ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РАЗВИТЫХ СТРАН ЕВРОПЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблема обращения с отходами предопределила необходимость странам мира, в том числе Российской Федерации, переходить с линейной модели потребления на модель экономики замкнутого цикла. Для Российской Федерации, которая в 2024 году планирует разработать федеральный закон об экономике замкнутого цикла, является актуальным учесть опыт развитых стран Европы. В статье рассмотрены практики перехода развитых стран Европы на экономику замкнутого цикла, проведен анализ законодательного закрепления принципов экономики замкнутого цикла. Было проанализировано законодательство Европейского Союза и национальные законодательства Швеции, Финляндии, Германии, Великобритании и Франции. В ходе исследовании было выявлено, что циркулярная экономика закреплялась в законодательстве об отходах отдельными положениями эволюционно с 1970-х годов, при этом законодательство Европейского Союза об отходах постоянно совершенствуется, перенимая опыт таких стран, как Швеция, Финляндия и Германия. Выявленные основные положения и принципы были переведены, сопоставлены по смысловому и терминологическому значению, систематизированы и сгруппированы в 7 основных принципов, которые могут лечь в основу при разработке концепции циркулярной экономики или законодательном регулировании экономики замкнутого цикла в Российской Федерации.

Ключевые слова:
экономика замкнутого цикла, циклическая экономика, отходы, вторичные ресурсы, Европейский Союз, Швеция, Финляндия, Германия, Франция, Великобритания
Текст

Введение

Экологическая проблема обращения с отходами является на сегодняшний день актуальной задачей устойчивого развития всех стран мира. Ответственное производство и потребление стало одной из основных целей устойчивого развития, наравне с проблемой голода и изменения климата [1]. Модель экономики замкнутого цикла (циркулярной, циклической экономики) (далее - ЭЗЦ), согласно которой необходимо переходить с линейной модели производства и потребления на циклическую, признана во всем мире как единственный выход из сложившейся критической ситуации дефицита природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Наиболее эффективно переходят на ЭЗЦ развитые страны, особенно Европы. Европейские страны переходят на ЭЗЦ уже более 50-ти лет, планомерно сокращая образование и захоронение отходов и увеличивая объемы утилизированных отходов потребления (рис. 1). В отечественной истории в период СССР осуществлялся эволюционный процесс перехода на модели замкнутых циклов, но по ряду причин он прекратился. Экономика замкнутого цикла – это социо-эколого-экономическая модель производства и потребления в пределах концепции допустимого/устойчивого развития, при которой вещества и энергия эффективно используются, а отходы возвращаются в экономические и биосферные циклы [2].

Рисунок 1 – Методы обращения с отходами потребления в ЕС (кг на душу населения) в 1995-2015 годах

Picture 1 - Methods of waste management in the EU (kg per capita) in 1995-2015

Источник: Экономика замкнутого цикла и здоровье: возможности и риски [Circular economy and health: opportunities and risks]. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2019. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. : [сайт]. – URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326859/9789289054300-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y 

Source: Экономика замкнутого цикла и здоровье: возможности и риски [Circular economy and health: opportunities and risks]. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2019. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. : [сайт]. – URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326859/9789289054300-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y 

 

В настоящее время Россия возобновляет свой переход на ЭЗЦ в отношении отходов, выстраивает свою законодательную базу в этой области и формирует стратегические и программные документы. В этой связи для Российской Федерации опыт европейских стран по законодательному закреплению основных принципов ЭЗЦ представляет несомненный интерес.

Европейские страны переходят на ЭЗЦ с различной степенью эффективности. Чем более социально-экономически развита страна, тем больше у нее показатели утилизации отходов. Передовыми странами, которые эффективно переходят на принципы ЭЗЦ, являются страны Скандинавии и Западной Европы. После успешного внедрения очередного механизма ЭЗЦ эти страны делятся своим опытом с Европейским Союзом, который закрепляет их в законодательстве, к которому в свою очередь обращаются менее развитые страны Европы.  В этой связи практически все законодательные базы и программы развития ЭЗЦ европейских стран основаны на Рамочной директиве ЕС по отходам [3] (далее – Директива ЕС).

Именно Директива ЕС предопределила ключевые понятия и требования, предъявляемые к системе обращения с отходами производства и потребления в странах ЕС, а также определила основные положения и принципы ЭЗЦ. Важно отметить, что основной целью Директива ставит не возврат отходов в хозяйственный оборот, а снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет сокращения использования ресурсов и применения принципа иерархии (п. 6 Директивы). Соответственно, приоритетом политики в отношении обращения с отходами является предотвращение их образования (п. 7 Директивы), а правовой основой является законодательство в сфере окружающей среды (п. 9 Директивы). Основные принципы и положения ЭЗЦ заложены в Директиве ЕС по отходам, а не в отдельном нормативно-правовом акте по ЭЗЦ, но при этом приоритетная цель и основные принципы ЭЗЦ в нем присутствуют. Это говорит об постепенном эволюционном переходе на ЭЗЦ законодательства об отходах в Европе. Такой подход приемлем с учетом разной степени готовности отдельных стран ЕС к переходу на ЭЗЦ, а также позволяет постоянно улучшать и совершенствовать законодательство.

