Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье выявлены цель, тренды и перспективы современной цифровизации публичной политики; выделены возможные последствия применения современных цифровых технологий; рассмотрены перспективы развития коммуникационных взаимодействий власти и общества в контексте цифровых технологий. Сделан акцент на том, что основной функцией публичной политики в настоящее время является коммуникация между различными слоями населения и населения с властными структурами; обеспечение прозрачности власти в стране. Процессы цифровизации затрагивают почти все сферы общественного взаимодействия, в частности, механизмы цифровизации применяются и в политической сфере, при этом постоянно обновляясь и совершенствуясь. В основу исследования положен комплексный подход, подразумевающий изучение различных аспектов материалов по цифровизации и применению цифровых технологий в публичной политике с учетом исторического, культурного и политического контекста. Также для анализа материала по заявленной проблематике авторы использовали такие методические приемы и инструменты как: методы структурного и системного анализа, ретроспективная оценка и текстмайнинг. Научная значимость заключается в расширении теоретических представлений о значимости цифровизации публичного управления в системе государственного управления. Практическая значимость заключается в выделении показателей и критериев, позволяющих оценить степень воздействия цифровизации на государственное управление.

Ключевые слова:
цифровизация, цифровое государство, цифровые технологии, публичная политика, государственное управление
Текст

Введение

Впервые термин «цифровизация» в общем значении употребил в 1995 г. Н. Негропонте. В книге «Being Digital» он охарактеризовал взаимодействия материального и нематериального мира и определил цифровизацию как перевод в информационную форму (отражение в битах) всего многообразия материального мира (существующего в атомах). То есть, в процессе цифровизации, в результате описания свойств объектов с помощью машинного кода возникает его цифровой двойник. Постоянное обновление данных служит залогом правильного функционирования «цифрового двойника». Цель цифровизации - повысить эффективность работы государства, создать «цифровое государство». Концепция «цифрового государства» в своем развитии базировалась на целом комплексе различных наук и исследований множества ученых, таких как Н. Винер, К. Шеннон, Дж. фон Нейман, А. Тьюринг и другими именитыми представителями начала эпохи информатизации.

Прототипом цифрового государства можно посчитать советскую концепцию «Единой государственной сети вычислительных центров», автором которой является А. Китов. Единую государственную сеть вычислительных центров предполагалось использовать для управления вооружёнными силами и экономикой. Функционировать она должна была на базе вычислительных центров Министерства обороны. Доступ к ним предполагалось сделать дистанционным. Однако, мысль сделать экономику СССР автоматизированной не понравилась Руководству СССР. Тогда, в 60х, вдохновленный идеей Китова, появился проект В. Глушкова - Общегосударственная автоматизированная сеть. Имея определенный вес и статус в научных кругах и пользуясь расположением Правительства, Глушков получил одобрение проекта и начал работать над созданием автоматизированных систем управления (АСУ). На данный момент, учитывая развитие технологий, скорость их внедрения. Вопросы построения «цифрового государства» становятся все актуальнее. Лидеры данного направления США, Канада, страны Европы, а также государства Азии – Япония, КНР, Сингапур.

Материал и методы исследования

В основу исследования положен комплексный подход, подразумевающий изучение различных аспектов материалов по цифровизации и применению цифровых технологий в публичной политике с учетом исторического, культурного и политического контекста. В качестве методологической основы использованы исследования и результаты исследований Т.А. Головиной, А.В. Полянина, О.М. Писаревой, И.Н. Ткаченко, Т.П. Черкасовой, П.М. Иванова, Ли Куан Ю., K. Diane, R.S. Milne, R. King, S.Tsang.

Методологический инструментарий, используемый в исследовании, состоит из таких методов, как анализ, синтез, обобщение, системный подход, аналитический, индукция, дедукция, метод аналогий, сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Под публичной политикой понимается политика, осуществляемая государственными чиновниками и органами власти и затрагивающая значительное количество людей. При этом, публичная политика это действия представителей власти которые имеют непосредственное влияние на общество и несут для него некоторые последствия. Необходимым представляется провести уточнение по воздействию на общество [5].

Предполагается, что публичная политика призвана удовлетворять потребности общества, его интересы. Данные интересы можно условно разделить на несколько групп.

1. Экономические. В данной группе сосредоточены интересы экономического характера.

