НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы развития экспортно-ориентированной транспортно-логистической инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки особо актуальны и значимы в условиях необходимости развития межгосударственных связей. Особую актуальность данный вопрос приобретает в Сибирском федеральном округе, как регионе - крупнейшем производителе зерна и зернопродуктов и имеющего невыгодное экономико-географическое положение относительно основных рынков сбыта российской зерновой продукции. В статье представлены основные показатели экспорта зерна Сибирского федерального округа в динамике за 2017-2021 гг в стоимостном и натуральном выражении и определены крупнейшие экспортеры зерна, холдинги в сфере оказания транспортно-логистических услуг. Представлен полный перечень стран-импортеров сибирского зерна. Авторами определены причины, определяющие низкую долю округа в российском экспорте зерна. Представлены объемы экспортных железнодорожных перевозок за 2017 – 2021 гг. из основных зернопроизводящих регионов округа. Авторами определены основные проблемы, сдерживающие экспорт зерна и зернопродуктов из Сибирского федерального округа и основные признаки хорошо развитой экспортно-ориентированной транспортно-логистической инфраструктуры. Исследование позволило выявить основные транспортно-логистические препятствия, сдерживающие развитие рынка зерна и продуктов его переработки в Сибирском федеральном округе и разработать предложения по их устранению.

Ключевые слова:
рынок зерна, Сибирский федеральный округ, экспортно-ориентированная транспортно-логистическая инфраструктура, трансакционные издержки
Текст

Введение

Сибирский федеральный округ – крупнейший производитель зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации. Ежегодно округ поставляет в другие регионы России и на экспорт более 7 млн тонн зерна и зернопродуктов. Поэтому следует четко определить направления и перспективы развития рынка зерна. Актуальность темы исследования состоит в том, что недостаточный уровень развития экспортно-ориентированной транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе сдерживает развитие рынка зерна. Поэтому первостепенное значение имеет развитие такой инфраструткуры, которая обеспечит эффективное взаимодействие всех субъектов рынка.

Современное состояние зернового подкомплекса округа и изменения на рынке зерна требуют постоянного совершенствования управления по всей цепочке: «поставка – производство – переработка – хранение – доставка – сбыт». Создание эффективных и рентабельных перевозок является ключевым элементом установления устойчивых связей в цепочках поставок [9]. Необходимость существования такой системы обуславливает развитие транспортно-логистической инфраструктуры, главная цель которой состоит в том, чтобы зерно и продукты его переработки оказались в нужном месте и в нужное время при минимальных затратах и без потерь в физическом весе и сохранении качественных характеристик.

Цель исследования

Цель исследования - определить транспортно-логистические препятствия, сдерживающие развитие экспорта зерна и продуктов его переработки в Сибирском федеральном округе и предложить направления по их решению.

Материал и методы исследования

Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, открытых источников, результатов исследований СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Методологическую основу исследования составили результаты исследований ученых, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие рынок зерна. При выполнении исследования использовались методы и приемы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры рынка зерна важно для экономики региона, вследствие того, что неспособность обеспечить поставку зерна нивелирует усилия по сбору урожая [1]. Сибирский федеральный округ обладает всеми ресурсами и возможностями по увеличению объемов производства качественного зерна в ассортименте. Ежегодный валовой сбор зерна в округе за 2017-2021 гг. составил 14,7-17,6 млн т, а основными зернопроизводящими регионами являются Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области.

Список литературы

1. Ефременко, Т. Транспортная инфраструктура рынка зерна в России и за рубежом / Т. Ефременко, Г.Г. Левкин // The Caucasus. Economic and Social Analysis Journal of Southern Caucasus. 2019. Т. 7. № 34. С. 29-36.

2. Митько, О.А. О развитии транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка России / О.А. Митько // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. - № 1. - С.199.

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [электронный ресурс] https://customs.gov.ru/ (дата обращения 20.03.2022).

4. Сайт компании «Забайкальский зерновой терминал» [электронный ресурс]: https://sibgrain.ru/kompaniya.

5. Справочник грузов ЕТСНГ РЖД [электронный ресурс]: https://cargo.rzd.ru/ru/9802.

6. Смирнов, В.В. К вопросу совершенствования транспортной логистики зернового рынка / В.В. Смирнов // Заметки ученого. 2015. № 1-2. С. 121-124.

7. Толмачев, А. В. Лизинг и производство зерна / А. В. Толмачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. - № 11. - С. 34-36.

8. Умбеталиев, Н.А. Организация и функционирование логистических систем зарубежных стран / Н.А. Умбеталиев, К.Р. Жаксыбаев // Вестник Карагандинского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 89. № 1. С. 191-199.

9. Gao, T. Dynamic optimization of fuel and logistics costs as a tool in pursuing economic sustainability of a farm / T. Gao, V. Erokhin, A. Arskiy // Sustainability (Switzerland) 11(19),5463.

10. Odintsova T. Development of grain logistics potential of Russia based on multimodal grain terminals creation / Т. Odintsova, L. Serdyukova, L. Slavnetskova, Yu. Baurova // International Conference on Food Science and Biotechnology, FSAB 2021 Ekaterinburg, 20 April 2021.


Войти или Создать
* Забыли пароль?