СТАЦИОНАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПДД КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С АВАРИЙНОСТЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из ведущих способов борьбы с аварийностью является использование технических средств автоматической фотовидеофиксации (комплексов ФВФ). В работе проведена оценка влияния стационарных комплексов ФВФ на снижение числа дорожных транспортных происшествий (ДТП) на автомобильных дорогах федерального значения в Алтайском крае. Методом оценки выбран сравнительный анализ. Исследование проведено на примере ДТП с пострадавшими и ДТП с материальным ущербом.

Ключевые слова:
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ, КОМПЛЕКСЫ ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ, НАРУШЕНИЯ ПДД, МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

Аварийность является серьёзной проблемой и выражается в ущербе конкретным жителям и обществу в целом. В последние годы наблюдалось уменьшение скорости снижения показателей аварийности[1], а по итогам 2023 года снижение полностью прекратилось – основные показатели аварийности выросли.

Большая часть ДТП связана с нарушениями правил дорожного движения (ПДД), такими как проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона, превышение установленной скорости движения. Соответственно одним из способов снижения аварийности является уменьшение числа правонарушений [1]. Ведущим способом в данной области является использование технических средств автоматической фотовидеофиксации (ФВФ), которые получают широкое распространение в последние годы [2, 3]. Главным способом снижения аварийности с использованием комплексов ФВФ является предотвращение нарушений ПДД путём воздействия на самосознание водителей. Одним из основных преимуществ комплексов ФВФ в сравнении с надзором, осуществляемым сотрудниками Госавтоинспекции является их круглосуточный непрерывный контроль за действиями водителей [4], уменьшение временных и финансовых затрат на проведение административного расследования, предупреждение коррупционных действий [5, 6], отсутствие субъективного фактора при оценке правонарушений [7], а также возможность бесперебойного сбора данных об интенсивности, скорости транспортного потока [8]. При этом у комплексов ФВФ имеется ряд недостатков, среди которых ограниченный перечень правонарушений ПДД, на который они могут быть направлены, мест их размещения (среди которых «аварийно-опасные участки дороги, пешеходные переходы, перекрестки и пр.»[2]), расстояния между ними («вне населенных пунктов не ближе 5 км друг к другу» [3])

Согласно ГОСТ Р 57144-2016 комплексы ФВФ разделяются на стационарные, передвижные, носимые и мобильные. Основная часть комплексов направлена на регистрацию нарушений скоростного режима, особенно высока доля таких ФВФ на дорогах вне населённых пунктов. Снижение скорости транспортного потока особенно на аварийно-опасных участках позволяет снижать число ДТП и их тяжесть, поскольку скорость движения является основным фактором тяжести, а также способствует увеличению вероятности свершения ДТП при возникновении опасной ситуации.

По данным ряда работ [9-11] применение комплексов ФВФ позволяет значительно сократить число аварийно-опасных участков, тем самым улучшить показатели безопасности дорожного движения. В том числе, в работе [12] указывается, что использование средств фотофиксации нарушений ПДД позволяет, во-первых, снижать среднюю скорость на 1-15 % и уменьшать число транспортных средств, превышающих установленные пороги скорости на 14–65 %, что способствует снижению количества аварий всех типов на 20 % и количество смертельных случаев на 51 %. Во-вторых, согласно исследованию [13] рассматриваемые средства позволяют снижать общее число ДТП на 15-19 %, ДТП с пострадавшими – на 20-25 %. При этом другими исследователями отмечаются негативные воздействия комплексов ФВФ. Среди них «эффект кенгуру» [14, 15], в результате которого водители снижают скорость только в месте установки комплекса ФВФ, а сразу после проезда набирают скорость; такое поведение водителей сопрягается с высокой амплитудой скорости движения, что может способствовать аварийным ситуациям. В [16] указывается низкая эффективность камер в отношении ДТП без пострадавших. Кроме того, комплексы ФВФ могут способствовать миграции ДТП, т.е. увеличению числа аварий на других участках дорог из-за перенаправления транспортного потока [17].