2. Социальные. Группа объединяет в себе интересы, направленные на поддержание общественной жизни населения: поддержание функционирования служб социального обеспечения (здравоохранение, образование, транспорт).

3. Гражданско-политические. Формирование общественного мнения, объединения граждан, ассоциации, выражение своей общественной позиции и отношения к власти.

4. Социокультурные. Данная группа представлена духовными и культурными ценностями.

Для нормального функционирования публичной политики необходимо присутствие следующих факторов [11]:

1. Прозрачность власти. Это подразумевает под собой свободный допуск гражданина к правительственной информации по мере необходимости, за исключением данных, отнесенных к государственной тайне. Также имеется ввиду возможность обычных граждан влиять на решения, принимаемые властными структурами.

2. Власти должны быть ориентированы именно на решение проблем в стране, на удовлетворение потребностей населения, а не собственных нужд.

3. Государственный аппарат должен соответствовать современным, высокоэффективным требованиям менеджмента. Под этим подразумеваются такие действия как - борьба с бюрократией и коррупцией, а также постоянная переподготовка персонала и повышение уровня качества их работы. В применении цифровых технологий существует два важных вопроса. Во-первых, вопрос технических условий: необходимо иметь возможность постоянного совершенствования алгоритмов, технологических инструментов и пр. Во-вторых, вопрос систематизации знаний: необходимо не просто внедрять технологии, но и понимать в каком виде они смогут обеспечить не только временное развитие, но и развитие всей сферы в долгосрочной перспективе. Актуальная специфика современной цифровизации политики обусловлена, по мнению экспертов, не только изменением формата самих политических отношений, но и формированием нового качества социальных связей в целом.  Сейчас осуществляется переход от прямой коммуникации к виртуальной, базирующейся на информационных технологиях.

С развитием технологий, увеличением количества пользователей меняется сама форма социального взаимодействия. Так же как, количество личных встреч снизилось с появлением телефонной связи, так и появление мессенджеров и различных типов мгновенной передачи данных (как социальные сети) уменьшает количество звонков, соответственно происходит отказ от разговорной речи в коммуникации. Сейчас большая часть общения будь то работа, школа, университет, даже семья происходит в виртуальном режиме при помощи чатов и социальных сетей [10]. Социальные сети также берут на себя часть политической роли – вовлечение в дискуссии, касаемо политики, её механизмов, решений и др. сама политика меняется, трансформируясь и становясь все более виртуальной и цифровой, пример - онлайн голосования, электронные петиции и др. необходимо отметить, что трансформируется не только внутренняя политика, но и внешняя, глобальная.

Главная проблема «цифрового мира» - огромные массивы данных, на которых функционируют технологии. Данные хранятся, анализируются и передаются с помощью облачных технологий и 5G. Разумеется, здесь встаёт вопрос о кибербезопасности. Именно развитие этого направления будет одним из ключевых трендов в ближайшие годы [8].

Количество данных и технологий их сбора будет непрерывно расти, этого требует развитие самих технологий. Полученные данные необходимо агрегировать, анализировать и применять для построения различных цифровых моделей. Основным вызовом здесь становится – выработка надежного способа/механизма хранения данных (как и их последующая обработка). Также необходимо проработать вопрос эффективного использования полученных данных. По мнению специалистов, ключевые технологии, которые могут помочь с обработкой стремительно растущих массивов данных – искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. Не стоит путать эти два понятия. Они не взаимозаменяемы.  На сегодняшний день ещё не разработаны их четкие определения, однако можно сказать с уверенностью, что алгоритмы машинного обучения это подуровень искусственного интеллекта, это то что позволяет развивать ИИ. Провыв в определении задач и функционала ИИ и машинного обучения произошел только на рубеже веков (несмотря на то, что технологии разрабатывались же давно) когда были разработаны методы глубокого обучения. Теперь ИИ все увереннее проникает в нашу повседневную жизнь. На данный момент активно развивается «узкий ИИ» (или слабый), к его примерам принято относить привычные нам «умные» устройства: автопилот, умные колонки, голосовые помощники и др. То есть вещи, которые не просто разговаривают с нами, но и выполняют задачу по сбору данных, их обработке, интерпретации и решения поставленной человеком задачи. На следующем этапе автономизация ИИ, предполагается, что человек будет исключаться из ряда процессов (как в глубоком обучении), машины научатся импровизировать и самостоятельно принимать решения. Представляется целесообразным выделить положительные последствия цифровизации [6].

