ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В статье проанализирован современный уровень развития субъектов МСП в региональном разрезе на примере Орловской области; изучены особенности государственной поддержки бизнеса во время пандемии COVID-19; выявлены тренды, риски и перспективы деятельности бизнесменов в быстро меняющихся экономико-политических условиях. Представляет интерес процесс трансформации ограничений в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в экономические ограничения внешнего характера, обусловленные непрекращающимися санкциями, вводимыми против России иностранными государствами. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных в области поддержки бизнеса, ориентированные на достижение устойчивого развития и обеспечение импортозамещения. Исследование базировалось на комплексном подходе, подразумевающем изучение различных аспектов развития предпринимательства с учетом экономической, социальной, культурной и политической составляющих. Исследование материалов по заявленной проблематике проводилось авторами с использованием методов структурного и системного анализа, текстмайнинга. Сделан акцент на том, что дальнейшее развитие предпринимательства должно происходить в условиях активной цифровизации процессов. Определено, что меры государственной поддержки бизнеса в течение пандемии позволили большинству субъектов сохранить деятельность и в дальнейшем противостоять влиянию санкций в новых экономических условиях, используя открывающиеся возможности по освоению освобождающихся рыночных ниш. Научная новизна заключается в расширении теоретических представлений о мероприятиях в рамках преодоления кризисных ситуаций субъектами МСП на региональном уровне. Практическая значимость исследования выражается в систематизации регионального опыта поддержки МСП и возможности его использования другими субъектами Российской Федерации.
предпринимательство, малый и средний бизнес, развитие, пандемия, государственная поддержка
Введение
Активизация предпринимательской деятельности является обязательным условием экономического роста, снижения уровня безработицы и повышения благосостояния населения страны и отдельного региона. [6] Рост предпринимательской активности, в свою очередь, возможен только в условиях благоприятной деловой среды, в связи с чем в России реализуется Национальный проект, направленный на поддержку субъектов МСП и активизацию предпринимательской инициативы. [7] Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) являются основой любой экономики. Когда внешний кризис ставит под угрозу рынки, как, например, недавняя вспышка COVID-19, эти предприниматели подвергаются сильному удару. Они не располагают достаточным объемом ресурсов для защиты от подобных потрясений. [9]
Инфраструктура развития бизнеса оказывает прямое воздействие на уровень его экономической безопасности, формирует базу для эффективной деятельности, качественной трансформации и развития. [5] Многие факторы внешней среды, находящиеся вне зоны непосредственного контроля предпринимателей, могут быть полностью или частично управляемы государством. [1, 2] Активное сотрудничество бизнеса с органами государственной власти на принципах заинтересованного взаимовыгодного партнерства позволяет им воспринимать государство ответственным за значительное количество управляемых рисков. Особенностью современных условий является, наряду с продолжением пандемии, усиление экономических санкций в отношении России. Обнаруживаются явные различия в том, насколько эффективные антикризисные стратегии связаны с ожиданиями оборота, в зависимости от того, как кризис повлиял на МСП в первую очередь (т.е. МСП были жертвами кризиса, застрахованными от кризиса или эксплуататорами кризиса). [10]
Учеными отмечается значимость цифровизации процессов для преодоления кризиса и восстановления производства, подчеркивается роль цифровых технологий в повышении производительности, в том числе на малых и средних предприятиях. [11] Открытость субъектов МСП для Индустрия 4.0 оказывает положительное и значительное прямое влияние на предполагаемое восстановление производства. Технологии 4.0, внедренные в сочетании с цифровой реорганизацией производственной деятельности, могут ускорить восстановление производства до уровня, существовавшего до COVID-19. [8, 3]
Данное исследование затрагивает вопросы государственной политики, реализуемой в регионах, в отношении субъектов МСП в условиях пандемии, так как, несмотря на большое количество исследований, посвященных управлению развитием бизнеса, необходим поиск новых подходов, отвечающих современным вызовам, обусловленным кризисами различного генеза.
Материал и методы исследования
Исследование проведено с использованием комплексного подхода, предполагающего изучение различных аспектов развития предпринимательства с учетом экономической, социальной, культурной и политической составляющих. Методологическую основу составляют результаты исследований А.В. Полянина, Т.А. Головиной, А.А. Анненковой, Н.С. Морочковского, М. Cugno, F. Eggers, K. Klyver, T. Papadopoulos.
В исследовании использован методологический инструментарий, включающие такие методы как: анализ, синтез, обобщение, аналитический, индукция, дедукция, метод аналогий, сравнения, методы структурного и системного анализа, текстмайнинга. Оценка современного уровня развития предмета исследования в Орловской области была сделана по результатам сематического анализа научных публикаций и данных отраслевых министерств.
1. Анненкова А.А., Филичева Т.А., Филичева М.С. Инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35 (3). - С. 31-37. DOI:https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-11119
2. Головина Т.А., Авдеева И.Л. Превентивное стратегическое управление экономическими системами в условиях кризиса // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 2 (4). - С. 24-28. DOI:https://doi.org/10.24412/2687-0991-2021-11184
3. Головина Т.А., Суханов Д.А. Риск-ориентированное управление в условиях цифровизации экономических процессов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - № 2. - С. 59-66. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43178318
4. Инвестиционное послание губернатора Орловской области на 2022 год // Инвестиционный портал Орловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://invest-orel.ru/articles/investment_message (дата обращения: 21.02.2022)
5. Мрочковский Н.С. Условия устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2022. - № 1 (121). - С. 109-113. DOI:https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-1-109-113
6. Полянин А.В., Проняева Л.И. Современная концепция региональных точек экономического роста // Регион: системы, экономика, управление. - 2020. - № 2 (49). - С. 24-33. DOI:https://doi.org/10.22394/1997-4469-2020-49-2-24-33
7. Тугачева Л.В., Парахина Л.В. Региональный аспект реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27 (1). - С. 187-196. DOI:https://doi.org/10.24411/2309-4788-2020-00033
8. Cugno М., Castagnoli R., Büchi G., Pini M. Industry 4.0 and production recovery in the covid era // Technovation. - 2022. - No 114. DOI: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2021.102443
9. Eggers F. Masters of disasters? Challenges and opportunities for SMEs in times of crisis // Journal of Business Research. - 2020. - No 116. - Pp. 199-208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.025
10. Klyver K., Nielsen S.L. Which crisis strategies are (expectedly) effective among SMEs during COVID-19? // Journal of Business Venturing Insights. - 2021. - No 16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2021.e00273
11. Papadopoulos T., Baltas K.N., Balta M.E. The use of digital technologies by small and medium enterprises during COVID-19: Implications for theory and practice // International Journal of Information Management. - 2020. - No 55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102192