ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Защита лесов от пожаров, своевременная их локализация и тушение являются актуальной государственной проблемой. Лесные пожары чрезвычайно опасны, поскольку, как правило, быстро развиваются, охватывают большие территории, сопровождаются плотным задымлением и интенсивным тепловым излучением. Они наносят огромный ущерб национальной экономике, нередко приводят к гибели людей. Потепление климата в условиях бореальных лесов, составляющих основу российских лесов, к сожалению, привело к тому, что сезон лесных пожаров стал в России почти круглогодичным. Пожары возникают на всей территории страны, будучи поистине катастрофическим явлением. Последствия их все чаще приходится сравнивать с последствиями стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения. Лесные пожары влекут за собой значительные потери, имеющие экономические, экологические и социальные последствия. В связи с этим назрела необходимость в изучении и анализе достоверной информации о лесных пожарах. Целью подготовки данной статьи стало авторское обобщение данных исследовательской работы по указанной проблематике в рамках Уральского федерального округа. Авторы изучили и проанализировали информацию Департамента лесного хозяйства Уральского федерального округа о лесных пожарах в округе за последние несколько лет, определили особо пострадавшие регионы, уточнили причины возгораний в лесах, экономические последствия лесных пожаров, предприняли попытку научного осмысления проблемы совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами и предложили рекомендации совершенствования лесопожарных мероприятий.

Ключевые слова:
экономическая оценка, лесные пожары, ущерб, экономические последствия лесных пожаров, лесопожарные мероприятия
Текст

Введение

Российская Федерация (далее сокращенно РФ) продолжает оставаться мировым лидером по площади лесов. На территории нашей страны находится свыше 20% всех лесов планеты. Площадь всех лесов в России достигает 1,19 млрд га, ими покрыто почти две трети территории страны. Леса являются основным компонентом природной среды, регулятором процессов, протекающих в биосфере, способствующим выживанию человечества. В лесах сконцентрировано 90% планетарного запаса органического вещества. В связи с этим охрана их от пожаров является важнейшей стратегической задачей страны.

В России существуют богатые традиции лесопожарного дела, поскольку борьба с лесными пожарами ведется у нас с незапамятных времен. Борьба с лесными пожарами ставилась во главу угла деятельности лесной охраны и всегда преследовала цель – сведение к минимуму ущерба, причиняемого ими природе и обществу.

Успешная борьба с огнем возможна, если задействованы большие силы, что практиковалось в нашей стране еще до революции. Во второй половине ХIХ века в России к тушению пожаров привлекалось все трудоспособное население прилегающих населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 25 верст. Каждый двор обязан был выделять не менее одного рабочего. Тушение пожаров возглавлял лесничий. Ему помогали полиция и представители местных органов власти. В настоящее время, конечно, ставка делается на участие в тушении профессионально подготовленных к этому специалистов лесной охраны, а в случае необходимости сотрудников МЧС, лесничеств, арендаторов лесных участков, пожарных служб муниципальных образований и иных лиц.

В РФ существует нормативно-правовая база по организации охраны лесов от пожаров [1]. Тем не менее требуется ее своевременная актуализация, как ответ на постоянные вызовы, связанные с ними.

Лесные пожары 2022 года не являлись рекордными для России. По их количеству рекордным стал 2002 год, когда было зарегистрировано 43 418 очага возгорания; площадь лесных земель, пройденная пожарами, тогда превысила 1,369 млн га. Наибольшие площади лесных пожаров в истории современной России наблюдалась в 2021 году. Напряженность лесопожарной обстановки создавали затяжные крупные пожары в Якутии, которые привели к экологической катастрофе; Иркутской и Тюменской областях. Экстремальную лесопожарную обстановку устраняли, применяя чрезвычайные меры. К тушению пожаров привлекали значительные нештатные ресурсы, в том числе из федеральных источников. Как правило, резервные средства поступали с большим опозданием, когда пожары уже выходили из-под контроля.

Последствия лесных пожаров не менее страшны, чем некоторых стихийных бедствий. По данным Рослесхоза, в 2021 году ущерб экономике страны от пожаров составил 10,6 млрд рублей, а в 2022 году – 7 млрд рублей (в современной истории России наибольший ущерб принесли природные пожары 2010 года, которые затронули всю территорию европейской части страны).

В 2022 году в стране произошли 12 528 лесных пожара; 59,4%, а именно 7 446 пожаров пришлись на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. В 2022 году площадь лесных пожаров в России сократилась в 2,9 раза – с 10,1 до 3,5 миллиона гектаров.