Первостепенной задачей любой политики в отношении отходов в странах Европы является снижение уровня негативного воздействия отходов и продуктов их последующей переработки на экосистемы и здоровье населения. Политика в области обращения отходов нацелена на рациональное природопользование и на практике применяется иерархия отходов (п.6 Директивы ЕС), тем самым подчеркивается приоритетная цель ЭЗЦ – предотвращение негативного воздействия на окружающую среду от обращения с отходами.

В преамбуле Директивы ЕС установлены следующие основополагающие принципы обращения с отходами, которые соответствуют концепции ЭЗЦ:

     1) принцип предотвращения оказания отходами негативного воздействия на окружающую среду;

     2) принцип сокращения образования отходов;

     3) принцип иерархии в обращении с отходами;

     4) принцип «загрязнитель платит»;

     5) принцип использования наилучших доступных технологий (НДТ) в обращении с отходами в соответствии с их экологической эффективностью.

Интересным наблюдением является тот факт, что в ЕС существенное внимание было уделено конкретизации и дифференциации таких понятий как «переработка», «утилизация» и «уничтожение» отходов, а также много усилий было направлено на разрешение споров, связанных с определением самого понятия «отход» и того, какова разница между отходами и веществами, материалами, компонентами, вторичными ресурсами. Аналогичные споры по трактовке таких понятий можно наблюдать на сегодняшний день в Российской Федерации после начала так называемой «мусорной реформы» в 2015 году.

Список литературы

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года № A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» // ЮНКТАД: Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию: [сайт]. - URL: http://www.anspa.ru/linkpics/news/TIARCE№TER_Circular%20Economy.pdf (дата обращения - 20.12.2022).

2. Долгушин А.Б. Построение экономики замкнутого цикла в советский период // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/stati/ (дата обращения 14.12.2022)

3. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19 ноября 2008 г. «об отходах и отмене ряда Директив». - Режим доступа: информационно правовой портал «Гарант».

4. Калиниченко, П. А. Шестая программа действий Европейского Сообщества в области окружающей среды и комментарий к ней / П. А. Калиниченко // Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА: [сайт]. - URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/shestaya-programma-dejstvij-evropejskogo-soobshhestva-v-oblasti-okruzhayushhej-sredy-i-kommentarij-k-nej-perevod-i-kommentarij-p-a-kalinichenko/ (дата обращения 19.12.2022).

5. Circular economy update overview of circular economy in Europe // European sustainable business federation. - 2019. - 127 p. - URL: https://circulareconomy.europa.eu/platform/sites/default/files/ecopreneur-circular-economy-update-report-2019.pdf (дата обращения 24.12.2022).

6. Circular economy and health: opportunities and risks // World Health Organization. Regional Office for Europe: [сайт]. - URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/342218 (дата обращения 23.12.2022).

7. Avfallsförordning (2011:927) // Постановление № 2011:927 «Об отходах». - 2011: [сайт]. - URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/avfallsforordning-2011927_sfs-2011-927 (дата обращения 27.12.2022).

8. Renhållningslag, (1979:596) // Закон № 1979:596 «Об отходах». - 1979: [сайт]. - URL: https://lagen.nu/1979:596 (дата обращения 27.12.2022).

9. Dale, N. Assessing the health impacts of a circular economy / N. Dale, A. Hunt, T. Fischer, F. Hurley, J. Nowacki, F. George, Š. Kolarič // World Health Organization. - 2019: [сайт]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/338712375_ASSESSING_THE_HEALTH_IMPACTS_OF_A_CIRCULAR_ECONOMY (дата обращения 26.12.2022).

10. Circular economy Strategy for the transition in Sweden // One Planet network: [сайт]. - URL: https://www.oneplanetnetwork.org/knowledge-centre/policies/circular-economy-strategy-transition-sweden (дата обращения 26.12.2022).

11. Clément Fournier. Sweden Wants To Lower Taxes If You Repair Instead Of Discarding. Published at 2017, September 25th. - URL: https://youmatter.world/en/sweden-lower-taxes-repair-circular-economy/ (дата обращения 18.12.2022).

12. Экономика замкнутого цикла «Обзор международных подходов» // Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. - 2021. - 34 с. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414.pdf (дата обращения 18.12.2022).

13. Рики, А. Циркулярная экономика в Финляндии и финских городах // Проза.ру: [сайт]. - URL: https://proza.ru/2020/12/17/1559 (дата обращения - 20.12.2022).

14. Towards the circular economy. The Ellen MacArthur Foundation. - 2013. - Vol. 1. - 98 p.: [сайт]. - URL: https://ellenmacarthurfoundation.org/towards-the-circular-economy-vol-1-an-economic-and-business-rationale-for-an (дата обращения - 18.12.2022).

