РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены этапы формирования модели мультимодальной транспортной сети городского пассажирского транспорта города-миллионника. Предложен метод определения местоположения оптимального мультимодального транспортно-пересадочного узла на улично-дорожной сети города. Проведен анализ изменения численности населения г. Волгограда, по административным районам города определено расположение предлагаемых мультимодальных транспортно-пересадочных узлов. Построена мультимодальная модель, представляющая собой плоский граф с вершинами в мультимодальных транспортно-пересадочных узлах и транспортными связями, характеризуемые расстояниями по улично-дорожной сети города.

Ключевые слова:
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, МОДЕЛЬ, ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ, ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ, ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
Текст

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

В настоящее время маршрутная система городского пассажирского транспорта (ГПТ) требует пересмотра, изменения и трансформации. Это связано с поиском путей повышения привлекательности использования различных видов ГПТ населением крупных городов. Для экономии временных затрат целесообразно использовать скоростные виды ГПТ в ежедневных передвижениях населения. Но прямая доступность скоростного ГПТ обеспечена не для всех жителей города, для этого необходимо использовать различные виды подвозящего транспорта (городской автомобильный, личный автомобиль, СИМ и др.) к остановочному пункту скоростного. Для снижения временных и финансовых затрат при перемещениях пассажиров ГПТ необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие различных видов транспорта в транспортной системе города и его агломерации. Создание мультимодальной транспортной сети ГПТ обеспечит комфортное и качественное передвижение пассажиров как внутри города, так и в границах его агломерации. Оптимальная мультимодальная транспортная сеть ГПТ должна учитывать особенность планировочной структуры крупного города, численность постоянно проживающих жителей и приезжающих туристов, уровень развития транспортной системы города, природно-климатические особенности, влияющие на сезонные колебания пассажиропотоков и экономический потенциал региона.

Целью работы является разработка современной топологической схемы города основанной на мультимодальности, обеспечивающей привлекательность использования ГПТ населением города-миллионника.

По литературным источникам [1-3] отмечается, что основными этапами транспортного проектирования городов являются технико-экономические основы, генеральный план и комплексная транспортная схема. Исходными материалами для транспортного проектирования служат данные различных исследований городского движения. Совершенствование маршрутной системы городов-миллионников сложный и трудоемкий процесс, он невозможен без применения экономико-математических методов, внедрения телематических систем и цифровой инфраструктуры [4-6]. При создании оптимальной мультимодальной модели маршрутной системы пассажирских перевозок необходимы сведения о пассажирообороте остановочных пунктах, объеме перевозок пассажиров по маршрутам и видам транспорта. Одной из главных характеристик маршрутной системы являются затраты времени пассажиров: суммарные или средние на одну сетевую поездку (от пункта отправления до пункта назначения).  На снижение этих затрат и направлена оптимизация мультимодальной маршрутной сети, которую можно представить моделью, состоящей из трех частей: топологической схемы, перечня маршрутов и матрицы пассажиропотоков.

 

 

2 Материалы и методы

 

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) [7] являются основным звеном в мультимодальной транспортной системе города и выполняют важную функцию в транспортной системе, обеспечивая смену видов транспорта и координируя передвижение людей. Организация мультимодальных пассажирских перевозок позволит сформировать эффективную систему транспортного обслуживания населения, сочетать различные виды транспорта с целью использования преимуществ каждого вида и оптимизировать временные и финансовые затраты, а также выполнить ряд других первоочередных задач [8-11, 12-13].

В ранее разработанных методах исследования транспортного удаления от остановочных пунктов и мест тяготения, профессоров: Гудкова, Миротина, Вельможина [1, 3] не учитывали все возможности телематических систем, в связи с чем методы были доработаны для определения оптимального местоположения ТПУ.  Предлагаем ТПУ представлять в виде круговых секторов с меняющимся радиусом от 100 до 600 м. Центром узла является остановочный пункт главного транспорта (чаще всего это скоростной транспорт или транспорт с большими провозными возможностями). Используя графоаналитический метод можно определить количество остановочных пунктов, попадающих в зону комфортной шаговой доступности для пассажира – 600 м от крупного ТПУ, и составить его полную характеристику [14, 15]. На рис. 1 представлен пример формирования мультимодального ТПУ в Центральном районе г. Волгограда – «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1» с обозначением пригородного вокзала, парковок и остановочных пунктов различных видов транспорта [15].

