МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основной характеристикой современного социально-экономического развития является использование цифровых информационных технологий, в частности, использование генеративного искусственного интеллекта. Технологии искусственного интеллекта развиваются более быстрыми темпами, чем это изначально прогнозировалось специалистами и учеными, при этом расширяются и области использования генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Например, мировой опыт использования ИИ в маркетинге персонала (подбор, отбор, формирование кадрового резерва и т.д.) и, непосредственно, в процессах управления персоналом (адаптация на рабочем месте, обучение, расчет заработной платы, увольнение и т.д.) говорит о том, что ИИ делает все процессы более прозрачными, демократичными, с соблюдением заложенных в ИИ норм социальной справедливости, что способствует повышению эффективности как HR-менеджмента в организации, так и системы управления в целом. В рамках исследования рассмотрены возможности использования ИИ в маркетинге персонала и управлении персоналом, основные положительные аспекты, а также уделено внимание основным рискам в данной области. Использование генеративного искусственного интеллекта способствует появлению множества преимуществ, повышающих эффективность маркетинга персонала и управления персоналом в организации, что помогает организациям масштабироваться, развиваться и рационально управлять своими ресурсам, затратами и эффективностью.

Ключевые слова:
маркетинг персонала, вакансия, подбор персонала, адаптация, чат-бот, подбор персонала, искусственный интеллект
Текст

Введение

Стремительное развитие цифровой среды и информационных цифровых технологий, которые ее образуют, происходит настолько динамично, что приникает во все сферы деятельности современного человека, в том числе и в область управления персоналом. Одним из самых актуальных инструментов реализации цифровых технологий является генеративный искусственный интеллект (ИИ), ожидается, что эта технология окажет значительное влияние на функционирования организаций и развитие экономики в целом в самое ближайшее время.

Первые успешные результаты говорят о перспективных, стратегически важных возможностях этой технологии, в том числе и маркетинге персонала. Использование искусственного интеллекта не требует дополнительного обучения или сложных технических новшеств в рамках самой организации, поэтому генеративный ИИ внедряется в набор  повседневных рабочих инструментов, таких как электронная почта, программное обеспечение для подготовки и проведения встреч и переговоров, приложения для обработки текста, рассылки, уведомления и т.д. Все это свидетельствует о том, что данная технология вносит радикальные перемены в работу сотрудников организации. Этот факт подтверждают исследования в области управления и маркетинга персонала. Исследования McKinsey, международной консалтинговой компании, специализирующейся на решении задач, связанных с управлением организацией, убедительно свидетельствуют о том, что ИИ способен автоматизировать около 70% деловой активности во многих профессиях к 2030 году, что способствует пополнению мировой экономики на триллионы долларов [1].

Согласно исследованиям и прогнозам, сделанным на их основе HeadHunter, в российских организациях к 2050 году использование ИИ полностью трансформирует роль подразделений по управлению персоналом [2]. При этом стоит отметить, что российские респонденты, которые участвовали в исследовании HeadHunter в 2022 году, ошиблись с датой, не сумев учесть скорость развития цифровых технологий. О чем свидетельствует сам HeadHunter, анализируя успехи и возможности нейросети ChatGPT, которая способна:

- генерировать текст (писать и редактировать);

- создавать юридические и другие виды документов;

- формировать письма и осуществлять рассылки;

- объяснять сложные вещи доходчиво и просто и т.д.

Этот факт еще раз напоминает о том, что технологии развиваются стремительно и несмотря на то, что технология генеративного искусственного интеллекта находится на начальной стадии разработки и внедрения, эта умная технология, развиваясь, будет становиться только умнее. В силу этого те организации, которые не научатся с ней работать и использовать ее для своего развития и повышения конкурентоспособности останутся позади, что является  объективным риском самого факта существования организации на рынке. Для эффективного внедрения ИИ в организации необходимо учитывать бизнес-контекст как организации в целом, так и того подразделения, в работу которого внедряется искусственный интеллект.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим возможности ИИ в области управления и маркетинга персонала более детально. Начнем с того, что искусственный интеллект — это технологическая система, способная благодаря обучению принимать определенные решения без участия человека, что для рутинных организационных операций, составляющих более половины занятости рабочего дня сотрудника и не требующих особых профессиональных знаний и компетенций, является эффективным решением.

Кроме того, в области управления персонала это дает возможность снизить влияние субъективного человеческого фактора на такие важные организационные процессы в области маркетинга персонала как подбор, отбор, построение карьерной траектории, управление талантами и кадровым резервом. Это происходит благодаря тому, что сама система искусственного интеллекта обучается на субъективных предпочтениях многих людей, которые принимали участие в его обучении, поэтому фактически субъективность ИИ ничтожно мала по сравнению с человеком даже, если он высококвалифицированный специалист в своей области. Например, если специалисту, проводящему отбор персонала для закрытия вакансии, как человеку нравятся люди с голубыми глазами, то осознанно или неосознанно он будет отдавать предпочтение при прочих равных условиях, кандидату с голубыми глазами. Если человек при подборе персонала способен на осознанном или неосознанном уровне отдавать предпочтение кандидатам, например, с определенным цветом глаз или волос, то ИИ оценивает только строго профессиональные качества, от которых зависит эффективность выполняемой работы на данном рабочем месте согласно должностной инструкции.