15. Kiertotalouden mahdollisuudet Suomelle // Sitra. - 2014. Vol. 84. - 72 p. - URL: https://media.sitra.fi/2017/02/27174628/Selvityksia84-2.pdf (Дата обращения - 14.12.2022).

16. Towards a circular economy: a zero Waste Programme for Europe // European Commission: [сайт]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FI/TXT/?uri=CELEX (дата обращения - 16.12.2022).

17. Kierolla kаrkeen, Suomen tiekartta kiertotalouteen 2016-2025 // Sitran. - 2016. - Vol. 117. 56 p. - URL: https://media.sitra.fi/2017/02/27175308/Selvityksia117-3.pdf (дата обращения - 18.12.2022).

18. Suomi, J. hallituksen strateginen ohjelma «Ratkaisujen» // Hallituksen julkaisusarja . - 2015. - 74 p. - URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163399/VNK_2015_10.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения - 18.12.2022).

19. Act on Waste Finland from 17.6.2011 № 646: with changes to Government Decree on Waste from 18.11.2021 № 978. - [сайт]. - URL: https://www.svkk.ru/zakon-ob-othodah/ (дата обращения - 11.11.2022).

20. Закон Федеративной Республики Германия об экономике замкнутого цикла от 24 февраля 2012 // Вестник Федерального Законодательства. - 2012. - Т 24. - 53 с. - URL: https://www.otxod.com/files/materials/KrWG%20%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_18.11.2021.pdf (дата обращения - 19.12.2022).

21. Уланова, О. В. Комплексное устойчивое управление отходами / О. В. Уланова, С. П. Салхофер, К. Вюнш // Жилищно-коммунальное хозяйство: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2017. - ISB№ 978-5-91327-446-5.

22. Kreislaufwirtschafts- und Abfallgesetz (Gesetz zur Förderung der Kreislaufwirtschaft und Sicherung der umweltverträglichen Beseitigung von Abfällen). // Deutsche Regierung. - 1994. - URL: https://dejure.org/gesetze/KrW-AbfG (дата обращения - 24.12.2022).

23. Hill, J. The circular economy: From waste to resource stewardship // Proceedings of the ICE - Waste and Resource Management. - 2014. - № 168 (1). - 3-13 p. - DOIhttps://doi.org/10.1680/warm.14.00003.

24. Resource Security Action Plan: Making the most of valuable materials // Defra. -London, 2012. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/69511/pb13719-resource-security-action-plan.pdf (дата обращения - 14.12.2022).

25. Benton, D. Resource resilient UK / D. Benton, J. Hazell // Green Alliance: [сайт]. - URL: https://ce-hub.org/knowledge-hub/resource-resilient-uk-a-report-from-the-circular-economy-task-force/ (дата обращения - 18.12.2022).

26. Julie, H. Circular Economy and the Policy Landscape in the UK // Taking Stock of Industrial Ecology: [сайт] URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-20571-7_13 (дата обращения - 23.12.2022).

27. Benton, D. Circular economy Scotland // Green Alliance: [сайт]. - URL: https://green-alliance.org.uk/publication/circular-economy-scotland/ (дата обращения - 23.12.2022).

28. Key Issues for the Fifth Assembly // National assembly for Wales Research Service. - 2011. - 86 p. - URL: https://senedd.wales/media/3jolzszw/key-issues-english-linked.pdf (дата обращения - 25.12.2022).

29. Waste Prevention Programme for England: Evaluation and description of potential waste prevention measures // Defra. - London, March 2021. URL: https://consult.defra.gov.uk/waste-and-recycling/waste-prevention-programme-for-england-2021/supporting_documents/WPP%20Evaluation%20and%20description%20of%20potential%20waste%20prevention%20measures%20FINAL.pdf (дата обращения - 23.12.2022).

30. Environment Strategy for Northern Ireland: Public Discussion Document // Department of Agriculture, Environment and Rural Affairs Regulatory and Natural Resources Policy Division. - Dublin, September 2019. URL: https://consultations2.nidirect.gov.uk/daera/esni/supporting_documents/Environment%20Strategy%20for%20Northern%20Ireland%20%20Public%20Discussion%20Document%20%20Full%20Version.pdf (дата обращения - 23.12.2022).

31. Loi № 2020-105 du 10 février 2020 relative à la lutte contre le gaspillage et à l'économie circulaire // gouvernements Français: [сайт]. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000041553759?init=true&page=1&query=Loi+n°+2020-105+du+10+février+2020+&searchField=ALL&tab_selection=all (дата обращения - 23.12.2022).

32. Ordonnance № 2020-920 du 29 juillet 2020 relative à la prévention et à la gestion des déchets. // gouvernements Français. - Режим доступа: база данных «ФАОЛЕКС».

33. Loi № 95-101 relative au renforcement de la protection de l'environnement. // gouvernements Français. - Режим доступа: база данных «ФАОЛЕКС».


Войти или Создать
* Забыли пароль?