На уровне всего общества к ним можно отнести: повышение качества жизни, за счет удовлетворения конкретных уже известных и новых потребностей людей; повышение производительности всего общественного труда за счет его повышения на уровне отдельных производств и компаний; обеспечение доступа к товарам и услугам и их продвижение как на публичном, так и на коммерческом уровне во всем мире; разработка систем управления с замещением человека, например, для определенных классов предприятий.

Помимо этого цифровизация даёт возможность: обмена информацией и отсутствие конкуренции в использовании знаний и информации. Это становится возможным благодаря тому, что одну и ту же базу данных могут использовать одновременно несколько пользователей; освоение новых технологий становится возможным не только на уровне приложений. Развитие технологии поможет в создании и развитии сложных элементов, таких как технологии управления данными и искусственный интеллект.

Однако, нельзя не отметить то, что тревожит в цифровом будущем. Прежде всего, это проблема обеспечения прав человека в цифровом мире. Данная проблема уже широко обсуждается на международном уровне, однако её решение осложняется тем, что и в реальном мире права человека зачастую не соблюдаются, а воплотить это в виртуальном мире представляется ещё более трудной задачей. Также существует проблема безопасности цифровых данных пользователей. Киберпреступность и кибермошенничество развиваются, если не быстрее новых технологий, то в ногу с ними. К сожалению, на сегодняшний момент большее распространение получают негативные  сценарии развития этой области, так как обеспечить безопасность данных в цифровом сегменте практически невозможно. К этому относятся и угрозы для частных лиц, бизнеса и государства. Это и потеря, кража данных, использование их в махинациях и преступлениях. Угроза данным государства грозит помимо прочего возможными революциями, свержением власти и перестройкой всей системы управления страной.

Итак, политическая сфера становится испытательным полем для цифровизации, так же как и экономическая сфера, социальная, образование и здравоохранение и др. [2]. Цифровизация сопряжена с необходимостью выбора конкретных технологий, позволяющих собирать, обрабатывать и хранить огромные массивы данных. Вопрос грамотной регламентации и исполнения действий, связанных с данными становится все более актуальным и важным в связи с быстроразвивающимися технологиями и их повсеместным распространением. Помимо этого, наблюдается процесс трансформации социальных отношений - от личных они стали сначала просто удаленными (телефонная связь), а со временем перешли в виртуальный формат [3]. Сегодня под влиянием технологий находятся все сферы жизни человека. Особое значение они имеют в сфере государственного управления, так её задача – коммуникация и взаимодействие с населением. На данный момент цифровизация находится на третьей своей ступени.

Эксперты выделяют три основных этапа эволюционного цикла технологий:

1. Этап появления «специализированных платформ, которые помогали оптимизировать внутренние процессы». Сюда же относят развитие электронного документооборота, конец 1990-х.

2. Этап глобальной мобилизации (2006-2008 гг.) – появление глобальной сети, проникновение мобильной связи и пр.

3. Этап развития искусственного интеллекта.

Развитие цифровизации в публичной политике во многом происходит благодаря действиям акторов в политическом пространстве.  Так, например, по мнению специалистов сейчас, «политики и политические институты всё больше перенимают из бизнес-среды практики SMM (social media marketing – маркетинг в социальных сетях), привлекая специалистов и реализуя соответствующие проекты». Это позволяет им продвигать свои цели и интересы, повышать уровень своей «узнаваемости», привлекать электорат. Подобные действия стали популярны не только в среде политических партий, но и в общественных объединениях, некоммерческих организациях и среди политических лидеров. Использование механизмов цифровизации становится как методом усиления имиджа, так и способом переноса конкурентного взаимодействия в новую, сетевую среду.

Не только конкурентное взаимодействие с оппонентами, но и отношения с обществом (в лице отдельных индивидов и различных групп) становится трендом цифровизации. Особенно это видно на примерах протестных движений, которые, формируются в социальных сетях (создание отдельных групп, использование специальных хэштегов и прочее). Цифровая дипломатия, как и ее традиционная версия, главной целью видит создание привлекательного имиджа государства [3]. То есть используется как мягкая сила, основной упор в ней делается на культуру, историю, традиции и ценности государства и пр. помимо этого, её можно использовать как средство привлечения иностранных инвестиций. Чаще всего площадкой цифровой дипломатии выступает Twitter (благодаря его популярности в США, где цифровая дипломатия развивается активнее всего). Также используются и другие социальные сети, такие как Facebook, YouTube и Instagram, различные блоги.