 

 

 – транспортные терминалы;   –  автомобильные парковки;
 
 – остановочные пункты различных видов транспорта.

Рисунок 1 – ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»

 

В табл. 1 представлены все виды взаимодействующего транспорта и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»».

 

Таблица 1 – Остановочные пункты ГПТ и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»

Вид транспорта

Радиус действия, м

0-100

100-200

200-300

300-400

400-500

500-600

Автобус

-

3

-

2

2

5

Маршрутное такси

1

4

2

4

1

4

Троллейбус

-

-

-

1

-

4

Трамвай

-

-

-

-

-

-

Метротрам

-

-

-

-

-

1

Электропоезд

1

-

-

-

-

-

Парковка

1

1

-

1

-

-

 

Центром ТПУ является железнодорожный вокзал «Волгоград-1» – крупный транспортный узел пригородного и междугороднего сообщения. Узел оснащен большим количеством остановочных пунктов ГПТ, перехватывающими парковками, находится вблизи парковых зон и учебного заведения и является примером формирования других значимых ТПУ крупного города.

Количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. На рис. 2 приведена схема распределения численности населения по административным районам г. Волгограда за 2024 г.

 

 

Рисунок 2 – Схема распределения численности населения по административным

районам г. Волгограда (данные 2024 г.)

В 2010 г. по итогам переписи населения г. Волгограду был присвоен статус города-миллионника [16]. По данным рис. 2 можно сделать вывод, г. Волгоград разделен на 8 административных районов с неравной численностью населения. По численности населения самым большим является Дзержинский район (187,8 тыс. чел.), а самым малым – Центральный район (84,1 тыс. чел.), но дневное пребывание населения в Центральном районе может превышать его численность в три, а то и в шесть раз (и более) в зависимости от будних (рабочих) дней и праздничных (день Города, праздник Победы, футбол и др.) По площади самым крупным является Красноармейский район (133 км2), а самым малым – Центральный район (11 км2). Размещение ТПУ в центральной части города требует особого внимания [17] – формирования компактных, функциональных и экологично вписывающихся в архитектуру умного города кибирфизических элементов единой умной транспортной системы пассажирских перевозок.

По административным районам г. Волгограда необходимо выделить основные ТПУ, в которых осуществляется взаимодействие различных видов ГПТ.

На рис. 3 представлено размещение предлагаемых ТПУ Центрального района г. Волгограда.

 

 

Рисунок 3 – Размещение предлагаемых ТПУ Центрального района

 

В табл. 2 представлены ТПУ Центрального района г. Волгограда и наличие в них взаимодействующих видов транспорта и перехватывающих парковок.

 

Таблица 2 – ТПУ Центрального района г. Волгограда

Название района
города

Основные ТПУ

Взаимодействующие виды транспорта

Мт

А

Т1

Т2

МТ

ЭП

ВТ

П

Центральный

 

 

11. Центральный стадион «Волгоград-Арена»

+

+

+

-

+

+

-

+

12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского)

+

+

-

-

-

+

-

+

13. Площадь им. В.И. Ленина

+

+

+

-

+

-

-

+

14. Центральный автовокзал г. Волгограда

+

+

+

-

-

+

-

+

15. Речпорт г. Волгограда

+

+

-

-

-

-

+

+

16. ЖД вокзал «Волгоград-1»

+

+

+

-

+

+

-

+

17. Ул. Комсомольская

+

+

+

-

+

-

-

+

*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;

ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.

