ИНФРАСТРУКТУРА ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам исследования инфраструктуры хранения и транспортно-логистического обеспечения рынка зерна и продуктов его переработки в Сибирском федеральном округе. Исследование позволило определить состояние и значимость инфраструктуры хранения и транспортно-логистического обеспечения в развитии рынка зерна регионов округа. В статье представлена информация об инфраструктуре хранения зерна в регионах Сибирского федерального округа, валовому сбору зерновых и зернобобовых культур за 2021 год и наличию элеваторов. Установлены основные проблемы в сфере хранения зерновых культур. Представлена характеристика основных вагонов-хопперов, перевозящих сибирское зерно из округа по железной дороге. Определены в динамике объемы экспортных и внутренних железнодорожных перевозок из Сибирского федерального округа. Определено несоответствие состояния инфраструктуры хранения и транспортно-логистического обеспечения в Сибирском федеральном округе с растущими потребностями рыка зерна и продуктов его переработки. Представлены основные направления, по которым должна развиваться инфраструктура хранения и транспортно-логистическое обеспечение рынка зерна в округе. Сделан вывод о необходимости государственной поддержки инфраструктуры хранения и транспортно-логистического обеспечения рынка зерна в Сибирском федеральном округе.

Ключевые слова:
рынок зерна, Сибирский федеральный округ, инфраструктура, транспортно-логистическое обеспечение, трансакционные издержки
Текст

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что зерновой рынок в Сибирском федеральном округе является наиболее развитым сегментом агропродовольственного рынка региона. Именно рынок зерна демонстрирует возможности достижения целевых ориентиров в других отраслях народного хозяйства. Перепроизводство зерна требует роста межрегионального и экспортного потенциала рынка, физические возможности которого ограничены состоянием инфраструктуры и транспортно-логистического обеспечения.

Особенность сложившегося положения производства зерна и его распределения в Сибирском федеральном округе состоит в том, что инфраструктура и транспортно-логистическое распределение являются фактором развития конкурентоспособности сибирского зернового экспорта [5]. Именно от их состояния в значительной степени зависят направления развития зернового рынка и продуктов его переработки в округе, его место в общероссийском зерновом рынке.

Низкая рентабельность инвестиций в зерновой транспортно-логистической инфраструктуре рынка зерна Сибирского федерального округа не позволяет ей развиваться системно. Это снижает эффективность межрегиональных поставок и экспорта зерна и зернопродуктов в условиях неравномерного развития некоторых элементов логистической цепи зернового рыка. Низкотехнологичные элеваторы, изношенность зернохранилищ и отсутствие требуемых вагонов-зерновозов способствуют росту доли инфраструктурных затрат и трансакционных издержек при вывозе зерна за пределы региона.

Цель исследования

Цель исследования состоит в анализе и определении направлений развития инфраструктуры хранения и транспортно-логистического обеспечения рынка зерна и продуктов его переработки в Сибирском федеральном округе.

Материал и методы исследования

Информационную базу составили данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы, открытых источников. Методологическая основа исследования базируется на результатах исследований ученых. При исследовании использовались монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический методы.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс России в 2020 году. М., 2021. - 564 с.

2. Золотарев, М.И. Блокчейн находит точку опоры в логистике и цепях поставок/ М.И. Золотарев // Инновации транспорта. 2018. № 1(31). С. 18-21.

3. Койчубаев, А.С. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в условиях региональной интеграции (на примере Республике Казахстан) / А.С. Койчубаев, Л.В. Кузьмина // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 5 (139). С. 6-13.

4. Митько, О.А. О развитии транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка России / О.А. Митько // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

5. Парфенов, А.В. К вопросу о концепции транспортно-логистической инфраструктуры / А.В. Парфенов, Н. Ли // В сборнике: Логистика - евразийский мост. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 113-116.

6. Синкин, А.С. Цифровая платформа транспортного комплекса РФ. [электронный ресурс]: https://events.ato.ru/upload/FILES/ DAF18_Sinkin_Ministry%20of%20transport.pdf

7. Чарыкова, О.Г. Проблемы формирования инфраструктуры зернового рынка / О.Г. Чарыкова, Д.С. Латынин // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. № 4 (17). С. 79-80.

8. Gao, T. Dynamic optimization of fuel and logistics costs as a tool in pursuing economic sustainability of a farm / T. Gao, V. Erokhin, A. Arskiy // Sustainability (Switzerland) 11(19),5463.

9. Intecs Logistic LLC, St-Petersburg, Russia http://intecs-log.ru/

10. W. Mougayar. The Business Blockchain: Promise, Practice, and Application of the Next Internet Technology / William Mougayar, Vitalik Buterin. https://www.amazon.ca/Business-Blockchain-Practice-Application-Technology/dp/B072F621FX


Войти или Создать
* Забыли пароль?