УДК 656.13 Организация и эксплуатация автомобильного транспорта. Движение автомобилей. Общие вопросы
В статье представлены этапы формирования модели мультимодальной транспортной сети городского пассажирского транспорта города-миллионника. Предложен метод определения местоположения оптимального мультимодального транспортно-пересадочного узла на улично-дорожной сети города. Проведен анализ изменения численности населения г. Волгограда, по административным районам города определено расположение предлагаемых мультимодальных транспортно-пересадочных узлов. Построена мультимодальная модель, представляющая собой плоский граф с вершинами в мультимодальных транспортно-пересадочных узлах и транспортными связями, характеризуемые расстояниями по улично-дорожной сети города.
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, МОДЕЛЬ, ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ, ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ, ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
В настоящее время маршрутная система городского пассажирского транспорта (ГПТ) требует пересмотра, изменения и трансформации. Это связано с поиском путей повышения привлекательности использования различных видов ГПТ населением крупных городов. Для экономии временных затрат целесообразно использовать скоростные виды ГПТ в ежедневных передвижениях населения. Но прямая доступность скоростного ГПТ обеспечена не для всех жителей города, для этого необходимо использовать различные виды подвозящего транспорта (городской автомобильный, личный автомобиль, СИМ и др.) к остановочному пункту скоростного. Для снижения временных и финансовых затрат при перемещениях пассажиров ГПТ необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие различных видов транспорта в транспортной системе города и его агломерации. Создание мультимодальной транспортной сети ГПТ обеспечит комфортное и качественное передвижение пассажиров как внутри города, так и в границах его агломерации. Оптимальная мультимодальная транспортная сеть ГПТ должна учитывать особенность планировочной структуры крупного города, численность постоянно проживающих жителей и приезжающих туристов, уровень развития транспортной системы города, природно-климатические особенности, влияющие на сезонные колебания пассажиропотоков и экономический потенциал региона.
Целью работы является разработка современной топологической схемы города основанной на мультимодальности, обеспечивающей привлекательность использования ГПТ населением города-миллионника.
По литературным источникам [1-3] отмечается, что основными этапами транспортного проектирования городов являются технико-экономические основы, генеральный план и комплексная транспортная схема. Исходными материалами для транспортного проектирования служат данные различных исследований городского движения. Совершенствование маршрутной системы городов-миллионников сложный и трудоемкий процесс, он невозможен без применения экономико-математических методов, внедрения телематических систем и цифровой инфраструктуры [4-6]. При создании оптимальной мультимодальной модели маршрутной системы пассажирских перевозок необходимы сведения о пассажирообороте остановочных пунктах, объеме перевозок пассажиров по маршрутам и видам транспорта. Одной из главных характеристик маршрутной системы являются затраты времени пассажиров: суммарные или средние на одну сетевую поездку (от пункта отправления до пункта назначения). На снижение этих затрат и направлена оптимизация мультимодальной маршрутной сети, которую можно представить моделью, состоящей из трех частей: топологической схемы, перечня маршрутов и матрицы пассажиропотоков.
2 Материалы и методы
Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) [7] являются основным звеном в мультимодальной транспортной системе города и выполняют важную функцию в транспортной системе, обеспечивая смену видов транспорта и координируя передвижение людей. Организация мультимодальных пассажирских перевозок позволит сформировать эффективную систему транспортного обслуживания населения, сочетать различные виды транспорта с целью использования преимуществ каждого вида и оптимизировать временные и финансовые затраты, а также выполнить ряд других первоочередных задач [8-11, 12-13].
В ранее разработанных методах исследования транспортного удаления от остановочных пунктов и мест тяготения, профессоров: Гудкова, Миротина, Вельможина [1, 3] не учитывали все возможности телематических систем, в связи с чем методы были доработаны для определения оптимального местоположения ТПУ. Предлагаем ТПУ представлять в виде круговых секторов с меняющимся радиусом от 100 до 600 м. Центром узла является остановочный пункт главного транспорта (чаще всего это скоростной транспорт или транспорт с большими провозными возможностями). Используя графоаналитический метод можно определить количество остановочных пунктов, попадающих в зону комфортной шаговой доступности для пассажира – 600 м от крупного ТПУ, и составить его полную характеристику [14, 15]. На рис. 1 представлен пример формирования мультимодального ТПУ в Центральном районе г. Волгограда – «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1» с обозначением пригородного вокзала, парковок и остановочных пунктов различных видов транспорта [15].
