Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В статье рассмотрены вопросы подготовки кадров для лесного хозяйства. Установлена прогнозная потребность в кадрах лесного профиля. Ежегодная потребность в высококвалифицированных специалистах сопоставима с объемами бюджетных мест, которые обучают лесные вузы, техникумы и колледжи в рамках контрольных цифр приема. Сложный характер лесохозяйственных работ, высокая их трудоемкость в сочетании с влиянием природно-климатических рисков на процесс трудовой деятельности снижают привлекательность лесных профессии для выпускников. Наибольший дефицит кадров складывается в учреждениях осуществляющих охрану лесов от пожаров. Увеличение численности лесных пожарных возможно при включении профессии «Лесной пожарный» в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение в образовательных организациях. Для ускоренной подготовки лесных пожарных и добровольных пожарных необходимо организовать инновационно-образовательные центры на уровне федеральных округов.
подготовка кадров, лесное хозяйство, лесной пожарный, образование
Введение
Эффективное развитие отраслевых сегментов экономики невозможно без обеспечения высококвалифицированными кадрами [1, 2] . Более того, наличие высокого кадрового потенциала является фактором конкурентоспособности отраслей и производств и во многом свидетельствует об деловой активности и привлекательности сферы деятельности, способности предприятий к стабильному экономическому росту.
Однако управление кадрами на уровне отраслей сталкивается с рядом трудностей, решение которых, лежит в плоскости преобразований кадровой политики [3]. Лесное хозяйство не является исключением, а кадровый голод, сохраняющийся в отрасли на протяжении ряда лет, определяет необходимость выработки новых решений и подходов к управлению персоналом и развитию кадрового потенциала отраслевых предприятий и организаций.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Правительством РФ от 20.09.2018 определены направления развития отрасли в областях государственного управления лесами, использования лесных ресурсов, охраны, защиты и воспроизводства лесов, информатизации лесного хозяйства, а также развития научного и кадрового потенциала [4]. Однако развивать кадровый потенциал представляется возможным только в условиях устойчивой отраслевой системы образования, представленной профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
Поставщиками качественных образовательных услуг по профильным лесным направлениям обучения являются лесные вузы, техникумы и лесные колледжи. В России сохранилось всего три образовательных центра, специализирующихся на подготовке кадров в области лесного хозяйства расположенных в Воронежской области — Воронежский государственный лесотехнический университет, Санкт-Петербурге — Санкт-Петербургский лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Свердловской области — Уральский государственный лесотехнический университет. Примечательно и то, что существуют регионы, в которых сосредоточены значительные запасы лесных ресурсов, но подготовка кадров по направлению «Лесное дело» не ведется [5].
Как положительный факт, отметим, что подготовка специалистов лесного хозяйства по программам высшего образования лесного профиля осуществляется в 50 вузах, однако качество такой подготовки в ряде случаев является сомнительным. Исследователи подчеркивают, что «отсутствие у Вуза материальной базы практик - лесов, находящихся у учебного заведения в бессрочном пользовании ставит под
сомнение практические навыки будущих выпускников» [6].
Специалистов среднего звена по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» и по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих «Мастер по лесному хозяйству» готовят в более 60 профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, однако, в последние годы набор на эти специальности снижается. Ежегодный выпуск специалистов лесного дела с высшим и средним профессиональным образованием составляет более 3000 тыс. чел., что на первый взгляд достаточно для удовлетворения потребностей отрасли в профессиональных кадрах.
Однако, исследователи отмечают, что в лесном комплексе и его отраслях сохраняется «кадровый голод», связанный со «старением» кадров [7].
Таким образом, вопросы управления подготовкой кадров для лесного хозяйства региона, ввиду сохраняющегося дефицита на квалифицированный персонал не теряют своей актуальности.
Материал и методы исследования
Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами привлечения кадров и управления подготовкой кадров в отраслях экономики. Информационной базой исследования стали данные формы статистической отчетности 3-ОИП «Сведения о численности и заработной плате работников» об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений.
Для достижения цели исследования, которая заключается в оценке подготовки кадров для лесного хозяйства, были использованы следующие методы: методы
сравнительного и логического анализа, группировки, оценка статистических данных.
1. Петров А.П. Государственное управление лесами: кризис кадровой политики, пути выхода/ Петров А.П./Лесное хозяйство. 2011. № 6. С. 10.
2. Морковина С.С. Механизмы диверсификации в лесном комплексе/Морковина С.С., Торжков И.О. // Лесотехнический журнал. 2017. Т. 7. № 3 (27). С. 253-264.
3. Меерсон В.Э. Система управления лесными ресурсами и задача подготовки кадров для лесного хозяйства/ Меерсон В.Э., Зольников В.К.//В сборнике: Моделирование систем и информационные технологии. сборник научных трудов. Министерство образования Российской Федерации, главный редактор: Львович И.Я., Воронеж, 2010. С. 374-375.
4. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 No 1989-р (ред. от 28.02.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307428/c0eb183ab2bc1d58872ce6deed98269f28efb5cd
5. Ислакаева Г.Р.Проблемы подготовки кадров в сфере высшего образования для лесного хозяйства России/ Ислакаева Г.Р./ Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 4 (29). С. 104-108.
6. Евлаков П.М. Инвестиционная привлекательность лесных селекционно-семеноводческих центров: практико-ориентированный подход/ Евлаков П.М., Сухова В.Е./Лесотехнический журнал. 2016. Т. 6. № 1 (21). С.220-230.
7. Черкасова Лидия Александровна, Волдаев Максим Николаевич Анализ кадрового потенциала лесного хозяйства Приволжского федерального округа // Вестник евразийской науки. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kadrovogo-potentsiala-lesnogo-hozyaystva-privolzhskogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 29.03.2023).
8. Ostapenko A.Risk analysis in the management of forest fire in Russia/ Ostapenko A., Morkovin V.A., Manmareva V., Manmarev D.//В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International scientific and practical conference "Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions" (Forestry-2019). 2019. С. 012074.
9. Константинов А.В.Лесные пожары как наиболее значимая угроза экономической безопасности лесного сектора/ Константинов А.В., Морковина В.В.//Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 2 (22). С. 319-325.
10. Шанин И.И. Обзор современных БПЛА, необходимых для применения мер по профилактике и тушению лесных пожаров/ Шанин И.И., Лысыч М.Н.//Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2019. Т. 7. № 4 (47). С. 58-63.
11. Воробьев Р. А. К вопросу правового регулирования профессионального обучения лесных пожарных // Образование и право. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-pravovogo-regulirovaniya-professionalnogo-obucheniya-lesnyh-pozharnyh (дата обращения: 02.04.2023).