Воронеж, Воронежская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В современной рыночной экономике пристальное внимание уделяется разработке стратегии развития организации, так как стратегия является важнейшим инструментом управления предприятием. Для осуществления эффективного управления, к разработке стратегии нужно подходить особенно тщательно. В условиях острой конкурентной борьбы, постоянно изменяющихся внешних экономических условий, повышения уровня требовательности потребителей, существенного сокращения жизненного цикла продукции (в том числе мебельной) и сложившейся неблагоприятной геополитической ситуации, организации должны вырабатывать современную стратегию, оптимизированную в соответствиями с изменениями внешней среды. Главная цель стратегии развития организации заключается в приобретении долгосрочных преимуществ перед конкурентами, которые помогут организации закрепиться на рынке, преодолеть экономические трудности и обеспечить дальнейшее развитие. На формирование стратегии развития организации влияние оказывают различные факторы. Для каждой отрасли взаимодействие подобных факторов носит специфический характер. В результате исследования факторов, оказывающих воздействие на процесс разработки стратегии развития и на организацию в целом, были выделены внутренние и внешние факторы, изучив которые можно сделать вывод о том, что разрабатываемая стратегия развития будет приносит результат лишь тогда, когда она будет основана на обширном изучении и анализе всех типов факторов.
стратегия развития, внешние факторы, внутренние факторы, микросреда, макросреда, мебельная промышленность
Введение
В современной рыночной экономике пристальное внимание уделяется разработке стратегии развития организации, так как стратегия является важнейшим инструментом управления предприятием. Для осуществления эффективного управления, к разработке стратегии нужно подходить особенно тщательно. В условиях острой конкурентной борьбы и сложившейся неблагоприятной геополитической ситуации, организации должны вырабатывать современную стратегию, оптимизированную в соответствии с изменениями внешней среды.
Главная цель стратегии развития организации – приобретение долгосрочных преимуществ перед конкурентами, которые помогут организации закрепиться на рынке, преодолеть экономические трудности и обеспечить дальнейшее развитие [1].
Стратегическое управление – достаточно новое явление для России. Особенностью большинства отечественных предприятий является неимение возможности формирования стратегии, ввиду отсутствия методологии разработки инструментов стратегического менеджмента. Традиционные методы стратегического анализа, как правило, базируются на зарубежных исследованиях, которые в свою очередь плохо адаптированы для реалий российской экономики. Стратегическое управление – достаточно новое явление для России. На данный момент, оптимальной системы анализа не существует, поэтому важнейшей задачей отечественной экономической науки является разработка рекомендаций по доработке имеющихся методов стратегического анализа. Решить эту проблему можно лишь на основе системного анализа данного процесса.
Проблемы стратегического планирования занимают важнейшее место в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.
В основе данной работы находятся труды зарубежных ученых: И. Ансоффа, И. Бовера., Кристензен С., Мэйсон Э, Томпсон А., Эдревна К., Нортона Д, Квина Д., Котлера Ф., Прахалада К., Хамела Г., Уотермана Р., Вира С., Друкера П., Дойля П., Линдрена М., Хасси Д., Куинна Дж., Минцберга Г.
Стратегическое управление как школа, стало развиваться в период расцвета школы планирования и проектирования. К основным трудам школы стратегического планирования можно отнести работу И. Ансоффа, которая была использована как учебник в различных бизнес-школах по всему миру.
Исследователем была разработана детальная модель, в основе которой лежало мнение, что принцип планирования утратил свою актуальность и его дальнейшее использование бесперспективно. И. Ансоффом была предложена концепция, в основе которой стоят три группы управленческих решений [2]: 1. Стратегическая – рынки, на которых предприятие функционирует; 2. Административная – структура организации; 3. Оперативная – контроль и бюджетирование.
Г. Минцберг признает влияние стратегии на деятельность организации и проводит параллель между утвердившейся стратегией и стратегиями, которые вероятно возникнут в процессе реализации ранее утвержденного плана действий. Минцберг отрицает возможность реализации стратегии путем использования аналитического подхода, выражающегося в выполнении определенной последовательности действий. Он считает стратегию творческой деятельностью, которая требует импровизации и изобретательности.