Рисунок 1 – ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»
В табл. 1 представлены все виды взаимодействующего транспорта и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»».
Таблица 1 – Остановочные пункты ГПТ и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»
Вид транспорта |
Радиус действия, м |
|||||
0-100 |
100-200 |
200-300 |
300-400 |
400-500 |
500-600 |
|
Автобус |
- |
3 |
- |
2 |
2 |
5 |
Маршрутное такси |
1 |
4 |
2 |
4 |
1 |
4 |
Троллейбус |
- |
- |
- |
1 |
- |
4 |
Трамвай |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Метротрам |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Электропоезд |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Парковка |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
Центром ТПУ является железнодорожный вокзал «Волгоград-1» – крупный транспортный узел пригородного и междугороднего сообщения. Узел оснащен большим количеством остановочных пунктов ГПТ, перехватывающими парковками, находится вблизи парковых зон и учебного заведения и является примером формирования других значимых ТПУ крупного города.
Количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. На рис. 2 приведена схема распределения численности населения по административным районам г. Волгограда за 2024 г.
Рисунок 2 – Схема распределения численности населения по административным
районам г. Волгограда (данные 2024 г.)
В 2010 г. по итогам переписи населения г. Волгограду был присвоен статус города-миллионника [16]. По данным рис. 2 можно сделать вывод, г. Волгоград разделен на 8 административных районов с неравной численностью населения. По численности населения самым большим является Дзержинский район (187,8 тыс. чел.), а самым малым – Центральный район (84,1 тыс. чел.), но дневное пребывание населения в Центральном районе может превышать его численность в три, а то и в шесть раз (и более) в зависимости от будних (рабочих) дней и праздничных (день Города, праздник Победы, футбол и др.) По площади самым крупным является Красноармейский район (133 км2), а самым малым – Центральный район (11 км2). Размещение ТПУ в центральной части города требует особого внимания [17] – формирования компактных, функциональных и экологично вписывающихся в архитектуру умного города кибирфизических элементов единой умной транспортной системы пассажирских перевозок.
По административным районам г. Волгограда необходимо выделить основные ТПУ, в которых осуществляется взаимодействие различных видов ГПТ.
На рис. 3 представлено размещение предлагаемых ТПУ Центрального района г. Волгограда.
Рисунок 3 – Размещение предлагаемых ТПУ Центрального района
В табл. 2 представлены ТПУ Центрального района г. Волгограда и наличие в них взаимодействующих видов транспорта и перехватывающих парковок.
Таблица 2 – ТПУ Центрального района г. Волгограда
Название района |
Основные ТПУ |
Взаимодействующие виды транспорта |
|||||||
Мт |
А |
Т1 |
Т2 |
МТ |
ЭП |
ВТ |
П |
||
Центральный
|
11. Центральный стадион «Волгоград-Арена» |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского) |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
|
13. Площадь им. В.И. Ленина |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
14. Центральный автовокзал г. Волгограда |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
|
15. Речпорт г. Волгограда |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
16. ЖД вокзал «Волгоград-1» |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
17. Ул. Комсомольская |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;
ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.
Проанализировав данные табл. 3 можно сделать вывод, что в каждом ТПУ присутствуют различные виды транспорта либо перехватывающая парковка (которая обеспечивает возможность использования личного транспорта), в результате можно считать, что ТПУ является мультимодальным.
3 Результаты исследований
Определение кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами производится с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ [19-22].
Отыскание кратчайшего расстояния относится к классу экстремальных задач. В терминах сетевой модели каждому маршруту (i, j) ∈ G сети соответствует несколько вариантов его выполнения. Математическая постановка задач имеет вид:
минимизировать
при ограничениях
xij ≥ 0 для всех (i, j) ∈ G,
где li,j – расстояние между i и j вершинами транспортной сети, км; xi,j – объем перевозок пассажиров между i и j вершинами транспортной сети, пасс.
Результаты расчетов кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда представлены в табл. 3.
Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда, позволит формировать маршруты различных видов транспорта либо исследовать характеристики существующих, а также проводить моделирование с прогнозом изменения возможного состояния ГПТ в будущем.