Проанализировав данные табл. 3 можно сделать вывод, что в каждом ТПУ присутствуют различные виды транспорта либо перехватывающая парковка (которая обеспечивает возможность использования личного транспорта), в результате можно считать, что ТПУ является мультимодальным.

 

3 Результаты исследований

 

По предложенному методу определения оптимального местоположения мультимодального ТПУ в г. Волгограде выделено 29 ТПУ, в которых происходит взаимодействие различных видов ГПТ. Построена модель мультимодальной транспортной сети ГПТ, представляющая собой плоский граф: вершины – предложенные мультимодальные ТПУ, а ребра – участки улично-дорожной сети автомобильного транспорта (рис. 4). Такая модель позволяет получить важные характеристики маршрутной системы. Алгоритм расчета оптимизации маршрутной системы заключается в поиске вариантов, обеспечивающих минимизацию суммарных затрат времени пассажиров на поездки на базе матрицы пассажиропотоков и транспортной сети, заданной топологической схемы связи ТПУ с использованием цифровой концепция интеллектуальной транспортной системы пассажирского транспорта мегаполиса и его агломерации К(1; 0) [18].

Определение кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами производится с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ [19-22].

Отыскание кратчайшего расстояния относится к классу экстремальных задач. В терминах сетевой модели каждому маршруту (i, j) G сети соответствует несколько вариантов его выполнения. Математическая постановка задач имеет вид:

 

минимизировать                                    i,jGlijxij

 

при ограничениях (k,j)Gxkj-(i,k)Gxik=1,k=A пункт производства;0 для всех остальных;-1,k=Bпункт потребления.

 

xij ≥ 0 для всех (i, j) G,

 

где li,j – расстояние между i и j вершинами транспортной сети, км; xi,j – объем перевозок пассажиров между i и j вершинами транспортной сети, пасс.

Результаты расчетов кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда представлены в табл. 3.

Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда, позволит формировать маршруты различных видов транспорта либо исследовать характеристики существующих, а также проводить моделирование с прогнозом изменения возможного состояния ГПТ в будущем.

 

IMG_3633.png

 

Рисунок 4 – Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Кратчайшие расстояния между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда, км

 

Пассажиропоглащающие пункты (номер мультимодального ТПУ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Пассажиробразующие пункты (номер мультимодального ТПУ)