Следовательно, основное преимущество систем искусственного интеллекта – снижение субъективности, решения и действия на основании четких прописанных критериев, что повышает качество человеческого капитала организации и, как следствие, работает на повышение конкурентоспособности. Также стоит отметить, еще одно преимущество, которое обеспечивает использование искусственного интеллекта, которое заключается в высокой скорости обработки больших объемов информации. Тот объем работы, на которой у человека могут уйти месяцы, машина делает за считанные минуты, а то и секунды. Такое качество ИИ обеспечивает не только дополнительное конкурентное преимущество, но и повышает производительность трудового процесса организации в целом.

 Теперь рассмотрим, как меняются процессы маркетинга и управления персоналом в результате использования генеративного искусственного интеллекта.  Начнем с процедуры подбора персонала, так как она является ключевой для любой организации в любой отрасли деятельности.  Процесс подбора персонала, безусловно, является одним из самых трудоемких и ресурсозатратных процессов в цикле взаимодействия организации с сотрудником. 

Использование искусственного интеллекта при подборе персонала на вакансию позволяет использовать процесс автоматизации при просмотре резюме, выборе кандидатов согласно заявленным требованиям, что способствует оптимизации процедуры подбора, которая требует от сотрудника больших временных затрат, так как требует анализа большого объема информации. Помимо этого, многие современные организации, использующие передовые технологические решения, используют роботов для звонков кандидатам.

Например, российская компания «Ростелеком», использует голосовых помощников как для проведения интервью с кандидатами, так и для проведения опроса сотрудников, решивших уволиться из организации. Использование такой технологии позволило собрать большое количество информации по организации рабочего процесса, выявить проблемные зоны, которые являются основной причиной увольнения и скорректировать их, что позволило повысить привлекательность «Ростелекома» как работодателя и повысить качество и эффективность самого производственного процесса. В некоторых организациях используются платформы с игровыми тестами, прохождение которых способствует более эффективному отбору сотрудников под требования вакансии.

На одну вакансию могут претендовать десятки кандидатов. Для того, чтобы выбрать лучшего из них, необходимо провести отбор, затем провести собеседование, дать обратную связь претенденту, и не стоит забывать, что все эти этапы сопровождаются субъективностью рекрутера. Кроме того, этап подбора и отбора содержит очень много рутинных формальных процедур, которые можно автоматизировать и без вреда для эффективности данного процесса передать их выполнение ИИ, что во многих передовых организациях и практикуется в настоящее время. Если провести анализ технологий, которые уже используются, то можно отметить, что проекты по типу Textio способны   анализировать описание вакансий по некоторым критериям, таким, например, как привлекательность для потенциального кандидата, наличие или отсутствие элементов дискриминации по полу, возрасту или расе и т.д. На основании анализа вакансии ИИ предлагает рекомендации, способствующие привлекательности вакансии.

Список литературы

1. McKinsey&Company [Электронный ресурс] - URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/email/monthly/2023/2023-10-07b.html (дата обращение: 19.04.2024)

2. HH.ru [Электронный ресурс] - URL: https://hh.ru/articles/applicants?hhtmFrom=article_list (дата обращения: 20.04.2024)

3. Семенова, В. В. Управление знаниями: глобализация и цифровизация общества как инновационное социально-экономическое знание / В. В. Семенова, И. С. Кошель, О. Н. Коротун // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 12(101). – С. 126-128.

4. Искусственный интеллект для HR / Блог BITOBE [Электронный ресурс] - URL: https://blog.bitobe.ru/article/iskusstvennyy-intellekt-dlya-hr/(дата обращения 20.04.2024)

5. Как искусственный интеллект меняет HR / Экопси Консалтинг [Электронный ресурс] - URL: https://www.ecopsy.ru/insights/kak-iskusstvennyy-intellekt-menyaet-hr-/ (дата обращения: 20.04.2024)

6. Секерин, В. Д. Влияние кадрового обеспечения на развитие инновационной инфраструктуры / В. Д. Секерин, В. В. Семенова, А. Е. Горохова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – С. 125-131. – DOIhttps://doi.org/10.18384/2310-6646-2023-2-125-131.

7. Инвестиционный менеджмент / В. Д. Секерин, В. И. Гайдук, А. Е. Горохова, А. В. Кондрашова. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. – 104 с. – ISBN 978-5-00097-738-5.

8. Methodology of analysis and assessment of risks of the operation and development of industrial enterprises / M. N. Dudin, E. E. Frolova, N. A. Lubenets [et al.] // Quality - Access to Success. – 2016. – Vol. 17, No. 153. – P. 53-59.

9. Peculiarities of forecasting competitiveness of innovations for industrial enterprises / V. D. Sekerin, V. V. Burlakov, O. A. Dzyurdzya, A. E. Gorohova // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2015. – Vol. 5, No. 3S. – P. 54-60.

10. Skills-based hiring for early talent / HireVue [Электронный ресурс] - URL: https://www.hirevue.com/blog/hiring/skills-based-hiring-early-talent (дата обращения: 20.04.2024)

11. Business Performance Management Models Based on the Digital Corporation's Paradigm / S. N. Bruskin, A. N. Brezhneva, L. P. Dyakonova [et al.] // European Research Studies Journal. – 2017. – Vol. 20, No. 4A. – P. 264-274.

12. Семенова, В. В. Влияние изменений рынка труда на развитие человеческого капитала / В. В. Семенова, Л. Д. Гурцкой, Е. Е. Шурукова // Друкеровский вестник. – 2021. – № 5(43). – С. 25-34. – DOIhttps://doi.org/10.17213/2312-6469-2021-5-25-34.


Войти или Создать
* Забыли пароль?