Рисунок 4 – Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда
Таблица 3 – Кратчайшие расстояния между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда, км
|
Пассажиропоглащающие пункты (номер мультимодального ТПУ) |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
||
Пассажиробразующие пункты (номер мультимодального ТПУ) |
1 |
0 |
9,2 |
10,5 |
11,5 |
15,2 |
17,3 |
33,4 |
14,6 |
12,2 |
18,2 |
21,7 |
25,4 |
24 |
24,6 |
24,7 |
21,8 |
22,9 |
24,5 |
27,4 |
36,6 |
32,5 |
27,9 |
39,8 |
35,4 |
37 |
38,4 |
55,1 |
56,5 |
57,7 |
2 |
9,2 |
0 |
4,1 |
3,1 |
6,8 |
8,2 |
24,2 |
5,4 |
3 |
9 |
12,6 |
16,2 |
14,8 |
15,4 |
15,5 |
12,6 |
13,7 |
15,3 |
18,2 |
27,4 |
23,3 |
18,7 |
30,6 |
26,2 |
27,8 |
29,2 |
45,9 |
47,3 |
48,5 |
|
3 |
10,5 |
4,1 |
0 |
1 |
4,7 |
6,8 |
28,3 |
11,2 |
7,1 |
13,1 |
11,2 |
15,5 |
15,5 |
18,2 |
18,4 |
16,7 |
16,6 |
18,5 |
21,9 |
31,5 |
26,5 |
21,9 |
33,8 |
29,4 |
31 |
32,4 |
49,1 |
50,5 |
51,7 |
|
4 |
11,5 |
3,1 |
1 |
0 |
3,7 |
5,8 |
27,3 |
8,5 |
6,1 |
12,1 |
10,2 |
14,5 |
14,5 |
17,2 |
17,4 |
15,7 |
15,6 |
17,5 |
20,9 |
30,5 |
25,5 |
20,9 |
32,8 |
28,4 |
30 |
31,4 |
48,1 |
49,5 |
50,7 |
|
5 |
15,2 |
6,8 |
4,7 |
3,7 |
0 |
2,1 |
28,5 |
9,7 |
7,3 |
13,3 |
6,5 |
10,8 |
10,8 |
13,5 |
13,7 |
13 |
11,9 |
13,8 |
17,2 |
26,8 |
21,8 |
17,2 |
29,1 |
24,7 |
26,3 |
27,7 |
44,4 |
42,8 |
47 |
|
6 |
17,3 |
8,2 |
6,8 |
5,8 |
2,1 |
0 |
26,4 |
7,6 |
5,2 |
11,2 |
4,4 |
8,7 |
8,7 |
11,4 |
11,6 |
10,9 |
9,8 |
11,7 |
15,1 |
24,7 |
19,7 |
15,1 |
27 |
22,6 |
24,2 |
25,6 |
42,3 |
43,7 |
44,9 |
|
7 |
33,4 |
24,2 |
28,3 |
27,3 |
28,5 |
26,4 |
0 |
18,8 |
21,2 |
15,2 |
25,1 |
22,2 |
20,8 |
21,4 |
21,5 |
18,6 |
19,7 |
21,3 |
24,4 |
33,4 |
23,3 |
24,7 |
32,4 |
28 |
29,6 |
31 |
47,7 |
49,1 |
50,3 |
|
8 |
14,6 |
5,4 |
11,2 |
8,5 |
9,7 |
7,6 |
18,8 |
0 |
2,4 |
3,6 |
9 |
10,8 |
9,4 |
10 |
10,1 |
7,2 |
8,3 |
9,9 |
12,8 |
22 |
17,9 |
13,3 |
25,2 |
20,8 |
22,4 |
23,8 |
40,5 |
41,9 |
43,1 |
|
9 |
12,2 |
3 |
7,1 |
6,1 |
7,3 |
5,2 |
21,2 |
2,4 |
0 |
6 |
9,6 |
3 |
11,8 |
12,6 |
12,5 |
9,6 |
10,7 |
12,3 |
15,2 |
24,4 |
20,3 |
15,7 |
27,6 |
23,2 |
24,8 |
26,2 |
42,9 |
44,3 |
45,5 |
|
10 |
18,2 |
9 |
13,1 |
12,1 |
13,3 |
11,2 |
15,2 |
3,6 |
6 |
0 |
10,1 |