В связи с актуальностью проблемы аварийности, дискуссионными результатами исследований в сфере эффективности работы комплексов ФВФ в снижении аварийности, высокой тяжестью последствий ДТП на автомобильных дорогах федерального значения (ФАД) целесообразно проведение исследования, посвящённого оценке воздействия стационарных комплексов ФВФ на количество ДТП на этих дорогах, что и является целью данной работы.

 

2 Материалы и методы

 

Основой для проведения исследования выступила система стационарных комплексов ФВФ на автомобильных дорогах федерального значения (ФАД) в Алтайском крае. Для получения информации о местах их установки использована информация с официального сайта Госавтоинспекции [18]. Выделены комплексы ФВФ на ФАД и перенесены на отдельный слой Яндекс.Карты. Результат представлен на рис. 1. Комплексы ФВФ на ФАД А-321, А-322 и Р-256 обозначены различными цветами (жёлтым, зелёным и синим соответственно).

 

 

Рисунок 1 – Места размещения стационарных комплексов ФТФ на ФАД Алтайского края

 

Методом оценки эффективности работы комплекса по снижению числа ДТП выбран сравнительный анализ. Основой метода является сравнение количества ДТП до и после установки комплекса во временном периоде исследования аварийности 2018-2023 годы. Анализировались как ДТП с пострадавшими, так и с материальным ущербом.

Для каждого комплекса определён год его установки. В целях реализации представленного метода выбраны те комплексы, которые были установлены в 2019-2022 годах. Всего выбрано 18 комплексов, их расположение представлено на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Исследуемые комплексы ФВФ

 

Определены ДТП, которые произошли вблизи комплекса – в радиусе 500 метров. Указанное значение выбрано в связи с тем, что большая часть автомобильных навигаторов предупреждают водителей о приближении к камере фото-видеофиксации правонарушений ПДД на расстоянии 600-400 метров (за пределами населённых пунктов). Для формирования выборки ДТП, соответствующим указанному условию, производился ввод координат ДТП и измерение расстояния до ближайшего комплекса. Пример измерения представлен на рис. 3.

С целью объективного анализа, учета изменения движения, в том числе увеличение транзитного туристического потока получены данные об интенсивности движения вблизи анализируемых комплексов ФВФ в 2018 и в 2023 годах. Кроме того, получены данные об аварийности на ФАД за аналогичный период.

 

3 Результаты исследований

 

По каждому из 18 комплексов ФВФ сформирована итоговая таблица данных, содержащая показатели аварийности вблизи него. Пример результата представлен в табл. 1.

 

 

Рисунок 3 – Пример измерения расстояния от места ДТП до комплекса ФТФ

Таблица 1 – Результат оценки аварийности вблизи комплекса ФТФ

Год

ДТП
с пострадавшими

ДТП
с материальным
ущербом

Общее число
ДТП

2018

1

1

2

2019

2

0

2

2020

0

1

1

2021

1

0

1

2022

0

2

2

2023

0

1

1

 

Серым выделен год установки комплекса ФТФ. При расчётах данные о количестве ДТП по этому году не учитывались.

Для каждого комплекса ФТФ по трём показателям аварийности (ДТП с пострадавшими, ДТП с материальным ущербом, общее число ДТП) рассчитана величина эффективности:

 

Ei=CprevCnext                                                                                        (1)

 

где Ei – эффективность по i-ому показателю аварийности; cprev – среднее число ДТП/год за период до установки комплекса; cnext – среднее число ДТП/год за период после установки комплекса.

В ряде случаев величина эффективности по показателям ДТП с пострадавшими или ДТП с материальным ущербом не была рассчитана в связи с отсутствием соответствующих значений в периоде до установки комплекса.

