В статье рассмотрены вопросы реализации инвестиционных проектов в лесном комплексе России. Представлены классификационные группы инвестиционных проектов и показатели инвестиционной деятельности в отраслевых сегментах лесного комплекса. Несмотря на то, то существенные темпы роста инвестиций в отраслях лесного комплекса сложились в последние годы, имеется значительный нереализованный потенциал развития, и они продолжают оставаться низко инвестиционно привлекательными для бизнеса. При реализации инвестиционных проектов в лесном хозяйстве в качестве инициатора проектов нередко выступает государство, инвестиционные проекты в лесопромышленном комплексе преимущественно реализуются, как частным бизнесом, так и при поддержке государства. В составе инвестиционных проектов в лесном комплексе представлены государственные инвестиционные проекты в форме инвестиций в лесную инфраструктуру и в обновление технической базы лесного хозяйства; государственно-частное партнерство в форме приоритетных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов; инвестиционные проекты частного бизнеса, реализуемые в форме капитальных вложений, инновационных инвестиций и прироста оборотных активов. Определено, что при реализации лесных климатических проектов наиболее эффективным механизмом привлечения инвестиций является государственно-частное партнерство.
инвестиции, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство, управление
Введение
Исторически начало управления проектами в лесном комплексе приходиться на индустриализацию прошлого столетия, толчком для которого стало массовое жилищное строительство, создание лесных поселков, развитие лесной инфраструктуры, прежде всего создание крупных лесоперерабатывающих производств.
По данным исследователей в период 1930-1940-х годов инвестиции направлялись на расширение и реконструкцию действовавших предприятий и строительство новых производств, связанных преимущественно с глубокой переработкой древесины [1]. Наибольший объем средств в развитие лесопромышленного комплекса страны был инвестирован в 1936 году -1,3 миллиарда рублей, что связано с вводом в строй крупных предприятий отрасли.
При этом непосредственно доля капитальных вложений в отраслевой комплекс составила более половины инвестиций - 740 мил. руб. [2]. Однако, несмотря на значительные запасы лесных ресурсов в Советском Союзе лесная промышленность не являлась приоритетным направлением экономики, и объемы инвестиций в сравнительной оценке оставались незначительными. Это привело к тому, что по уровню развития отраслевых предприятий страна существенно уступала странам Европы и Америке и уровень переработки сырьевых ресурсов не превышал 60% от заготавливаемой древесины.
Не смотря на то, что позднее, в 60-е годы, были реализованы проекты по строительству заводов перерабатывающих древесину: плитные, фанерные, целлюзозно-бумажные производства, лесной комплекс продолжал оставаться низкорентабельным и инвестиционно непривлекательным.
В последующие годы темпы инвестирования в лесной комплекс снизились, как и в равной мере замедлились процессы ввода в эксплуатацию крупных мощностей по переработке древесины.
Что касается лесного хозяйства в составе лесного комплекса страны, то находясь на сметно-бюджетном финансировании, а сочетании с низким уровнем внедрения новых технологий, техники и инноваций в лесоуправлении отраслевой сегмент стагнировал, превращаясь исключительной в сырьевую базу лесной промышленности. Существенные перемены в лесном хозяйстве связанные с изменениями лесного законодательства открыли дорогу инвестициям и новым возможностям в реализации проектов и осуществлении проектной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» в отраслях и комплексах РФ реализуются проектный подход в отношении инвестиций.
При этом проекты существенно различаются по масштабу инвестиций от малых проектов (объем инвестиций до $10–15 млн.) до мегапроектов (объем инвестиций от $1 млрд.), объединяющих множество малых проектов и имеющих значительный временной лаг их реализации.
Ряд экономистов анализируют проекты с позиции срока реализации, при этом выделяя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и с позиции участников проектов: частные, государственные и государственно частные проекты и программы [3,4].
В зависимости от сферы реализации проектов различают:
- организационно- технические проекты, направленные на строительство и создание нового предприятия реконструкцию, модернизацию или обновление производственных мощностей, включая замену техники и технологий или внедрение новой системы управления [5];
- социально-экономические – реализуемые в целях улучшения условий жизни и труда, упорядочения и оптимизации финансовой деятельности, организации бережливого производства, улучшения здоровья граждан и др. [6];
-информационно-маркетинговые связанные с повышением узнаваемости и популяризацией целевых задач, развитием коммуникаций на всех уровнях управления, повышением информационной доступности услуг и процессов для населения и др. [7].
Анализ литературных источников показал, что существуют разнообразные классификации проектов, в том числе характеру предметной области проектов учеными выделены инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные проекты [8,9].
Наибольший интерес с позиции проектного управления представляют собой инвестиционные проекты, объединяющие организационно-технические и финансово-экономические мероприятия и направленные на развитие субъекта инвестиционной деятельности, обеспечивающей получение дополнительного экономического или социального эффекта.