7,2 |
5,8 |
6,4 |
6,5 |
6 |
4,7 |
6,3 |
9,2 |
18,4 |
14,3 |
9,7 |
21,6 |
17,2 |
18,8 |
20,2 |
36,9 |
38,3 |
39,5 |
|
11 |
21,7 |
12,6 |
11,2 |
10,2 |
6,5 |
4,4 |
25,1 |
9 |
9,6 |
10,1 |
0 |
4,3 |
4,3 |
7 |
7,2 |
6,5 |
5,4 |
7,3 |
10,7 |
20,3 |
15,3 |
10,7 |
22,6 |
18,2 |
19,8 |
21,2 |
37,9 |
39,3 |
40,5 |
|
12 |
25,4 |
16,2 |
15,5 |
14,5 |
10,8 |
8,7 |
22,2 |
10,8 |
3 |
7,2 |
4,3 |
0 |
5,8 |
3,6 |
6,5 |
3,6 |
4,7 |
6,3 |
9,7 |
18,4 |
14,3 |
9,7 |
21,6 |
17,2 |
18,8 |
20,2 |
36,9 |
38,3 |
39,5 |
|
13 |
24 |
14,8 |
15,5 |
14,5 |
10,8 |
8,7 |
20,8 |
9,4 |
11,8 |
5,8 |
4,3 |
5,8 |
0 |
2,7 |
3,9 |
2,2 |
1,1 |
3 |
6,4 |
16 |
11 |
6,4 |
18,3 |
13,9 |
15,5 |
16,9 |
33,6 |
35 |
36,2 |
|
14 |
24,6 |
15,4 |
18,2 |
17,2 |
13,5 |
11,4 |
21,4 |
10 |
12,4 |
6,4 |
7 |
3,6 |
2,7 |
0 |
3,5 |
2,8 |
1,7 |
3,6 |
7 |
16,6 |
11,6 |
7 |
18,9 |
14,5 |
16,1 |
17,5 |
34,2 |
35,6 |
36,8 |
|
15 |
24,7 |
15,5 |
18,4 |
17,4 |
13,7 |
11,6 |
21,5 |
10,1 |
12,5 |
6,5 |
7,2 |
6,5 |
3,9 |
3,5 |
0 |
2,9 |
1,8 |
3,7 |
7,1 |
16,7 |
11,7 |
7,1 |
19 |
14,6 |
16,2 |
17,6 |
32,3 |
35,7 |
36,9 |
|
16 |
21,8 |
12,6 |
16,7 |
15,7 |
13 |
10,9 |
18,6 |
7,2 |
9,6 |
6 |
6,5 |
3,6 |
2,2 |
2,8 |
2,9 |
0 |
1,1 |
2,7 |
6,1 |
14,8 |
10,7 |
6,1 |
18 |
13,6 |
15,2 |
16,6 |
33,3 |
34,7 |
35,9 |
|
17 |
22,9 |
13,7 |
16,6 |
15,6 |
11,9 |
9,8 |
19,7 |
8,3 |
10,7 |
4,7 |
5,4 |
4,7 |
1,1 |
1,7 |
1,8 |
1,1 |
0 |
1,9 |
5,3 |
14,9 |
9,9 |
5,3 |
17,2 |
12,8 |
14,4 |
15,8 |
32,5 |
33,9 |
35,1 |
|
18 |
24,5 |
15,3 |
18,5 |
17,5 |
13,8 |
11,7 |
21,3 |
9,9 |
12,3 |
6,3 |
7,3 |
6,3 |
3 |
3,6 |
3,7 |
2,7 |
1,9 |
0 |
3,4 |
13 |
8 |
3,4 |
15,3 |
10,9 |
12,5 |
13,9 |
30,6 |
32 |
33,2 |
|
19 |
27,4 |
18,2 |
21,9 |
20,9 |
17,2 |
15,1 |
24,4 |
12,8 |
15,2 |
9,2 |
10,7 |
9,7 |
6,4 |
7 |
7,1 |
6,1 |
5,3 |
3,4 |
0 |
11,6 |
5,7 |
6,8 |
14,8 |
10,4 |
12 |
13,4 |
30,1 |
31,5 |
32,7 |
|
20 |
36,6 |
27,4 |
31,5 |
30,5 |
26,8 |
24,7 |
33,4 |
22 |
24,4 |
18,4 |
20,3 |
18,4 |
16 |
16,6 |
16,7 |
14,8 |
14,9 |
13 |
11,6 |
0 |
17,3 |
16,4 |
26,4 |
22 |
23,6 |
25 |
41,7 |
43,1 |
44,3 |
|
21 |
32,5 |
23,3 |
26,5 |
25,5 |
21,8 |
19,7 |
23,3 |
17,9 |
20,3 |
14,3 |
15,3 |
14,3 |
11 |
11,6 |
11,7 |
10,7 |
9,9 |
8 |
5,7 |
