СИМВОЛИКА И СЕМАНТИКА ДЕКОРА АШКЕНАЗСКИХ, КАРАИМСКИХ И КРЫМЧАКСКИХ АЛТАРЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен традиционный образно-семантический ряд в декоративно-прикладном искусстве крымских автохтонных народов-караимов и крымских татар, а также крымских ашкеназов. С помощью анализа примеров резных деревянных алтарей из ашкеназских синагог, караимских кенас и крымчакских молитвенных домов – Къаал, выявлены сходные по морфологии и семантике устойчивые образы-символы: райского дерева, храмовой архитектуры, солярные символы, а также характерные для Крыма мотивы виноградной лозы и сельджукские цепи. Данный анализ позволяет установить общие истоки традиционного орнаментального строя в декоративно-прикладном искусстве крымских ашкеназов, крымчаков и караимов, а также проследить непосредственное влияние на его формирование принципов барокко, тавро-скифской, киммерийской и тюркской орнаментики.

Ключевые слова:
ашкеназы, караимы, крымчаки, еврейское традиционное искусство, Арон-Гакодеш, менора, Тора, Ааронид, Левит, Галаха, респонс.
Текст

УДК 7.031.2 (477.75)(=411)

СИМВОЛИКА И СЕМАНТИКА ДЕКОРА АШКЕНАЗСКИХ, КАРАИМСКИХ И КРЫМЧАКСКИХ АЛТАРЕЙ

SYMBOLS AND SEMANTICS OF ASHKENAZI, KARAITE AND KRYMCHAK ALTAR DECORATION

Котляр Е.Р., канд. искусствоведения, доцент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

DOI: 10.12737/10596

 

Аннотация: В статье рассмотрен традиционный образно-семантический ряд в декоративно-прикладном искусстве крымских автохтонных народов-караимов и крымских татар, а также крымских ашкеназов. С помощью анализа примеров резных деревянных алтарей из ашкеназских синагог, караимских кенас и крымчакских молитвенных домов – Къаал,  выявлены сходные по морфологии и семантике устойчивые образы-символы: райского дерева, храмовой архитектуры, солярные символы, а также характерные для Крыма мотивы виноградной лозы и сельджукские цепи.  Данный анализ позволяет установить общие истоки традиционного орнаментального строя в декоративно-прикладном искусстве крымских ашкеназов, крымчаков и караимов, а также проследить непосредственное влияние на его формирование принципов барокко, тавро-скифской, киммерийской и тюркской орнаментики.

Summary: The article deals with the traditional figurative semantic series in the arts and crafts of the Crimean indigenous peoples, the Karaites and the Crimean Tatars and Crimean Ashkenazi. By analyzing examples of carved wooden altars of Ashkenazi synagogues and Karaite kenasas Krymchak houses of worship - Kaal, revealed similar in morphology and semantics of stable images and symbols: Tree of Paradise, temple architecture, solar symbols and motifs characteristic of Crimea vine and Seljuk chain. This analysis allows us to establish common sources of traditional ornamental system in the arts and crafts of the Crimean Ashkenazi Krimchaks and the Karaites, as well as to trace a direct impact on its formation principles of the Baroque, brand-Scythian, Cimmerian and Turkic ornamentation.

Ключевые слова: ашкеназы, караимы, крымчаки, еврейское традиционное искусство, Арон-Гакодеш, менора, Тора, Ааронид, Левит, Галаха, респонс.

Keywords: Ashkenazi, Karaites, Krymchaks, Jewish traditional art, Aron-HaKodesh, menorah, Torah, Aaronid, Leviticus, Halacha, responsum.

 

Караимы и крымчаки - автохтонные народы Крыма, наряду с крымскими татарами. В современной науке существует две версии происхождения караимов и крымчаков, по одной из которых они являются семитами, по другой -принявшими иудаизм народами тюркского происхождения.  Как караимы, так и крымчаки исповедуют иудаизм, однако караимы опираются только на Тору (Пятикнижие, или Ветхий Завет), и не признают Талмуд – пояснения мудрецов, а крымчаки, так же как и ашкеназы, считают Талмуд священной книгой, наряду с Торой. Караимский и крымчакский языки являются этнолектами крымскотатарского языка и принадлежат к тюркской группе. Однако, для богослужений и крымчаками и караимами используется  древнееврейский язык-иврит. Евреи-ашкеназы,  (ивр.אשכנזים, ашкенази́м; ед.ч. ашкенази́) -  субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе (в отличие от восточно-азиатских сефардов). Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш, религия - иудаизм. Языком ведения богослужений евреев, также как и у караимов и крымчаков, был иврит. В Крыму ашкеназы появились после включения его части в черту еврейской оседлости, установленной Екатериной II в 1791 г. для проживания евреев в Российской империи, таким образом составив третью группу иудаистов на территории Крыма [7, с. 9-18].

Список литературы

1. 100 еврейских местечек Украины: Подолия: Исторический путеводитель / В. Лукин, Б. Хаймович. - Иерусалим-СПб, 1998. - Изд.2. - Вып.1. - 320 с.

2. Акчурина-Муфтиева Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар. - Симферополь: ВАТ Сімферопольська міська друкарня, 2008. - 392 С., илл.

3. Белый О.Б. Из истории караимской общины Крыма в конце 18 - начале 20 в. // Крымский музей, 1994. - №1. - С. 32-33.

4. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Чуфут-Кале. Кырк Ор. - Симферополь: Таврия, 1993. - 128 С.

5. Евреи Крыма: очерки истории. Ред. Э. Соломоник, Д. Лунев. - Симферополь-Иерусалим, 1997.

6. Кандель Ф. Очерки времен и событий: Из истории российских евреев (Часть первая: до второй пол. XVIII в.) / Ф. Кандель. - Иерусалим: Тарбут, 1988. - 198 с.

7. Кизилов М.Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. - Симферополь: Доля, 2011. - 336 С., илл.

8. Прохоров Д. А., Храпунов Н.И. Краткая история Крыма. - Симферополь: Доля, 2013. - 400 С., илл.

9. Смирнов В. Татаро-ханские ярлыки из коллекции ТУАК//ИТУАК. 1918. - С. 8-11.

10. Щепинский А.А., Черепанова Е. Н. Степные курганы. - Симферополь: Таврия, 1972. - 128 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?