Современное законодательство РФ под инвестиционным проектом трактует обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимой проектной документации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [10]. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые в свою очередь представляют собой различные виды вновь создаваемого и модернизируемого имущества, независимо от права собственности на такое имущество. Более того законодатель в числе инвестиционных проектов выделяет особую категорию – приоритетных, и определяет их как инвестиционные проекты, суммарный объем капитальных вложений в которые соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. При реализации таких проектов на уровне государства возможны преференции и льготы.
В соответствии с законодательством РФ инвестирование могут осуществлять как юридические, так и физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
В трудах исследователей данной проблематики часто подчеркивается, что результативность реализации инвестиционных проектов в первую очередь зависит от специфики отраслевых сегментов экономики [11].
Россия является крупнейшей в мире страной по площади лесов и по запасу древесины, в связи с этим развитию лесного комплекса и привлечению инвестиций в его отрасли отведено особое внимание. Примечательно, что объем инвестиций в период с 2014 по 2020 год в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса имел тенденцию к росту (табл.1) [12,13].
Значительные темпы роста инвестиций в отраслях лесного комплекса имели место в период с 2017 по 2020 год, а темпы роста инвестиций в лесозаготовительную промышленность были максимальными за весь период исследований и составили от 122,7 до 147,2%.
Более скромные темпы роста инвестирования отмечены в отраслевых сегментах деревообработки и переработки древесины и производстве бумаги от 108,4% (темп роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности деревообработка и переработки древесины в 2017 году) до 134,4 (темп роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности производство бумаги в 2017 году).
1. Зыкин, И. В. Лесопромышленный комплекс Уральского региона в 1930-х гг.: историографический аспект (современный этап) / И. В. Зыкин // Урал и Сибирь в контексте развития российской государственности: Материалы всерос. науч. конф. «VI Емельяновские чтения». - Курган: Курганский гос. ун-т, 2012. - С. 170-172.
2. Зыкин И. В. Лесопромышленный комплекс Советского Союза в годы первых пятилеток: проблемы управления, финансирования, лесопользования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lesopromyshlennyy-kompleks-sovetskogo-soyuza-v-gody-pervyh-pyatiletok-problemy-upravleniya-finansirovaniya-lesopolzovaniya (дата обращения: 17.10.2021).
3. Вертакова Ю.В. Использование инструментов риск-менеджмента при реализации проектов государственно-частного партнерства/ Вертакова Ю.В., Агамагомедова Е.В.// Курск, 2020, 167 с.
4. Морковина С.С. Государственно-частное партнерство как механизм решения проблемы финансирования лесовосстановления/ Морковина С.С., Панявина Е.А., Драпалюк О.И.//Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11 (57). С. 77-81.
5. Панявина Е.А.Факторы развития инновационной деятельности предпринимательских структур/Панявина Е.А., Ванятинский Ф.В.//Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (46). С. 252-255.
6. Драпалюк М.В.Развитие инновационной деятельности в регионе: вектора взаимодействия инвесторов и стартапов/Драпалюк М.В., Морковина С.С., Колесниченко Е.А., Бусарина Ю.В., Степанова Ю.Н., Сухова В.Е., Константинов А.В., Иванова А.В./Москва, 2014.
7. Еремина И.А. Цифровизация комплексных региональных проектов развития территорий /Еремина И.А., Полянин А.В./ Естественно-гуманитарные исследования// 2021. № 33 (1). С. 90-95.
8. Полянин А.В. Методы инвестирования инновационной деятельности за рубежом/Полянин А.В. //Kant: Экономика и управление. 2008. № 3. С. 97.
9. Kolesnichenko E.А. Tools used for career management at the manufacturing enterprises in Russia/ Kolesnichenko E.А., Belyaeva G.V., Ivanova A.V., Sukhova V.E.//В сборнике: Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage. Proceedings of the 34rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019. 2019. С. 3986-3994.
10. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Принят Государственной Думой 15 июля 1998 г. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon.
11. Парфенова Е.Ю.Классификация инновационных проектов и программ промышленных предприятий РКП/Парфенова Е.Ю./Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 438-440.
12. Инвестиции в России. 2019: Стат.сб./ Росстат. - М., 2019. - 228 с.
13. Россия в цифрах. 2021: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2021 - 237 с.
14. Shanin I.I. Modelling of technological solutions implementation processes at forest industry enterprises with system analysis elements/ В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020. BRISTOL, ENGLAND, 2020. С. 012190.
15. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I./В сборнике: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. С. 2856-2862.
16. Морковина С.С.Инновационная инфраструктура системы лесного хозяйства: лесные селекционно-семеноводческие центры/ Морковина С.С., Васильев О.И., Иванова А.В./Лесотехнический журнал. 2014. Т. 4. № 4 (16). С. 221-230.
17. Морковина С.С.Государственно-частное партнерство в лесном хозяйстве цчр: формы реализации и перспективы/Морковина С.С., Шанянь Б., Драпалюк О.И./Лесотехнический журнал. 2013. № 2 (10). С. 179-189.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
19. Промышленное производство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - 286 c.