17,3 |
0 |
4,6 |
9,1 |
4,7 |
6,3 |
7,7 |
24,4 |
25,8 |
27 |
|
22 |
27,9 |
18,7 |
21,9 |
20,9 |
17,2 |
15,1 |
24,7 |
13,3 |
15,7 |
9,7 |
10,7 |
9,7 |
6,4 |
7 |
7,1 |
6,1 |
5,3 |
3,4 |
6,8 |
16,4 |
4,6 |
0 |
11,9 |
7,5 |
9,1 |
10,5 |
27,2 |
28,6 |
29,8 |
|
23 |
39,8 |
30,6 |
33,8 |
32,8 |
29,1 |
27 |
32,4 |
25,2 |
27,6 |
21,6 |
22,6 |
21,6 |
18,3 |
18,9 |
19 |
18 |
17,2 |
15,3 |
14,8 |
26,4 |
9,1 |
11,9 |
0 |
4,4 |
6 |
7,4 |
24,1 |
25,5 |
26,7 |
|
24 |
35,4 |
26,2 |
29,4 |
28,4 |
24,7 |
22,6 |
28 |
20,8 |
23,2 |
17,2 |
18,2 |
17,2 |
13,9 |
14,5 |
14,6 |
13,6 |
12,8 |
10,9 |
10,4 |
22 |
4,7 |
7,5 |
4,4 |
0 |
1,6 |
3 |
19,7 |
21,1 |
22,3 |
|
25 |
37 |
27,8 |
31 |
30 |
26,3 |
24,2 |
29,6 |
22,4 |
24,8 |
18,8 |
19,8 |
18,8 |
15,5 |
16,1 |
16,2 |
15,2 |
14,4 |
12,5 |
12 |
23,6 |
6,3 |
9,1 |
6 |
1,6 |
0 |
1,4 |
18,1 |
19,5 |
20,7 |
|
26 |
38,4 |
29,2 |
32,4 |
31,4 |
27,7 |
25,6 |
31 |
23,8 |
26,2 |
20,2 |
21,2 |
20,2 |
16,9 |
17,5 |
17,6 |
16,6 |
15,8 |
13,9 |
13,4 |
25 |
7,7 |
10,5 |
7,4 |
3 |
1,4 |
0 |
16,7 |
18,1 |
19,3 |
|
27 |
55,1 |
45,9 |
49,1 |
48,1 |
44,4 |
42,3 |
47,7 |
40,5 |
42,9 |
36,9 |
37,9 |
36,9 |
33,6 |
34,2 |
34,3 |
33,3 |
32,5 |
30,6 |
30,1 |
41,7 |
24,4 |
27,2 |
24,1 |
19,7 |
18,1 |
16,7 |
0 |
3,2 |
4 |
|
28 |
56,5 |
47,3 |
50,5 |
49,5 |
45,8 |
43,7 |
49,1 |
41,9 |
44,3 |
38,3 |
39,3 |
38,3 |
35 |
35,6 |
35,7 |
34,7 |
33,9 |
32 |
31,5 |
43,1 |
25,8 |
28,6 |
25,5 |
21,1 |
19,5 |
18,1 |
3,2 |
0 |
1,2 |
|
29 |
57,7 |
48,5 |
51,7 |
50,7 |
47 |
44,9 |
50,3 |
43,1 |
45,5 |
39,5 |
40,5 |
39,5 |
36,2 |
36,8 |
36,9 |
35,9 |
35,1 |
33,2 |
32,7 |
44,3 |
27 |
29,8 |
26,7 |
22,3 |
20,7 |
19,3 |
4 |
1,2 |
0 |
В табл. 4 представлено количество ТПУ по каждому району города, наличие различных видов остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок.
Проанализировав существующие ТПУ можно отметить, что по административным районам города они будут размещены следующим образом: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед.
На рис. 5 представлены результаты анализа распределения остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок по предложенным круговым секторам (100-600 м) в 29 разработанных мультимодальных ТПУ.