1

0

9,2

10,5

11,5

15,2

17,3

33,4

14,6

12,2

18,2

21,7

25,4

24

24,6

24,7

21,8

22,9

24,5

27,4

36,6

32,5

27,9

39,8

35,4

37

38,4

55,1

56,5

57,7

2

9,2

0

4,1

3,1

6,8

8,2

24,2

5,4

3

9

12,6

16,2

14,8

15,4

15,5

12,6

13,7

15,3

18,2

27,4

23,3

18,7

30,6

26,2

27,8

29,2

45,9

47,3

48,5

3

10,5

4,1

0

1

4,7

6,8

28,3

11,2

7,1

13,1

11,2

15,5

15,5

18,2

18,4

16,7

16,6

18,5

21,9

31,5

26,5

21,9

33,8

29,4

31

32,4

49,1

50,5

51,7

4

11,5

3,1

1

0

3,7

5,8

27,3

8,5

6,1

12,1

10,2

14,5

14,5

17,2

17,4

15,7

15,6

17,5

20,9

30,5

25,5

20,9

32,8

28,4

30

31,4

48,1

49,5

50,7

5

15,2

6,8

4,7

3,7

0

2,1

28,5

9,7

7,3

13,3

6,5

10,8

10,8

13,5

13,7

13

11,9

13,8

17,2

26,8

21,8

17,2

29,1

24,7

26,3

27,7

44,4

42,8

47

6

17,3

8,2

6,8

5,8

2,1

0

26,4

7,6

5,2

11,2

4,4

8,7

8,7

11,4

11,6

10,9

9,8

11,7

15,1

24,7

19,7

15,1

27

22,6

24,2

25,6

42,3

43,7

44,9

7

33,4

24,2

28,3

27,3

28,5

26,4

0

18,8

21,2

15,2

25,1

22,2

20,8

21,4

21,5

18,6

19,7

21,3

24,4

33,4

23,3

24,7

32,4

28

29,6

31

47,7

49,1

50,3

8

14,6

5,4

11,2

8,5

9,7

7,6

18,8

0

2,4

3,6

9

10,8

9,4

10

10,1

7,2

8,3

9,9

12,8

22

17,9

13,3

25,2

20,8

22,4

23,8

40,5

41,9

43,1

9

12,2

3

7,1

6,1

7,3

5,2

21,2

2,4

0

6

9,6

3

11,8

12,6

12,5

9,6

10,7

12,3

15,2

24,4

20,3

15,7

27,6

23,2

24,8

26,2

42,9

44,3

45,5

10

18,2

9

13,1

12,1

13,3

11,2

15,2

3,6

6

0

10,1

7,2

5,8

6,4

6,5

6

4,7

6,3

9,2

18,4

14,3

9,7

21,6

17,2

18,8

20,2

36,9

38,3

39,5

11

21,7

12,6

11,2

10,2

6,5

4,4

25,1

9

9,6

10,1

0

4,3

4,3

7

7,2

6,5

5,4

7,3

10,7

20,3

15,3

10,7

22,6

18,2

19,8

21,2

37,9

39,3

40,5

12

25,4

16,2

15,5

14,5

10,8

8,7

22,2

10,8

3

7,2

4,3

0

5,8

3,6

6,5

3,6

4,7

6,3

9,7

18,4

14,3

9,7

21,6

17,2

18,8

20,2

36,9

38,3

39,5

13

24

14,8

15,5

14,5

10,8

8,7

20,8

9,4

11,8

5,8

4,3

5,8

0

2,7

3,9

2,2

1,1

3

6,4

16

11

6,4

18,3

13,9

15,5

16,9

33,6

35

36,2

14

24,6

15,4

18,2

17,2

13,5

11,4

21,4

10

12,4

6,4

7

3,6

2,7

0

3,5

2,8

1,7

3,6

7

16,6

11,6

7

18,9

14,5

16,1

17,5

34,2

35,6

36,8

15

24,7

15,5

18,4

17,4

13,7

11,6

21,5

10,1

12,5

6,5

7,2

6,5

3,9

3,5

0

2,9

1,8

3,7

7,1

16,7

11,7

7,1

19

14,6

16,2

17,6

32,3

35,7

36,9

16

21,8

12,6

16,7

15,7

13

10,9

18,6

7,2

9,6

6

6,5

3,6

2,2

2,8

2,9

0

1,1

2,7

6,1

14,8

10,7

6,1

18

13,6

15,2

16,6

33,3

34,7

35,9

17

22,9

13,7

16,6

15,6

11,9

9,8

19,7

8,3

10,7

4,7

5,4

4,7

1,1

1,7

1,8

1,1

0

1,9

5,3

14,9

9,9

5,3

17,2

12,8

14,4

15,8

32,5

33,9

35,1

18

24,5

15,3

18,5

17,5

13,8

11,7

21,3

9,9

12,3

6,3

7,3

6,3

3

3,6

3,7

2,7

1,9

0

3,4

13

8

3,4

15,3

10,9

12,5

13,9

30,6

32

33,2

19

27,4

18,2

21,9

20,9

17,2

15,1

24,4

12,8

15,2

9,2

10,7

9,7

6,4

7

7,1

6,1

5,3

3,4

0

11,6

5,7

6,8

14,8

10,4

12

13,4

30,1

