РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена существенным изменениям жизнедеятельности, которые внесли современные цифровые технологии. Активное и быстрое умение осваивать и вовлекать в процесс трудовой деятельности цифровые технологии, предполагает приспособление к инновационным условиям профессиональной среды. Сегодня цифровая грамотность – это базовый навык любого человека, умение эффективно и безопасно использовать самые удобные цифровые решения, сервисы и продукты. Неслучайно введены уроки по изучению цифровой грамотности в начальной школе, начиная развивать цифровые компетенции. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции, способствующие решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникативных технологий, что определенно обеспечит завоевание конкурентного преимущества на мировом рынке. Меры, направленные на развитие цифровых компетенций, способствуют преобразованию и трансформациям в сфере «новых» специальностей. Именно поэтому, современные школьники заранее выбирают ориентир на профессии будущего, которые несомненно вызывают интерес, несмотря на то, что к «новым» специальностям в современном обществе имеются вопросы. Методика исследования строилась не на отдельных методах, а их системе. Научная новизна заключается в развитии теоретико-методических и практических предложений по развитию цифровых компетенций специалистов в условиях формирования цифровой трансформации рынка труда.

Ключевые слова:
цифровые компетенции, образование, профессии будущего, рынок труда, специалист, грамотность
Текст

Введение

В современных условиях в области экономики труда произошло инновационное развитие. Активное и быстрое умение осваивать и вовлекать в процесс трудовой деятельности цифровые технологии, предполагает приспособление к инновационным условиям профессиональной среды. 

Преобразование в сфере трансформации специальностей определили формирование высококвалифицированной рабочей силы, это одна из главных задач развития человеческих ресурсов и подготовки квалифицированных кадров, так как это способствует повышению роста экономического развития России. Высшие учебные заведения нацелены на подготовку универсальных специалистов, а на практике возникает потребность не просто в специалистах с набором фундаментальных знаний, а еще и с конкретными знаниями и умениями в определенной сфере.

Поэтому, уже сегодня мы имеем возможность наблюдать работу по внедрению цифровых компетенций в программы обучения вузов наиболее актуальных направлений подготовки и специальностей, а также рабочих программ дисциплин учебного плана. Владение цифровыми компетенциями позволит своевременно найти профессию, которая будет не только интересной и востребованной, но и высокооплачиваемой.

 

Цель исследования

Цель исследования заключается в определении ключевых проблем сформированности цифровых компетенций у специалистов, так как цифровая трансформация рынка труда определяет спрос специалистов профессий будущего.

 

Материалы и методы исследования

В ходе исследования нами изучена научная литература, проанализирована нормативная документация, методы: наблюдения, опрос, обобщение. При выявлении состояния и тенденций развития цифровых компетенций специалистов применялся методологический прием исследования – системный подход.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Выделение цифровой экономики в отдельный, особый вид связано с тем, что цифровизация набирает обороты, информационные технологии активно проникают во все сферы жизни общества. Цифровизация является импульсом для ускорения темпов изменения труда и революционных преобразований [10]. 

Желание приобрести востребованную профессию диктует активное внедрение новых профессий, которые требуют времени. Согласно национальной программы «Цифровая экономика РФ», цифровые навыки должны стать неотъемлемой частью всеобъемлющей системы образования [1]. В сфере образования существует непростая задача, которая позволяет у обучающихся сформировать цифровые компетенции, а также развивать цифровую грамотность. В ходе приобретения цифровых компетенций главная цель, которая должна быть поставлена перед выпускниками − это сформировать самые современные цифровые навыки вне зависимости от специальности.

Список литературы

1. Брынза, С. Ю. Формирование цифровых компетенций в процессе профессиональной подготовки магистрантов / С. Ю. Брынза // Педагогика, психология в условиях непрерывности образования: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 01 марта 2020 года. - Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. - С. 27-30. - EDN GAMBBI.

2. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 6-2. - С. 35-38. - DOIhttps://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38. - EDN YODGGV.

3. Петроченко, Т.В. Процесс управления кадровой безопасностью в предпринимательских структурах / Т. В. Петроченко // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2021. - Т. 9. - № 3(54). - С. 103-115. - DOIhttps://doi.org/10.34220/2308-8877-2021-9-3-103-115.

4. Петроченко, Т.В. Ретейл будущего: вектор на цифровизацию / Т. В. Петроченко // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы : сборник статей XII всероссийской научно-практической конференции, Орел, 03 декабря 2021 года / Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. - С. 166-173. - EDN RHVXWW.

5. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education по цифровым компетенциям.

6. URL:https://mustread.kpmg.ru/articles/kak-tsifrovizatsiyapovliyaet-na-rabotu-s-personalom-i-ego-razvitie/.

7. URL: https://cultura-yamala.ru/mesta/samye-vostrebovannye-professii-budushhego-v-rossii-i-mire.html (Дата обращения 24.08.2022)

8. URL: https://tass.ru/obschestvo/13539915 (Дата обращения 25.07.2022)

9. McKinsey&Company. A Future That Works: Automation, Employment, and Productivity.

10. Thomas Frey, Futurist Speaker. 20 common jobs in 2040.


Войти или Создать
* Забыли пароль?