ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И САНКЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ (КЕЙС СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию особенностей регионального развития под влиянием санкционных и технологических (цифровых) вызовов. Анализ проведен на примере такой специфической территориально-обусловленной экономической системы, как Северный морской путь. Целью данной статьи является анализ особенностей влияния цифровых и санкционных вызовов и угроз на функционирование и развитие Северного морского пути. В рамках исследования выполнен оценка влияния цифровизации на современное экономическое развитие, показаны положительные и отрицательные черты этого влияния, а также систематизированы те риски, которые несет цифровизация для Северного морского пути. Предложены направления и конкретные мероприятия цифровизации, которые целесообразны к внедрению при формировании цифровой инфраструктуры Северного морского пути. В исследовании также изучены механизмы влияния антироссийских санкций на экономическую систему Северного морского пути. Особое влияние уделено реализации нефтегазовых проектов в Арктической зоне Российской Федерации, которые являются источником как внутренних, так и экспортных грузопотоков. В статье показано, что новые вызовы порождают нестабильность и неустойчивость в функционировании и развитии социально-экономических систем. При этом, помимо негативного влияния этих вызовов на развитие и функционирование Северного морского пути, они дают новые возможности, которые могут быть использованы для формирования новых точек роста в Арктическом макрорегионе.

Ключевые слова:
региональное развитие, региональная экономика, Северный морской путь, цифровизация экономики, экономические санкции
Текст

Введение

Развитие российской экономики происходит в нестабильных, «турбулентных» условиях [1]. Такая ситуация возникла не сегодня, в более ранних публикациях мы также обращали на это внимание [2, 3]. Но именно в последние годы степень этой нестабильности возросла, что обусловлено возникновением новых, наднациональных вызовов, которые крайне сложно нивелировать на национальном уровне. Скорее, в данном случае следует проводить политику адаптации к ним. Речь, прежде всего, идет о вызовах технологических (цифровых) [4, 5, 6] и санкционных [7, 8, 9], анализу которых уделяется значительное внимание в современной литературе.

В то же время, следует отметить, что нестабильность и турбулентность экономики – не сугубо российское явление. Оно в целом присуще мировой экономике, что мы связываем с переходом ее к очередному исторически закономерному этапу развития – «постнормальности». В частности, это демонстрируется динамикой Глобального индекса неопределенности (The World Uncertainty Index). На рисунке 1 приведена диаграмма, иллюстрирующая изменение численного значения этого индекса в поквартальном режиме с 1 квартала 1990 года по 4 квартал 2023 года. По рисунку видно, что значения этого индекса весьма волатильны, и с течением времени они демонстрируют тренд к увеличению, т.е. неопределенность нарастает.

Следует отметить, что приспособление различных экономических систем к упомянутым, а также не менее значимым иным вызовам (например, пандемии Covid-19; как видно из рисунка 1, этот период сопровождался исторически рекордными значениями индекса неопределенности) происходит отличающимся образом. Например, в работе [10], подготовленной с соавторством одного из соавторов данной статьи, был проведен сравнительный анализ реакций на санкционный вызов промышленных комплексов трех различных российских регионов. Выяснилось, что динамика и глубина отклика промышленных комплексов Курской области, Санкт-Петербурга и Чеченской Республики на санкции существенно различалась.

Приспособление к внешним вызовам и неопределенностям, его темпы, структурные характеристики и результативность зависят как от свойств самой системы, степени влияния на нее различных факторов, так и от эффективности управления адаптацией к новым условиям. В этой связи, требуется углубленное изучение конкретных экономических систем, которое позволит понять специфику их развития в современных условиях и на перспективу.

Объектом изучения в данной статье явилась такая специфическая региональная (не территориальная, а территориально-обусловленная) экономическая система, как Северный морской путь (СМП). Его значение для развития страны сложно переоценить. «Северный морской путь является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство» (цит. по: https://forumspb.com/news/news/arkticheskij-potentsial-severnyj-morskoj-put-kak-drajver-ekonomicheskogo-rosta).