Рослесхоз отчитался о достижении в 2022 году целевых показателей по сокращению площади лесных пожаров, которые были утверждены в июне 2022 года президентским указом о борьбе с лесными пожарами и предполагают уменьшение площади возгораний в 2022-2030 годах не менее чем на 50% в сравнении с итогом 2021 года [2,3].

По результатам лесопожарного сезона 2022 года целевой показатель был превышен почти вдвое. Справиться с задачей помогло решение Президента об увеличении федерального финансирования на борьбу с лесными пожарами по всей стране с шести до 14,2 млрд рублей, что позволило обеспечить регионы дополнительной лесопожарной техникой и оборудованием.

На борьбу с лесными пожарами в 2023 году субъектам РФ выделили 14,2 млрд рублей. Эти средства были направлены на авиапатрулирование, наземный мониторинг, а также на выплату заработной платы соответствующим специалистам.

Вопросы эффективности борьбы с лесными пожарами рассматриваются в работах как отечественных [4,5], так и зарубежных авторов [6-10]. Большое количество работ направлено на выработку рекомендаций по повышению пожарной устойчивости лесного хозяйства стран (регионов, территорий) и определению ущерба от лесных пожаров.

В последние годы сбываются прогнозы относительно возрастающей угрозы возникновения и распространения лесных пожаров. Такая угроза побуждает делать все необходимое для улучшения охраны лесов, и в частности, совершенствования лесопожарных мероприятий в различных округах РФ.            

В качестве объекта изучения авторы статьи взяли один из восьми округов, входящих в состав РФ – а именно Уральский федеральный округ (далее УФО). В состав УФО входят шесть субъектов РФ: четыре области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и два автономных округа: Ханты-Мансийский – Югра (ХМАО - Югра) и Ямало-Ненецкий (ЯНАО) [11].

Учитывая актуальность и специфику решаемых задач, была поставлена цель – проанализировать региональные данные по лесным пожарам и их экономические последствия в УФО, оценить меры профилактики, направленные на предотвращение пожаров и предложить рекомендации, способствующие сокращению количества и размеров лесных пожаров в округе. Информационной базой исследования послужила обработка данных о лесных пожарах, представленных Департаментом лесного хозяйства УФО за период с 2018 по 2022 гг.

Список литературы

1. Куплевацкий С. В., Захарова И. С., Шабалина Н. Н. Горимость лесов на территории Уральского федерального округа и правовые аспекты совершенствования охраны их от пожаров. Леса России и хозяйство в них. 2021; 2 (77): 16-24.

2. Указ Президента РФ от 15.06.2022 № 382 «О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419392/

3. Постановление Правительства РФ от 13.08.2022 № 1409 «Об утверждении методики расчета целевых показателей ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда для субъектов Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424446/

4. Секерин И.М., Ерицов А.М., Залесов С.В. Анализ фактической горимости лесов Уральского федерального округа и пути ее снижения. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; 1-1 (115): 129-133.

5. Зиновьева И.С. Оценка ущерба от лесных пожаров. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2012; 4: 88-95.

6. Reetika Binjola, Sneha Dobhal, Kanica Upadhyay and Himshikha Gusain Forest Fire: Impacts and Control Measures. Agriculture and Environment. 2022: 3(3):1-4.

7. Zacharakis I, Tsihrintzis VA. Environmental Forest Fire Danger Rating Systems and Indices around the Globe: A Review. Land. 2023; 12(1):194. https://doi.org/10.3390/land12010194

8. Belomutenko D.V., Istochkina M.V., Belomutenko S.V., Peskov A.E., Golatov D.A., Medvedev M.V. and Klenina E.A. Fighting forest and landscape fires in forestry. IOP Conference Series Earth and Environmental Science. 2022; 965(1):012053. DOIhttps://doi.org/10.1088/1755-1315/965/1/012053

9. Baranovskiy NV, Kirienko VA. Forest Fuel Drying, Pyrolysis and Ignition Processes during Forest Fire: A Review. Processes. 2022; 10(1):89. https://doi.org/10.3390/pr10010089

10. Tran BN, Tanase MA, Bennett LT, Aponte C. Evaluation of spectral indices for assessing fire severity in Australian temperate forests. Remote Sensing. 2018;10 (11):1680. DOI:https://doi.org/10.3390/rs10111680

11. Прядилина Н.К. Лесной сектор экономики Свердловской области: этапы развития, современное состояние и проблемы лесного планирования. Екатеринбург. 2019: 342.

12. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.05.2022 № 566 «Об утверждении методики расчета показателя «Ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров» федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 июля 2021 года № 616». Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosleskhoza-ot-06052022-n-566-ob-utverzhdenii-metodiki/


Войти или Создать
* Забыли пароль?