На данных площадках создаются официальные аккаунты министерств, представительств, правительств и отдельных политиков [7]. Проникновение социальных сетей и блогов как способ самого быстрого донесения информации до аудитории отмечается уже и на официальных сайтах, представляющих политику государства. Кроме того, цифровая дипломатия облегчает коммуникацию с населением, позволяя последнему взаимодействовать с политической властью напрямую, а также возможность публично высказывать свое мнение по отношению к тому либо иному политическому событию и пр.

К негативным сторонам можно отнести все тот же вопрос безопасности и необходимость создания специальных защитных средств, обеспечивающих безопасность передаваемой информации. Итак, в качестве общемировых трендов, которые будут определять развитие технологий и технологическую политику можно выделить следующие:

1. Цифровая дипломатия. Цифровая дипломатия, позволяет использовать политическим деятелям цифровые технологии для решения внешнеполитических задач.

2. Цифровая бюрократия. С развитием и проникновением цифровизации появляются и цифровые организационные структуры - сетевые и самоорганизующиеся системы; возникает электронное правительство [9]. Новый формат правительства должен стать единственным, а не быть дополнением или аналогом к традиционному правительству.

3. Ещё один важный тренд, выделяемый в последнее время – метагибридная война. Ввиду того, что конфликты становятся многослойными, и страны начинают воевать сами с собой. Также нельзя отрицать то, что война в некотором роде – двигатель прогресса, в том числе технического. Именно она изменяет технологии (и внедряет их гораздо быстрее, чем это делается в мирное время).

Таким образом, тренды цифровизации могут быть как положительными, так и отрицательными. Именно грамотное внедрение, применение и руководство должно определить будущее цифровых технологий в публичной политике.  В целом, на глобальном рынке можно выделить 4 направления, требующие «цифровых решений» от государственного сектора (рисунок 1).

Список литературы

1. Golovina T. Digital twins as a new paradigm of an industrial enterprise / Golovina T., Polyanin A., Adamenko A., Khegay E., Schepinin V. // International Journal of Technology. 2020. Т. 11. № 6. С. 1115-1124.

2. Sakharova S. The public administration of the socio-economic development of the arctic zone based on a stakeholder approach / Sakharova S., Avdeeva I., Golovina T., Parakhina L. // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "Scientific and Technical Findings of the Arctic Exploration 2020: Present and Future" 2021. С. 012035.

3. Белолипецкая А.Е. Компетентностный инструментарий управления персоналом органов публичного управления / А.Е. Белолипецкая // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 33 (1). С. 47-51.

4. Буковцова Н.А. Публичное управление: место и роль в консолидации населения в оценке эффективности и безопасности государственного управления / Н.А. Буковцова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013. № 4. С. 221-223.

5. Головина Т.А. Публичное управление социально-экономическим развитием региона на принципах государственно-частного партнерства / Т.А. Головина, С.М. Сахарова // В сборнике: Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Материалы Десятой международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск А.О. Шуликов. Петропавловск-Камчатский, 2021. С. 51-55.

6. Головина Т.А. Цифровые компетенции государственных гражданских служащих для повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти / Т.А. Головина // В сборнике: Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития. Сборник научных статей Научно-практической конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2021. С. 49-54.

7. Докукина И.А. Основные направления совершенствования распределения организационных задач в условиях публичного управления / И.А. Докукина, А.В. Полянин, В.В. Тарновский // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2 (91). С. 51-65.

8. Писарева О.М. Оценка аналитического потенциала автоматизированных систем сферы публичного управления для формирования единой цифровой платформы государственного управления / О.М. Писарева, А.И. Денисова // В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Материалы II Международного научного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянского. 2018. С. 394-403.

9. Полянин А.В. Направления развития информационного обеспечения публичного управления в Российской Федерации / А.В. Полянин, И.А. Докукина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 39-47.

10. Полянин А.В. Цифровые платформы в публичном управлении на основе Agile менеджмента / А.В. Полянин, И.А. Докукина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 126-131.

11. Ткаченко И.Н. Адаптация методологии управления бизнес-процессами организации к публичному управлению процессами на мезоуровне / И.Н. Ткаченко, М.А. Метелева // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2019. № 2 (90). С. 72-84.


Войти или Создать
* Забыли пароль?