Размах вариации Ei составил 2,00: минимальное значение составило 0,25 (уменьшение аварийности в 4 раза) до 2,25. Определены средние величины Ei по каждому из трёх показателей среди выделенных комплексов ФВФ:

 

Ei=1,12,   где iДТП с материальным ущербом;0,53,  где iДТП с пострадавшими;                   1,07,   где iобщее число ДТП .                                                      (2)

 

Полученное выражение (2) отражает результаты оценки средней эффективности использования стационарных комплексов ФВФ для снижения числа ДТП. При этом следует учитывать, что за исследуемый период времени (2018-2023) произошли значительные изменения интенсивности транспортного потока в регионе. Анализ среднесуточной годовой интенсивности движения показал, что в среднем величина интенсивности на ФАД Алтайского края по итогам 2023 года увеличилась по отношению к 2018 году в 1,31 раза (вблизи анализируемых комплексов). Это безусловно является одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на аварийность: за аналогичный период отмечено увеличение числа ДТП в 1,20 раза. Представленные дополнительные показатели необходимо учитывать при формировании выводов по эффективности работы комплексов ФВФ.

 

4 Обсуждение и заключение

 

Проведённый сравнительный анализ показал, что комплексы ФВФ оказывают воздействие на изменение аварийности на ФАД. По всем исследуемым комплексам ФВФ отмечено снижение количества ДТП с пострадавшими после установки комплекса. Средняя величина снижения составила 0,53, что свидетельствует о том, что в среднем стационарный комплекс ФВФ позволяет снизить число ДТП в 2 раза. Однако стоит отметить, что вблизи большинства исследуемых комплексов все же продолжают происходить ДТП (в среднем 0,6 ДТП в год), что является достаточно высоким числом (учитывая применённый радиус действия комплекса ФВФ – 1 км). Это говорит о том, что для полного предупреждения ДТП требуется использование дополнительных мер.

На снижение ДТП с материальным ущербом стационарные комплексы ФВФ в среднем не оказывают влияния, хотя по 5 комплексам (что составляет 28 % от общего числа исследуемых комплексов) отмечено снижение выбранного показателя аварийности. При этом, сравнивая величину эффективности комплекса по показателю ДТП с материальным ущербом (1,12) с величиной увеличения интенсивности движения (1,31), можно сделать вывод о том, что определённое положительное влияние на безопасность движения комплексы ФВФ оказывают.

Различие в величине влияния комплексов ФВФ на показатели аварийности объясняется тем, что основное назначение комплекса заключается в снижении скорости транспортного потока, что является основным фактором влияния на показатель тяжести последствий.

Значительный рост интенсивности движения, в частности транзитного транспортного потока оказывает отрицательное влияние на безопасность движения на ФАД и ведёт к росту показателей аварийности. В связи с этим, для предупреждения ДТП с пострадавшими, достижения целевых показателей при прогнозируемом дальнейшем увеличении интенсивности движения на ФАД, требуется дальнейшее использование и развитие системы стационарных комплексов ФВФ.

Проведённое исследование имеет теоретическую и практическую значимость: результаты оценки средней эффективности использования стационарного комплекса ФВФ по показателям аварийности развивают теорию в области методов снижения дорожно-транспортной аварийности и могут быть использованы ответственными организациями при принятии решений о местах установки стационарных комплексов ФВФ.

 

[1] Печатнова, Е. В. Методика обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения: специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Печатнова Елена Владимировна. – Омск, 2021. – 171 с.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2024 № 754 "О размещении стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации"

[3] Там же

Список литературы

1. Mesfin, T. R. Analysis of Traffic Violations and Accidents with Enforcement: A Study in Jimma Town / T. R. Mesfin, E. K. Kenea // Int. J. Environ.Eng. Educ. – 2022. – vol. 4. – no. 1. – pp. 11-18. DOI:https://doi.org/10.55151/ijeedu.v4i1.69.

2. Кукасов, М. В. К вопросу о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения при использовании средств автоматической фиксации нарушений / М. В. Кукасов, Д. Ю. Каширский // Безопасность дорожного движения. – 2022. – № 2. – С. 28-30.