Список литературы

1. Травкина Е. В., Агаронян Р. А. Необходимость и предпосылки структурной трансформации финансирования реального сектора российской экономики. Финансовые рынки и банки; 2024; 1; 28-32.

2. Боркова Е. А., Плотников В. А., Румянцев А. С. Государственно-частное партнерство и экономическая безопасность: моделирование в условиях современной политико-экономической турбулентности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2023; 6-1; 71-77.

3. Плотников В. А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2022; 6; 15-21.

4. Брагина А. В., Вертакова Ю. В., Евченко А. В. Развитие сквозных технологий планирования деятельности промышленного предприятия в условиях цифровизации экономики. Организатор производства; 2020; 1; 24-36.

5. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика: монография. Санкт-Петербург, 2020, 807.

6. Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров: монография. Санкт-Петербург, 2019, 374.

7. Гришков В. Ф. Воздействие политико-экономической турбулентности на экономику региона (на материалах Ленинградской области). Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2022; 4; 88-95.

8. Плотников А. В. Моделирование форм проявления кризиса в национальной экономике под воздействием неэкономического шока (на примере кризисов в России 2020 и 2022 годов). Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2022; 5-2; 194-199.

9. Славецкая Н. С., Миэринь Л. А. Ценовой потолок как метод санкционного давления на российский нефтяной экспорт. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2022; 5-2; 21-27.

10. Вертакова Ю. В., Ильясов Р. Х., Плотников В. А. Региональная дифференциация развития промышленности в современной России. Проблемы экономики и юридической практики; 2023; 3; 179-184.

11. Бессарабов В. О., Энглези В. Ю. Проблемы развития отечественных предприятий сервиса и торговли в условиях новых вызовов и цифровизации экономики. Экономика и управление: проблемы, решения; 2024; 1; 18-25.

12. Кениг А. В. Цифровая экономика и ее влияние на экономический рост: российские и глобальные тенденции. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2022; 4; 10-14.

13. Пирогова О. Е., Голубев В. С. Проблемные вопросы применения цифровых платформ в деятельности строительных организаций. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2023; 2; 19-25.

14. Лаптев Д. Д., Палкина Е. С. Проблемы применения цифровых технологий в логистике морских грузоперевозок по Северному морскому пути. Актуальные проблемы экономики и управления; 2022; 1; 241-246.

15. Зефиров В. И., Тимошилова П. С. Морская логистика Северного морского пути. Вестник Академии знаний; 2023; 2; 91-94.

16. Беляев Г. С. Перспективы применения концепции е-навигации на Северном морском пути. Морские исследования на Дальнем Востоке. Вопросы использования флота компании группы ПАО "Совкомфлот". Владивосток, 2023, 13-15.

17. Лев М. Ю., Медведева М. Б., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект. Экономическая безопасность; 2024; 1; 123-154.

18. Рогатин С. И. Проблемы осуществления производства в оборонно-промышленном комплексе в условиях антироссийских санкций. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2023; 2; 10-13.

19. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Государственная инвестиционная политика как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вызванных антироссийскими санкциями. Экономика и управление; 2023; 7; 747-762.

20. Цымбалюк М. Н. Северный морской путь и влияние санкций на его развитие. Актуальные вопросы инновационного развития Арктического региона РФ. Москва, 2023, 930-934.

21. Загоренко А. С. Предпосылки развития морской портовой инфраструктуры в арктических районах республики Саха (Якутия). Социально-экономические проблемы северного региона: новые глобальные вызовы 21 века. Якутск, 2023, 144-152.

22. Захарова А. Д., Котельников М. П. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Арктической зоны РФ. Новая экономика, бизнес и общество. Владивосток, 2023, 275-282.

23. Архипов А. Е., Ляшенко С. В. Модернизация подходов к организации контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Мировые научные исследования в эпоху цифровизации и трансформации: теории и практики. Рязань, 2023, 145-147.

24. Вериго С. А., Кудряшов А. Б. Северный морской путь как международный транспортный коридор. Экономика: вчера, сегодня, завтра; 2023; 5-1; 63-70.


Войти или Создать
* Забыли пароль?