Г. Минцберг определяет стратегию, как комбинацию пяти «П» [3]:
1. Безрукова Т.Л., Тюрин О.С. Методический подход к созданию мультипликативной модели стратегического развития компании [Текст] / Т.Л. Безрукова, О.С. Тюрин // Научно-практический и методический журнал Финансы, Экономика, Стратегия. № 8. С. - 12. 201, 2020. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35331960 (дата обращения 21.05.2022)
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. -519 с. Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/4155 (дата обращения 21.05.2022)
3. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента: пер. с англ. / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - Москва: Альпина Паблишер, 2013. - 118 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=385879 (дата обращения 21.05.2022).
4. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин // Управление персоналом. - 2004. - N 14. - С. 39-46. ISBN 5-95630-020-5 (дата обращения 22.05.2022).
5. Турусин Ю.Д. Стратегический менеджмент. Вып. 1. ГАУ. [Текст] / Ю.Д. Турусин , А.А. Новоселов, Е.А. Звягинцева. - М.,1995. ISBN 5-16-001671-6 (дата обращения 22.05.2022).
6. Антипатров Ю. А. Актуальность разработки стратегии развития для предприятий малого бизнеса / Ю.А. /Антипатров // Вопросы науки и образования, № 19 (31), pp. 29-30, 2018. С. 21-36. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-razrabotki-strategii-razvitiya-dlya-predpriyatiy-malogo-biznesa (дата обращения 22.05.2022).
7. Еремеева А.В. Планирование проектов малых предприятий в мебельной промышленности / А.В. Еремеева, А.Ю. Маляшова // в сборнике: Актуальные проблемы науки о полимерах-2018. Сборник трудов Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летнему юбилею кафедры Технологии пластических масс. 2018. С 179. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=142828&razdel=255 (дата обращения 23.05.2022)
8. Медведев П.В. Рациональное потребление как новый тренд потребительского поведения в России и мире / П.В. Медведев, В.А. Федотов, А.В. Кузьмичева // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях: сб. XV Междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград: Сфера, 2020. - С.184-192. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35334600 (дата обращения 23.05.2022)
9. Перепланировка и новые интерьеры: после пандемии треть россиян собираются улучшать жилищные условия»: Исследование аналитического центра «НАФИ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/pereplanirovka-i-novye-interery-posle-pandemii-tret-rossiyan-sobirayutsya-uluchshat-zhilishchnye-usl/ (дата обращения: 23.05.2022)
10. Жигарев В.А. Современные тенденции на рынке мебели в России и возможные стратегии конкурентоустойчивости мебельных предприятий / В.А. Жигарев // Вестник Российского экономического университета имена Плеханова. 2019; (3): 129-139. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-129-139 (дата обращения).
11. Медведева О.В. Особенности формирования стратегии субъектами малого бизнеса / О.В. Медведева // Экономика и бизнес: проблемы и перспективы глазами будущих менеджеров: материалы межвузовской научно-практической конференции. - Краснодар: Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента. - 2013. - 92-97. Режим доступа: https://readera.org/14338756 (дата обращения 27.05.2022).
12. Волкоганова О.Д. Стратегический менеджмент: учебник / О. Волкоганова, А. Зуб. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М. 2007. - 256с. ISBN: 978-5-8199-0068-0.
13. Безрукова Т.Л. Механизм методического обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст]: монография / Т.Л. Безрукова, К.Н. Целых. - М.: ООО «КноРус», 2013. - 129 с. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7905 (дата обращения 25.05.2022).
14. Савицкая Г.В. Основы управленческой экономики предприятия (фирмы) / Асадуллин Р.Г., 2-е изд., стереотипное - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373936 (дата обращения 25.05.2022)
15. Балашова Е.С. Анализ мебельной промышленности и факторы, влияющие на развитие промышленности / Е.С. Балашова, Т.П. Харченко // в сборнике: Пермский край: новые вызовы, новое время. Материалы IV Пермского экономического конгресса. 2018. С. 307-311. Режим доступа: https://science.volgatech.net/upload/documents/science (дата обращения 25.05.2022)