УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Современная экономика претерпевает процессы структурной трансформации. Экономики развитых стран проходят через эти трансформации несколько раньше, а экономики стран развивающихся – со сдвигом по времени. При этом, одной из общих фундаментальных тенденций является снижение в структуре выпуска доли традиционных секторов, в частности – промышленности. В результате происходит переход к постиндустриальной экономике. На этом процессы трансформации не заканчиваются. Развивающийся количественно третичный (сервисный) сектор экономики также изменяет свою структуру. В нем выделяется сектор креативной экономики, основу которого составляют креативные индустрии. Это – специфический сектор современной сферы услуг. В статье анализируется роль креативных индустрий как специфического сектора сферы услуг в контексте перехода от индустриального типа производства к постиндустриальному. Автор подчеркивает влияние креативных индустрий на экономическое развитие и инновации, опираясь на анализ изменения структуры занятости и специфики потребления в развитых странах. Особое внимание уделяется тому, как расширение и углубление креативных индустрий способствует экономическому прогрессу, более широкому внедрению инноваций и изменению характера и структуры занятости, трансформации общества в целом. Также в статье рассматриваются тенденции в развитии креативных индустрий и их способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям глобального рынка, подчеркивается их роль в формировании модели устойчивого экономического и социального развития. Указано на необходимость усиления государственной поддержки креативных индустрий, т.к. они могут стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности России в постнормальном мире.
креативные индустрии, креативная экономика, постиндустриальное производство, изменение структуры занятости, интеллектуальный капитал, творчество и инновации, конкурентоспособность, культурная политика
Введение
С середины XX века в развитых странах начался переход от индустриального типа производства к постиндустриальному, который характеризуется уменьшением роли традиционного материального производства и увеличением роли в экономике деятельности по предоставлению услуг, а также развитием науки и информационных технологий, активным внедрением в практику их достижений [1, 2, 3]. Несмотря на наличие довольно обоснованной критики концепции постиндустриального развития [4], количественные изменения в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран не вызывают сомнения: доля услуг в их ВВП является довольно значительной и имеет тенденцию к росту, что обозначается как «сервисизация» экономики [5, 6].
Движущей силой экономического развития в целом и на этапе перехода к постиндустриальному типу развития, в частности, является стремление к повышению количества и разнообразия производимых благ при одновременном снижении производственных издержек, т.е. рост эффективности экономики, а также к улучшению качества жизни людей [7]. Одним из видимых проявлений подобной трансформации стало перемещение традиционных индустриальных производств из развитых стран (например, из Западной Европы) в глобальные регионы с более низкими издержками производства.
В поисках способов снижения себестоимости производства товаров и услуг, компании развитых стран при активной поддержке своих правительств перемещали свои мощности в страны Азии, Восточной Европы и Латинской Америки, где рабочая сила стоит значительно дешевле, а климатические и экономические условия зачастую оказываются благоприятнее для производства определенных видов товаров, кроме того, в этих развивающихся регионах мира, как правило, имеется более мягкое регулирование экологических и социальных эффектов ведения бизнеса, правительствами, в целях стимулирования ускоренного экономического развития, создаются преференциальные условия для иностранного капитала, что стимулирует его приток и активизацию процессов индустриализации экономики [8, 9].
Рассматриваемые процессы привели к значительным изменениям в структуре занятости и выпуска в развитых странах. Уменьшилось количество рабочих мест в традиционном промышленном секторе и увеличилось в сферах персональных и деловых услуг, информационных технологий, финансов, исследований и разработок. Это, собственно, и дало основание для именования экономики с такой структурой «постиндустриальной». Если ранее рабочая сила в основном занята была на фабриках и заводах, то теперь основной упор был сделан на умственном труде и сервисе. В результате доля занятых в сфере услуг в развитых странах превысила 70%.
Изменилась также и структура совокупных расходов, и специфика потребления. Сегодня значительная часть стоимости даже промышленной продукции в развитых странах приходится не на себестоимость материального производства, а на расходы, связанные с маркетингом, дизайном и брендингом. Это подчеркивает трансформацию экономики в сторону увеличения доли добавленной стоимости, получаемой за счет интеллектуального труда, инноваций и качественного обслуживания. Экономику такого типа, например, С.Д. Бодрунов обозначает как «знаниеинтенсивную», а производимый в ней продукт – «знаниеемким» [4]
Такие изменения стали отражаться в сторону отдачи предпочтений, ориентированных на клиентов – с акцентом не столько на физические товары, сколько на качество жизни, улучшение предоставления качественных услуг, то есть удовлетворение индивидуальных потребностей людей. В контексте развития постиндустриальной экономики основное внимание уделяется не столько массовому производству стандартизированных товаров, сколько удовлетворению все более специализированных и индивидуализированных потребностей человека. Эта новая экономическая парадигма акцентирует свое внимание на важности качества жизни, благополучия и личностного роста, делая акцент на идентичности, культуре и творчестве [10].