31,5

32,7

20

36,6

27,4

31,5

30,5

26,8

24,7

33,4

22

24,4

18,4

20,3

18,4

16

16,6

16,7

14,8

14,9

13

11,6

0

17,3

16,4

26,4

22

23,6

25

41,7

43,1

44,3

21

32,5

23,3

26,5

25,5

21,8

19,7

23,3

17,9

20,3

14,3

15,3

14,3

11

11,6

11,7

10,7

9,9

8

5,7

17,3

0

4,6

9,1

4,7

6,3

7,7

24,4

25,8

27

22

27,9

18,7

21,9

20,9

17,2

15,1

24,7

13,3

15,7

9,7

10,7

9,7

6,4

7

7,1

6,1

5,3

3,4

6,8

16,4

4,6

0

11,9

7,5

9,1

10,5

27,2

28,6

29,8

23

39,8

30,6

33,8

32,8

29,1

27

32,4

25,2

27,6

21,6

22,6

21,6

18,3

18,9

19

18

17,2

15,3

14,8

26,4

9,1

11,9

0

4,4

6

7,4

24,1

25,5

26,7

24

35,4

26,2

29,4

28,4

24,7

22,6

28

20,8

23,2

17,2

18,2

17,2

13,9

14,5

14,6

13,6

12,8

10,9

10,4

22

4,7

7,5

4,4

0

1,6

3

19,7

21,1

22,3

25

37

27,8

31

30

26,3

24,2

29,6

22,4

24,8

18,8

19,8

18,8

15,5

16,1

16,2

15,2

14,4

12,5

12

23,6

6,3

9,1

6

1,6

0

1,4

18,1

19,5

20,7

26

38,4

29,2

32,4

31,4

27,7

25,6

31

23,8

26,2

20,2

21,2

20,2

16,9

17,5

17,6

16,6

15,8

13,9

13,4

25

7,7

10,5

7,4

3

1,4

0

16,7

18,1

19,3

27

55,1

45,9

49,1

48,1

44,4

42,3

47,7

40,5

42,9

36,9

37,9

36,9

33,6

34,2

34,3

33,3

32,5

30,6

30,1

41,7

24,4

27,2

24,1

19,7

18,1

16,7

0

3,2

4

28

56,5

47,3

50,5

49,5

45,8

43,7

49,1

41,9

44,3

38,3

39,3

38,3

35

35,6

35,7

34,7

33,9

32

31,5

43,1

25,8

28,6

25,5

21,1

19,5

18,1

3,2

0

1,2

29

57,7

48,5

51,7

50,7

47

44,9

50,3

43,1

45,5

39,5

40,5

39,5

36,2

36,8

36,9

35,9

35,1

33,2

32,7

44,3

27

29,8

26,7

22,3

20,7

19,3

4

1,2

0

 

В табл. 4 представлено количество ТПУ по каждому району города, наличие различных видов остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок.

Проанализировав существующие ТПУ можно отметить, что по административным районам города они будут размещены следующим образом: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед.

На рис. 5 представлены результаты анализа распределения остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок по предложенным круговым секторам (100-600 м) в 29 разработанных мультимодальных ТПУ.

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Характеристика ТПУ г. Волгограда

Название

 района города

Основные ТПУ

Количество остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок

Мт

А

Т1

Т2

МТ

ЭП

ВТ

П

Тракторозаводской

1. Пересечение 1-й и 2-й Продольной магистрали

3

2

-

-

-

-

-

-

2. Новая Спартановка

7

8

6

-

-

-

-

-

3. Рынок ТЗР

10

13

7

-

1

1

-

1

4. ТРЦ «Семь звезд»

12

19

9

-

1

1

-

1

Краснооктябрьский

5. Завод «Баррикады»

4

2

3

-

2

1

-

1

6. Завод «Красный Октябрь»

8

7

5

2

1

1

-

3

Дзержинский

7. Аэропорт «Гумрак»

3

3

-

-

-

1

-

4

8. Ул. Землячки (Больница скорой помощи № 25)

9

8

6

-

-

-

-

1

9. ТРК «Мармелад»

8

4

-

-

-

-

-

2

10. Пересечение 3-й Продольной магистрали и просп. Маршала Жукова

9

10

5

4

-

-

-

-

Центральный

 