3. Li, H. A causal analysis of time-varying speed camera safety effects based on the propensity score method / H. Li, Y. Zhang, G. Ren // Journal of Safety Research. – 2020. – 75. – DOI:https://doi.org/10.1016/j.jsr.2020.08.007.

4. Huitao Lv. The impacts of non-motorized traffic enforcement cameras on red light violations of cyclists at signalized intersections / Lv Huitao, Li Haojie, Sze N.N., Ren, Gang // Journal of Safety Research. – 2022. – 83. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.jsr.2022.09.005.

5. Зайцев, А. А. Использование комплексов фотовидеофиксации правонарушений как направление предупреждения дорожно-транспортных преступлений / А. А. Зайцев, В. Б. Шерстнев // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Иркутск, 24–25 мая 2018 года. Том II. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. – С. 272-276.

6. Conover, E. The effect of traffic cameras on police effort: Evidence from India / E. Conover, D. Kraynak, P. Singh // Journal of Development Economics. – 2022. – 160. – 102953. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2022.102953.

7. Костин, С. В. Некоторые особенности построения систем электропитания комплексов системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД / С. В. Костин, Д. С. Мишин // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2021. – № 1(4). – С. 228-233.

8. Бояршинов, М. Г. Использование комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения для выделения детерминированной и стохастической составляющих интенсивности транспортного потока / М. Г. Бояршинов, А.С. Вавилин, А. Г. Шумков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompleksa-fotovideofiksatsii-narusheniy-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-vydeleniya-determinirovannoy-i (дата обращения: 09.08.2024).

9. Майоров, В. И. Совершенствование использования технических средств фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на основе цифровых технологий / В. И. Майоров // Безопасность дорожного движения. – 2023. – № 3. – С. 44-48.

10. Hien, N.X. Determination of the Location of the Photo- and Video-Fixation System of Traf-fic Rules in the Context of Vietnam / Hien, N.X., Van Anh, V.T., Alexandrovich, K.G. // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2023. – vol 602. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-031-22200-9_38.

11. Bolsunovskaya, M. Development of an information system structure for photo-video re-cording of traffic violations. / M. Bolsunovskaya, A. Leksashov, S. Shirokova, V. Tsygan // E3S Web of Conferences. – 2021. – 244. – 07007. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202124407007.

12. Farmer, C. Photo/Video Traffic Enforcement. / C. Farmer // International Encyclopedia of Transportation. – 2021. – 439-442. DOI:https://doi.org/10.1016/b978-0-08-102671-7.10167-8.

13. Jaramillo, C. Impact evaluation of camera enforcement for traffic violations in Cali / C. Jaramillo, A. Fandiño-Losada, H. Vivas // Accident Analysis & Prevention. – 2019. – 125. – 267-274. DOI:https://doi.org/10.1016/j.aap.2019.02.002.

14. Королева, Е. Г. О функционировании автоматизированных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (в рамках национального проекта «без-опасные и качественные автомобильные дороги») / Е. Г. Королева // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 21 ноября 2019 года / Редколлегия: О.Е. Губенков [и др.]. – Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2020. – С. 100-105.

15. Marciano, H. Overt vs. covert speed cameras in combination with delayed vs. immediate feedback to the offender. / H. Marciano // Accident; analysis and prevention. – 2015. – 79. DOI:https://doi.org/10.1016/j.aap.2015.03.028.

16. Willardsen, K. Effects of Speed Cameras on Intersection Accidents: Evidence from Dayton. / K. Willardsen // Review of Regional Studies. – 2021. – 51. DOI:https://doi.org/10.52324/001c.30972 https://www.researchgate.net/publication/357244499_Effects_of_Speed_Cameras_on_Intersection_Accidents_Evidence_from_Dayton.

17. Høye, A. Speed cameras, section control, and kangaroo jumps–a meta-analysis. / A. Høye // Accident Analysis & Prevention. – 2014. – 73. – 200–208. DOI:https://doi.org/10.1016/j.aap.2014.09.001.

18. Сведения о состоянии показателей безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru/.


Войти или Создать
* Забыли пароль?