Таблица 4 – Характеристика ТПУ г. Волгограда
Название района города |
Основные ТПУ |
Количество остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок |
|||||||
Мт |
А |
Т1 |
Т2 |
МТ |
ЭП |
ВТ |
П |
||
Тракторозаводской |
1. Пересечение 1-й и 2-й Продольной магистрали |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Новая Спартановка |
7 |
8 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3. Рынок ТЗР |
10 |
13 |
7 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
4. ТРЦ «Семь звезд» |
12 |
19 |
9 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Краснооктябрьский |
5. Завод «Баррикады» |
4 |
2 |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
6. Завод «Красный Октябрь» |
8 |
7 |
5 |
2 |
1 |
1 |
- |
3 |
|
Дзержинский |
7. Аэропорт «Гумрак» |
3 |
3 |
- |
- |
- |
1 |
- |
4 |
8. Ул. Землячки (Больница скорой помощи № 25) |
9 |
8 |
6 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
9. ТРК «Мармелад» |
8 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
10. Пересечение 3-й Продольной магистрали и просп. Маршала Жукова |
9 |
10 |
5 |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
Центральный
|
11. Центральный стадион «Волгоград-Арена» |
4 |
4 |
4 |
- |
2 |
1 |
- |
3 |
12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского) |
7 |
6 |
- |
- |
- |
1 |
- |
2 |
|
13. Площадь им. В.И. Ленина |
3 |
4 |
3 |
- |
1 |
- |
- |
4 |
|
14. Центральный автовокзал г. Волгограда |
18 |
11 |
3 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
|
15. Речпорт г. Волгограда |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
3 |
|
16. ЖД вокзал «Волгоград-1» |
16 |
12 |
5 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
|
17. Ул. Комсомольская |
12 |
8 |
6 |
- |
1 |
- |
- |
3 |
|
Ворошиловский |
18. ТЦ «Ворошиловский» |
7 |
7 |
7 |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
19. ЖД станция «Волгоград-2» |
8 |
2 |
2 |
6 |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Советский |
20. Поселок «Горьковский» |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
21. Университет «ВолГАУ» |
8 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
22. Мкр. «Тулака» |
8 |
4 |
6 |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
23. Мкр. «Родниковая долина» |
14 |
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
24. ТРЦ «Акварель» и университет «ВолГУ» |
13 |
9 |
- |
- |
- |
1 |
- |
4 |
|
Кировский |
25. ЖК «Санаторный» |
6 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
26. Дом культуры «Авангард» |
7 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Красноармейский |
27. Автовокзал «Южный» |
15 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
28. Комплекс «Юбилейный» |
11 |
12 |
- |
6 |
- |
1 |
- |
1 |
|
29. Клуб «Строитель» |
15 |
8 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;
ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.
По данным рис. 5 можно сделать вывод, что размещение остановочных пунктов различных видов ГПТ по представленным круговым секторам с плавающим радиусом (100 м) происходит неравномерно [14, 15]. Полученное распределение является основанием для дальнейшего поиска путей совмещения остановочных пунктов различных видов ГПТ и создания эффективных мультимодальных ТПУ. Решение вопроса о перемещениях остановочных пунктов в городских транспортных сетях требует проведения дополнительных исследований.
Представленные мультимодальные ТПУ города обеспечивают взаимодействие различных видов ГПТ. В них пассажир может осуществить «бесшовную» пересадку с одного вида транспорта на другой. Развивающиеся информационные технологии на транспорте в среде умного города позволяют обеспечить режимы совместной работы различного ГПТ – мультимодальность перевозок и своевременно информировать об этом пассажиров [4, 6, 12, 17, 23-26].
Данные табл. 5 представляют собой результаты анализа транспортных систем ГПТ в различные периоды: количество остановочных пунктов и мультимодальных ТПУ г. Волгограда [27-29].