 

11. Центральный стадион «Волгоград-Арена»

4

4

4

-

2

1

-

3

12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского)

7

6

-

-

-

1

-

2

13. Площадь им. В.И. Ленина

3

4

3

-

1

-

-

4

14. Центральный автовокзал г. Волгограда

18

11

3

-

-

1

-

2

15. Речпорт г. Волгограда

1

2

-

-

-

-

1

3

16. ЖД вокзал «Волгоград-1»

16

12

5

-

1

1

-

3

17. Ул. Комсомольская

12

8

6

-

1

-

-

3

Ворошиловский

18. ТЦ «Ворошиловский»

7

7

7

2

1

-

-

1

19. ЖД станция «Волгоград-2»

8

2

2

6

1

1

-

1

Советский

20. Поселок «Горьковский»

2

2

-

-

-

1

-

-

21. Университет «ВолГАУ»

8

4

-

-

-

-

-

-

22. Мкр. «Тулака»

8

4

6

-

1

-

-

-

23. Мкр. «Родниковая долина»

14

11

-

-

-

-

-

1

24. ТРЦ «Акварель» и университет «ВолГУ»

13

9

-

-

-

1

-

4

Кировский

25. ЖК «Санаторный»

6

8

-

-

-

-

-

1

26. Дом культуры «Авангард»

7

7

-

-

-

-

-

-

Красноармейский

27. Автовокзал «Южный»

15

6

-

-

-

-

-

-

28. Комплекс «Юбилейный»

11

12

-

6

-

1

-

1

29. Клуб «Строитель»

15

8

-

6

-

-

-

-

*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;

ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.

 

По данным рис. 5 можно сделать вывод, что размещение остановочных пунктов различных видов ГПТ по представленным круговым секторам с плавающим радиусом (100 м) происходит неравномерно [14, 15]. Полученное распределение является основанием для дальнейшего поиска путей совмещения остановочных пунктов различных видов ГПТ и создания эффективных мультимодальных ТПУ. Решение вопроса о перемещениях остановочных пунктов в городских транспортных сетях требует проведения дополнительных исследований.

Представленные мультимодальные ТПУ города обеспечивают взаимодействие различных видов ГПТ. В них пассажир может осуществить «бесшовную» пересадку с одного вида транспорта на другой. Развивающиеся информационные технологии на транспорте в среде умного города позволяют обеспечить режимы совместной работы различного ГПТ – мультимодальность перевозок и своевременно информировать об этом пассажиров [4, 6, 12, 17, 23-26].

Данные табл. 5 представляют собой результаты анализа транспортных систем ГПТ в различные периоды: количество остановочных пунктов и мультимодальных ТПУ г. Волгограда [27-29].

 

Рисунок 5 – Распределение количества остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок в 29 мультимодальных ТПУ г. Волгограда

 

Таблица 5 – Результаты распределения количества маршрутов по мультимодальным ТПУ г. Волгограда

Наименование транспортной схемы

Год

Количество остановочных пунктов, ед.

Количество мультимодальных ТПУ, ед.

Количество маршрутов в мультимодальных ТПУ, ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

Маршруты трамвая

2023

108

13

8

3

-

1

1

-

-

-

Маршруты троллейбуса

2023

104

15

1

1

6

3

4

-

-

-

Маршруты электропоезда

2023

43

13

1

-

4

1

1

1

-

5

Ранее действующая сеть троллейбусов и трамваев

Маршруты троллейбусов и трамваев

2010

245

20

6

-

2

3

2

5

-

2

Ранее действующая сеть электропоездов

Маршруты электропоезда

2010

42

12

-

-

4

1

1

1

-

5

                         

 

В настоящее время трамвайная и троллейбусная сеть г. Волгограда содержит 212 остановочных пунктов, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед., мультимодальных – 13 ед.; автобусная – 617 ед., мультимодальных – 29 ед. Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед., мультимодальных – 12 ед., автобусная сеть содержала – 724 ед., мультимодальных – 29 ед.