Таким образом, постиндустриальная экономика трансформируется в креативную экономику [11, 12, 13]. В ходе этих изменений не только трансформируются производственные процессы, но эти изменения оказывают глубокое влияние на социальные структуры, образ жизни и ценностные ориентации общества, стимулируя развитие таких секторов, как образование, здравоохранение и – особенно – креативные индустрии. Креативные индустрии, являясь собирательным термином для видов хозяйственной деятельности (заметим, что причислить некоторые из этих видов деятельности к категории «хозяйственных» порой становится затруднительно), основанных на культурных ценностях, творчестве и инновациях, становясь ключевыми элементами креативной экономики.
Целью авторского исследования является выявление сущности креативных индустрий, составляющих ядро креативной экономики, с тем чтобы определить их природу в пространстве признака «материальное – нематериальное» производство, подтвердить или опровергнуть гипотезу принадлежности креативных индустрий к сфере услуг.
1. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека (статья вторая). Мировая экономика и международные отношения. 1997; 10: 85-94.
2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1976. 616 р.
3. Block F. Postindustrial Possibilities: A Critique of Economic Discourse. Berkeley: Universityof California Press, 1990. 240 p.
4. Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
5. Волкова А. А. Особенности планирования деятельности предприятий сферы услуг в посткризисный период. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013; 3: 111-116.
6. Руденко М. Н., Грибанов Ю. И. Тенденции цифровизации и сервисизации экономики. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019; 2: 5-8.
7. Добрынин A. И., Ивлева Е. С., Плотников В. А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни. Экономика и управление. 2006; 1: 23-30.
8. Акимов А. В. Новая система производительных сил и развивающиеся страны: возможности и риски. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2021; 3: 144-157.
9. Koistinen D., Lipartito K. Offshoring, outsourcing and global production networks in historical context. Entreprises et histoire. 2019; 94: 62-88.
10. Ватлина Л. В., Плотников В. А. Цифровизация и инновационное развитие экономики. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023; 1: 106–113.
11. Искаков М. Р., Миэринь Л. А. Человеческое развитие как фактор креативной экономики. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023; 4: 17-24.
12. Насырова С. И. Креативный класс как драйвер экономики, ориентированной на человека: теоретико-методологический аспект. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021; 5: 157-164.
13. Попов А. И., Плотников В. А. Инновационно-креативный потенциал – основа наукоемкой экономики. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011; 4: 134-136.
14. Плотников В. А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022; 6: 15-21.
15. Дербина Ю. С., Кужутова А. Ю., Боркова Е. А. Креативная экономика: развитие в России. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022; 5-1: 224–226.
16. Коначева С. От creatio ex nihilo к creatio ex profundis: переосмысление доктрины творения в постметафизической теологии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021; 39(2): 38-60.
17. Вертакова Ю. В., Соколова Ю. И. Формирование поля ключевых компетенций в проектном менеджменте организации на основе анализа современных трансформационных процессов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020; 4: 37-46.
18. Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012; 2: 260-270.
19. Барышников А. В., Трепольская Д. С. Образовательный потенциал в творческих индустриях. Экономика и управление: проблемы, решения. 2021; 10: 51-62.
20. Койчуманов Т. Д. Развитие креативных индустрий в Кыргызской Республике. Реформа. 2021; 4: 18-26.
21. Жупарова А. С., Исмаил Г. Ж. Экономика креативных индустрий: сущность и основные характеристики. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021; 3: 36-45.
22. Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А. Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022; 2 (54): 213–220.
23. Фёдорова А. В., Заровняева А. И. Креативная экономика: возможности и проблемы. Индустриальная экономика. 2021; 6 (5): 583-586.
24. Жаравина В. А., Плотников В. А. Гуманизация экономического роста как ключевая тенденция процесса перехода к экономике, основанной на знаниях. Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009; 1: 5-10.
25. Вертакова Ю. В., Крыжановская О. А., Степанова А. Р. Цифровая трансформация социально-экономических и производственных процессов на основе цифровой платформы интернета вещей. Вестник ОрелГИЭТ. 2019; 4: 130-135.