Рисунок 5 – Распределение количества остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок в 29 мультимодальных ТПУ г. Волгограда
Таблица 5 – Результаты распределения количества маршрутов по мультимодальным ТПУ г. Волгограда
Наименование транспортной схемы |
Год |
Количество остановочных пунктов, ед. |
Количество мультимодальных ТПУ, ед. |
Количество маршрутов в мультимодальных ТПУ, ед. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
Маршруты трамвая |
2023 |
108 |
13 |
8 |
3 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
Маршруты троллейбуса |
2023 |
104 |
15 |
1 |
1 |
6 |
3 |
4 |
- |
- |
- |
|
Маршруты электропоезда |
2023 |
43 |
13 |
1 |
- |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
5 |
|
Ранее действующая сеть троллейбусов и трамваев |
||||||||||||
Маршруты троллейбусов и трамваев |
2010 |
245 |
20 |
6 |
- |
2 |
3 |
2 |
5 |
- |
2 |
|
Ранее действующая сеть электропоездов |
||||||||||||
Маршруты электропоезда |
2010 |
42 |
12 |
- |
- |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
5 |
|
В настоящее время трамвайная и троллейбусная сеть г. Волгограда содержит 212 остановочных пунктов, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед., мультимодальных – 13 ед.; автобусная – 617 ед., мультимодальных – 29 ед. Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед., мультимодальных – 12 ед., автобусная сеть содержала – 724 ед., мультимодальных – 29 ед.
Все 29 мультимодальных ТПУ включает в себя комплексная транспортная схема г. Волгограда (рис. 6). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети органично вписывается в комплексную транспортную схему г. Волгограда, что является показателем выполнения одного из этапов эффективного транспортного проектирования города-миллионника.
Рисунок 6 – Комплексная транспортная схема г. Волгограда с предлагаемыми
мультимодальными ТПУ
4 Обсуждение и заключение
- В настоящей статье авторами предлагается метод для определения оптимального местоположения мультимодальных ТПУ в г. Волгограде. Установлено, что количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. Предложенные мультимодальные ТПУ являются опорными центрами, через которые можно прокладывать маршруты различных видов ГПТ и организовывать движение подвижного состава по этим маршрутам согласно возникающим неравномерностям пассажиропотоков. Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда и предложено обоснованное географическое местоположение мультимодальных ТПУ на улично-дорожной сети города-миллионника. В городе предлагается организовать 29 мультимодальных ТПУ: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед. Через разработанные мультимодальные ТПУ возможно перестраивать (трансформировать) транспортные сети каждого вида ГПТ, изменяя характеристики всей транспортной системы ГПТ города-миллионника в целом. Определены кратчайшие расстояния между мультимодальными ТПУ транспортной сети с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ. В настоящее время трамвайная и троллейбусная сети г. Волгограда включают 212 остановочных пункта, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед. (мультимодальных – 13 ед.); автобусная – 617 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед. (мультимодальных – 12 ед.), автобусная сеть содержала – 724 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда ориентирована на использование всех видов ГПТ (с использованием перехватывающих парковок личного транспорта) с выходом на транспорт агломерации. Трансформация и совершенствование транспортной системы ГПТ, внедрение цифровой инфраструктуры и телематических систем позволят обеспечить слаженную работу ГПТ, взаимосвязь участников транспортного процесса, взаимоудовлетворение интересов перевозчиков, пассажиров и муниципального управления города и повысят уровень качества жизни городского населения [13, 30].
1. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2006. – 488 с.
2. Вельможин, А. В. Теория транспортных процессов и систем: учебник. / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. – Москва: Транспорт, 2012. – 167 с.
3. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2002. – 256 с.
4. Власов, В. М. Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте: учебник. / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 352 с.
5. Богумил, В. Н. Телематика на городском пассажирском транспорте: монография / В. Н. Богумил, М. Х. Дуке Саранго. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.
6. Власов, В. М. Цифровая инфраструктура как основа функционирования наземного городского пассажирского транспорта / В. М. Власов // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 12. – С. 3–7.
7. СП 395.1325800.2018. Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования: из-дание официальное / Федер. агенство по тех. регулированию и метрологии. – Москва: Минстрой России, 2018. – 26 с.
8. Спирин, И. В. Определение затрат времени пассажиров на поездки в городах / И. В. Спирин // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18, № 3(88). – С. 28-43.
9. Спирин, И. В. Методология планирования автомобильных пассажирских перевозок / И. В. Спирин, В. М. Беляев, В. В. Антонова // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 1(80). – С. 20-37.
10. Спирин, И. В. Расчет цены контракта на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам / И. В. Спирин, А. К. Аредова, О. Ю. Матанцева // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 3. – С. 44-50.