Все 29 мультимодальных ТПУ включает в себя комплексная транспортная схема г. Волгограда (рис. 6). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети органично вписывается в комплексную транспортную схему г. Волгограда, что является показателем выполнения одного из этапов эффективного транспортного проектирования города-миллионника.

 

 

Рисунок 6 – Комплексная транспортная схема г. Волгограда с предлагаемыми
мультимодальными ТПУ

 

4 Обсуждение и заключение

 

  1. В настоящей статье авторами предлагается метод для определения оптимального местоположения мультимодальных ТПУ в г. Волгограде. Установлено, что количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. Предложенные мультимодальные ТПУ являются опорными центрами, через которые можно прокладывать маршруты различных видов ГПТ и организовывать движение подвижного состава по этим маршрутам согласно возникающим неравномерностям пассажиропотоков. Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда и предложено обоснованное географическое местоположение мультимодальных ТПУ на улично-дорожной сети города-миллионника. В городе предлагается организовать 29 мультимодальных ТПУ: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед. Через разработанные мультимодальные ТПУ возможно перестраивать (трансформировать) транспортные сети каждого вида ГПТ, изменяя характеристики всей транспортной системы ГПТ города-миллионника в целом. Определены кратчайшие расстояния между мультимодальными ТПУ транспортной сети с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ. В настоящее время трамвайная и троллейбусная сети г. Волгограда включают 212 остановочных пункта, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед. (мультимодальных – 13 ед.); автобусная – 617 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед. (мультимодальных – 12 ед.), автобусная сеть содержала – 724 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда ориентирована на использование всех видов ГПТ (с использованием перехватывающих парковок личного транспорта) с выходом на транспорт агломерации. Трансформация и совершенствование транспортной системы ГПТ, внедрение цифровой инфраструктуры и телематических систем позволят обеспечить слаженную работу ГПТ, взаимосвязь участников транспортного процесса, взаимоудовлетворение интересов перевозчиков, пассажиров и муниципального управления города и повысят уровень качества жизни городского населения [13, 30].
Список литературы

1. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2006. – 488 с.

2. Вельможин, А. В. Теория транспортных процессов и систем: учебник. / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. – Москва: Транспорт, 2012. – 167 с.

3. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2002. – 256 с.

4. Власов, В. М. Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте: учебник. / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 352 с.

5. Богумил, В. Н. Телематика на городском пассажирском транспорте: монография / В. Н. Богумил, М. Х. Дуке Саранго. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.

6. Власов, В. М. Цифровая инфраструктура как основа функционирования наземного городского пассажирского транспорта / В. М. Власов // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 12. – С. 3–7.

7. СП 395.1325800.2018. Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования: из-дание официальное / Федер. агенство по тех. регулированию и метрологии. – Москва: Минстрой России, 2018. – 26 с.

8. Спирин, И. В. Определение затрат времени пассажиров на поездки в городах / И. В. Спирин // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18, № 3(88). – С. 28-43.

9. Спирин, И. В. Методология планирования автомобильных пассажирских перевозок / И. В. Спирин, В. М. Беляев, В. В. Антонова // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 1(80). – С. 20-37.

10. Спирин, И. В. Расчет цены контракта на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам / И. В. Спирин, А. К. Аредова, О. Ю. Матанцева // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 3. – С. 44-50.

11. Дрючин, Д. А. Оценка эффективности применения троллейбусных транспортных систем для обслуживания регулярных маршрутов городского пассажирского транспорта / Д. А. Дрючин, О. И. Кабанов, Н. Н. Якунин // Прогрессивные технологии в транспортных системах : Материалы XVIII международной научно-практической конференции, Оренбург, 15–17 ноября 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 150-157.

12. Интеллектуализация процессов в городских транспортных системах / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, Н. А. Загородний, А. Г. Шевцова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020. – 419 с.

