены базовые критерии при выборе стратегического вектора развития компании.
стратегии роста, интегративный рост, концентрация, интенсивный рост, вертикальная интеграция, диверсификация, интернационализация, эффективность
Введение
Стратегии роста занимают центральное место в системе маркетинговых стратегий организации, так как менеджмент связывает успешное развитие компании в первую очередь с ростом, нежели с эффективностью, что подтверждается многочисленными исследованиями. По результатам окончания экономических потрясений первых двух десятилетий XXI века был проведен опрос 100 топ-менеджеров – слушателей программы МВА на предмет выявления наличия стратегий в компаниях и качества приоритетных стратегических целей и задач компаний [10, c. 69-70], в результате чего выяснилось, что почти все руководители (98% опрошенных) понимают значимость стратегии как таковой, однако только 13% утверждают, что имеют стратегию развития компании, 32% – лишь определенные направления развития, а 55% – отрицают факт наличия стратегии. Опираясь на данные приведенного опроса, приоритетность стратегических целей и задач была расставлена следующим образом: 71% респондентов стремится к увеличению доли на рынке, 58% – к росту продаж, 50% – к увеличению рентабельности, 47% – росту прибыли, 37% – росту стоимости бизнеса, 34% – формированию рынка. Таким образом, автора выдвигает гипотезу, что преимуществом при расстановке стратегических акцентов компании у топ-менеджмента пользуются показатели роста компании, при этом индикаторам эффективности деятельности уделяется второстепенное значение. Данное предположение вполне объясняется тем, что рост компании увеличивает её рыночную стоимость, от чего напрямую зависят показатели эффективности деятельности непосредственно топ-менеджмента, которая оценивается сквозь призму экономических и финансовых индикаторов, отражающих динамику изменения стоимости компании, увеличения сети филиалов или дочерних компаний, входящих в корпорацию, роста выручки и пр.
Исследования успешности бизнес-стратегий регулярно подтверждают данное предположение автора – стоимость бизнеса на 78% зависит от роста компании [3]. Стратегии роста являются ключевым направлением развития компании как способа получения наиболее эффективных результатов по увеличению стоимости и прибыли компании и, соответственно, достижения корневой цели коммерческой деятельности. Стратегии роста осуществляются в разных направлениях и основаны на наиболее приемлемых для конкретной компании управленческих решениях. Обобщенный терминологический анализ стратегий роста в работах выдающихся специалистов по маркетингу-менеджменту представлен в таблице 1.
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Дэвид Аакер ; [пер. с англ. Е. Виноградова под ред. С. Г. Божук]. - 7-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 495 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-459-00581-3
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 416 с.
3. Борисова А. Как управлять стоимостью компании // Финансовый директор. - 2020. - № 7. [Электронный ресурс] - URL: http://fd.ru/articles/16946.
4. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегичекие альянсы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002
5. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7-е изд. СПб.: Питер, 2016, с.386.
6. Данько, Т. П. Управление маркетингом : учебник и практикум для вузов / Т. П. Данько. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 521 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01588-1. - Текст : электронный // URL: https://urait.ru/bcode/450105 (дата обращения: 09.09.2021).
7. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е изд. / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»)
8. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. 15-е изд. - Изд.: Юпитер, 2020. - 848 с.
9. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок Перев. С англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2006. - 800 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»), с.438
10. Комиссарова Т.А. Российские компании предпочитают расти, а не развивать бизнес // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №6 (92). - С. 69-70
11. Маленков Ю.А. «О классификациях стратегий компании» // Журнал «Эмитент. Существенные факты, события, действия». Единое информационно-аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона РФ. N42(173) 2006
12. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 4-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2011 с.454
13. Фатхутдинов Р.А. «стратегический маркетинг. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
14. Хулей Г., Сондерс Дж., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 800 с.
15. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge: MIT Press, 1962. 463 p.
16. Рейтинг российского бизнеса РБК «500 крупнейших по выручке компаний России» // URL: https://www.rbc.ru/rbc500/
17. https://fortune.com/franchise-list-page/visualize-the-fortune-500-2020/