Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
Воронежская область, Россия
Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В статье рассмотрены вопросы конкурентоспособности бизнеса в сфере путешествии и туризма стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассмотрены факторы сдерживающие развитие индустрии туризма и выполнена сравнительная оценка уровня конкурентоспособности деятельности в сфере туризма субрегиональных систем. Для определения динамики конкурентоспособности использовались данные конкурентоспособности стран, входящих в субрегион Большого Меконга по 14 параметрам и оценочная шкала. По уровню индекса конкурентоспособности T&T в 4,8 балла, лидирующее положение занимает Китай. Высокий уровень конкурентоспособности индустрии туризма на протяжении последних лет имеют Таиланд и Вьетнам. Развитию туризма стран Азиатско-Тихоокеанского региона мешает ряд факторов политического, природного и криминального характера. Научно обосновано, что конкурентоспособность T&T повышается, особенно в таких странах Азиатско-Тихоокеанского региона как Китай, Тайланд и Вьетнам. Развитие индустрии туризма является важным мотиватором экономического роста территорий и стран, и оказывает положительное влияние на привлечение инвестиций.
конкурентоспособность субрегиональных систем, анализ, управление конкурентоспособностью
Введение
Индустрия путешествий и туризма (T&T) играет жизненно важную роль в мировой экономике и обществе. В 2018 году отрасль обеспечила 10,4% мирового ВВП и аналогичную долю занятости, а за последнее десятилетие продемонстрировала огромную устойчивость. Этому расширению и относительной устойчивости способствует продолжающийся рост среднего класса в Азии и других частях мира. Ожидается, что в ближайшее десятилетие вклад отрасли в ВВП вырастет почти на 50% .
В свете этого расширения директивным органам, лидерам отрасли и другим заинтересованным сторонам придется уделять больше внимания конкурентоспособности отрасли T&T, чтобы захватить этот растущий рынок. В то время как правительству и субъектам бизнеса в равной степени необходимо будет рассмотреть, какие рычаги конкурентоспособности они могут задействовать для сохранения или увеличения доли рынка, особое внимание следует уделить поддержанию инфраструктуры, услуг и активов туризма.
По мере увеличения числа деловых людей и туристов во всем мире необходимо будет повысить конкурентоспособность наряду с тщательным планированием управления туризмом и пропускной способностью региональных систем [1].
Начиная с 60-70-х годов прошлого века в связи с увеличением количества людей, относящих себя к среднему классу и расширению возможностей пассажирской инфраструктуры, туристические услуги, которые раньше были ориентированы в основном на класс богатых, приобретают все большую популярность у широких масс населения и для некоторых стран начинают постепенно превращаться в главную статью экспорта услуг, а иногда и в основной драйвер экономики.
Исследователи данной проблематики подчеркивают важность роли Азиатско-Тихоокеанского региона в развитии мирового туризма, отмечая, что именно эта группа стран показывает невероятный прирост среди других направлений в течение последней четверти века [2].
Анализируя привлекательность стран АСЕАН, Бахрамова М. и др. выделяют следующую особенность развития туризма в странах АСЕАН - наличие региональной экономической интеграции, которая способствует положительному росту количества туристов [3].
Субрегион Большого Меконга – это вся территория бассейна реки Меконг. В состав данного региона входят Камбоджа, провинции Юньнань и Гуанси Китайской Народной Республики, Лаосская Народно-Демократическая Республика (Лаос), Мьянма, Таиланд и Вьетнам. Общая численность населения этого региона составляет около 260 миллионов человек, а суммарная площадь территории равняется 2,3 миллионам квадратных километров. Субрегион получил свое название в связи с объединяющей его территории важной водной артерией – рекой Меконг. Начиная с 1992 г., когда была создана «комиссия по реке Меконг» в составе Вьетнама Лаоса, Камбоджи, Мьянмы и Тайланда - странами, которыми было подписано Соглашение о сотрудничестве с целью устойчивого развития в бассейне реки Меконг. Тем самым было положено начало новой региональной политико-экономической структуре. В ХХ веке, пройдя цепочку болезненных социально-политических трансформаций государства субрегиона Большого Меконга начали все активнее включаться в развитие туризма, прежде всего международного. Это обеспечило создание множества рабочих мест, развитие связанных предприятий и приток валюты.
Для оценки уровня развития туризма страны является аналитики используют Глобальный индекс путешествий и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index), предложенный Всемирным экономическим форумом. Лидерами по уровню развития туризма являются страны с уровнем индекса от 4,94 до 5,43, такие как Испания, Франция, Германия, Япония, Великобритания, США, Австралия, Италия, Канада, Швейцария [4].
Цель исследования
Целью исследования стала оценка существующей конкурентоспособности стран субрегина Большого Меконга и механизмов развития индустрии туризма региональных систем.
1. Безрукова Т.Л. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры/ Безрукова Т.Л., Морковина С.С., Сапронов Е.И.// Москва, 2008.184 с.
2. Сафина С. С., Амосова Г. М. Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Известия СПбГЭУ. 2017. №2 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-turistskoy-konkurentosposobnosti-stran-aziatsko-tihookeanskogo-regiona (дата обращения: 25.07.2021).
3. Бахрамова М. Туризм как фактор регионального экономического развития на примере стран АСЕАН // М.Бахрамова, М.Эшонкулов / Review of law sciences. 2018. №2. (дата обращения: 25.07.2021).
4. Бондаренко И.С., Кузьменко С.С. Компаративный анализ методик и результатов оценки индустрии путешествий и туризма международными институциями // Вестник Института экономических исследований. 2018. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-analiz-metodik-i-rezultatov-otsenki-industrii-puteshestviy-i-turizma-mezhdunarodnymi-institutsiyami (дата обращения: 25.07.2021).
5. Доклад Всемирного экономического форума «The Travel & Tourism C.ompetitiveness Report» [Электронный ресурс] - URL: http://www3.wefo-rum. rg/docs/WEF_TTCR_2019_web_040 1.pdf
6. About Mekong tourism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mekongtourism.org/about/ (дата обращения 24.11.2021).
7. Участие Вьетнама в туризме в субрегионе Большого Меконга в текущем контексте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://daotao-vhttdl.vn/articledetail.aspx?sitepageid=627&articleid=613 (дата обращения 24.11.2021) (Язык оригинала Вьетнамский).
8. J. Felipe, N. Foster - McGregor The Greater Mekong subregion 2030 and beyond integration, upgrading, cities, and connectivity//Asian Development Bank, March 2021 2019 С. 158-167.
9. Cambodia - Dark Tourism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dark-tourism.com/index.php/cambodia (дата обращения 24.11.2021).
10. Bezrukova T.L. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises/Bezrukova T.L., Morkovina S.S., Bezrukov B.A., Popkova E.G.//World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 26. № 1. С. 20-27.
11. Ураган "Наргиз" в Мьянме унес жизни почти 32 тысяч человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20080512/107182128.html (дата обращения 24.11.2021).
12. Confirmed unprovoked shark attacks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.floridamuseum.ufl.edu/shark-attacks/maps/world/ (дата обращения 24.11.2021).
13. Доклад Всемирного экономического форума «The Travel & Tourism C.ompetitiveness Report» [Электронный ресурс] - URL: http://www3.wefo-rum. rg/docs/WEF_TTCR_2017_web_040 1.pdf
14. L. U. Calderwood, M. Soshkin The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 // World Economic Report, 4 September 2019 С. 26-33.