13. Тишкова, А. О. Система показателей качества для пассажирского автотранспортного комплекса города / А. О. Тишкова, Н. Н. Якунин, Н. В. Якунина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 26–27 января 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 3130-3136.

14. Яндекс. Карты – транспорт, навигация, поиск мест. – Режим доступа: https://yandex.ru/maps/

15. Куликов, А. В. Возможность применения телематических систем в узлах взаимодействия пассажирского транспорта города-милионника на примере г. Волгограда / А. В. Куликов, А. А. Вальковская // XVIII Международная научно-практическая конференция «Прогрессивные технологии в транспортных системах» (г. Оренбург, 15-17 ноября 2023 г.) ; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. университет». – Оренбург, 2023. – С. 224–231.

16. Официальная статистика // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области : офиц.сайт. – Режим доступа : https://34.rosstat.gov.ru.

17. Антюфеев, А. В. Планирование транспортно-пересадочных узлов в линейных городах (на примере Волгограда) / А. В. Антюфеев // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2024. – № 1(94). – С. 224-233.

18. Куликов, А. В. Цифровая концепция интеллектуальной транспортной системы пасса-транспорта мегаполиса и его агломерации / А. В. Куликов // XVI Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023) : материалы мультиконференции. В 4 т., Волгоград, 11–15 сентября 2023 года. Том 4. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. – С. 215-220.

19. Егоров, Р. В. Составление графа транспортной сети объектов города / Р. В. Егоров, В. В. Шорин // Конкурс научно-исследовательских работ студентов Волгоградского государственного технического университета : Тезисы докладов, Волгоград, 25–29 апреля 2022 года / Ред-коллегия: С.В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: ВолгГТУ, 2022. – С. 124.

20. Близнякова, Е. А. Сравнительный анализ методов поиска кратчайшего пути в графе / Е. А. Близнякова, А. А. Куликов, А. В. Куликов // Архитектура, строительство, транспорт. – 2022. – № 1. – С. 80-87. – DOIhttps://doi.org/10.31660/2782-232X-2022-1-80-87.

21. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023664443 Российская Федерация. Программа расчета ориентированного графа транспортной сети : № 2023663947 : заявл. 05.07.2023 : опубл. 05.07.2023 / А. В. Куликов, Е. Н. Асеева, Е. Р. Сулиме-нова, А. А. Куликов ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет».

22. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022616507 Российская Федерация. Составление графа транспортной сети объектов города : № 2022616251 : заявл. 12.04.2022: опубл. 12.04.2022 / А. В. Куликов, Р. В. Егоров, В. В. Шорин ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет».

23. Власов, В. М. Транспортная телематика в дорожной области: учеб. пособие / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. – Москва: МАДИ, 2013. – 80 с.

24. Куликов, А. В. Перспективы «бесшовных» перевозок пассажиров в транспортных системах российских городов-миллионников (на примере Волгограда) / А. В. Куликов, Л. Б. Миротин, А. А. Вальковская // Социология города. – 2022. – № 1–2. – С. 93–116.

25. Антюфеев, А. В. Линейный город. Градостроительная система "Большой Волгоград" / А. В. Антюфеев, Г. А. Птичникова ; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2018. – 197 с.

26. Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы : Монография / Д. Н. Власов. – Москва : Московский государственный строительный университет|Ай Пи Эр Медиа|ЭБС АСВ, 2017. – 192 с.

27. Автобусные остановки в Волгограде на карте. – Режим доступа: https://2gis.ru/volgograd/search/.

28. Маршруты и расписание. МетроЭлектроТранс : офиц. сайт. – Режим доступа: https://gortransvolga.ru/routes/.

29. Справочник маршрутов Волгограда. – Режим доступа: https://wikiroutes.info/volgograd/catalog.

30. Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания / О. В. Сагинова, И. В. Спирин, Н. Б. Завьялова, Р. Р. Сидорчук // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – Т. 7, № 2(26). – С. 28-37.


Войти или Создать
* Забыли пароль?