11. Дрючин, Д. А. Оценка эффективности применения троллейбусных транспортных систем для обслуживания регулярных маршрутов городского пассажирского транспорта / Д. А. Дрючин, О. И. Кабанов, Н. Н. Якунин // Прогрессивные технологии в транспортных системах : Материалы XVIII международной научно-практической конференции, Оренбург, 15–17 ноября 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 150-157.
12. Интеллектуализация процессов в городских транспортных системах / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, Н. А. Загородний, А. Г. Шевцова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020. – 419 с.
13. Тишкова, А. О. Система показателей качества для пассажирского автотранспортного комплекса города / А. О. Тишкова, Н. Н. Якунин, Н. В. Якунина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 26–27 января 2023 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 3130-3136.
14. Яндекс. Карты – транспорт, навигация, поиск мест. – Режим доступа: https://yandex.ru/maps/
15. Куликов, А. В. Возможность применения телематических систем в узлах взаимодействия пассажирского транспорта города-милионника на примере г. Волгограда / А. В. Куликов, А. А. Вальковская // XVIII Международная научно-практическая конференция «Прогрессивные технологии в транспортных системах» (г. Оренбург, 15-17 ноября 2023 г.) ; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. университет». – Оренбург, 2023. – С. 224–231.
16. Официальная статистика // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области : офиц.сайт. – Режим доступа : https://34.rosstat.gov.ru.
17. Антюфеев, А. В. Планирование транспортно-пересадочных узлов в линейных городах (на примере Волгограда) / А. В. Антюфеев // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2024. – № 1(94). – С. 224-233.
18. Куликов, А. В. Цифровая концепция интеллектуальной транспортной системы пасса-транспорта мегаполиса и его агломерации / А. В. Куликов // XVI Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023) : материалы мультиконференции. В 4 т., Волгоград, 11–15 сентября 2023 года. Том 4. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. – С. 215-220.
19. Егоров, Р. В. Составление графа транспортной сети объектов города / Р. В. Егоров, В. В. Шорин // Конкурс научно-исследовательских работ студентов Волгоградского государственного технического университета : Тезисы докладов, Волгоград, 25–29 апреля 2022 года / Ред-коллегия: С.В. Кузьмин (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: ВолгГТУ, 2022. – С. 124.
20. Близнякова, Е. А. Сравнительный анализ методов поиска кратчайшего пути в графе / Е. А. Близнякова, А. А. Куликов, А. В. Куликов // Архитектура, строительство, транспорт. – 2022. – № 1. – С. 80-87. – DOIhttps://doi.org/10.31660/2782-232X-2022-1-80-87.
21. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023664443 Российская Федерация. Программа расчета ориентированного графа транспортной сети : № 2023663947 : заявл. 05.07.2023 : опубл. 05.07.2023 / А. В. Куликов, Е. Н. Асеева, Е. Р. Сулиме-нова, А. А. Куликов ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет».
22. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022616507 Российская Федерация. Составление графа транспортной сети объектов города : № 2022616251 : заявл. 12.04.2022: опубл. 12.04.2022 / А. В. Куликов, Р. В. Егоров, В. В. Шорин ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет».
23. Власов, В. М. Транспортная телематика в дорожной области: учеб. пособие / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. – Москва: МАДИ, 2013. – 80 с.
24. Куликов, А. В. Перспективы «бесшовных» перевозок пассажиров в транспортных системах российских городов-миллионников (на примере Волгограда) / А. В. Куликов, Л. Б. Миротин, А. А. Вальковская // Социология города. – 2022. – № 1–2. – С. 93–116.
25. Антюфеев, А. В. Линейный город. Градостроительная система "Большой Волгоград" / А. В. Антюфеев, Г. А. Птичникова ; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2018. – 197 с.
26. Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы : Монография / Д. Н. Власов. – Москва : Московский государственный строительный университет|Ай Пи Эр Медиа|ЭБС АСВ, 2017. – 192 с.
27. Автобусные остановки в Волгограде на карте. – Режим доступа: https://2gis.ru/volgograd/search/.
28. Маршруты и расписание. МетроЭлектроТранс : офиц. сайт. – Режим доступа: https://gortransvolga.ru/routes/.
29. Справочник маршрутов Волгограда. – Режим доступа: https://wikiroutes.info/volgograd/catalog.
30. Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания / О. В. Сагинова, И. В. Спирин, Н. Б. Завьялова, Р. Р. Сидорчук // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – Т. 7, № 2(26). – С. 28-37.