в статье рассматриваются возможности усовершенствования учебного процесса по естественно-научным дисциплинам путем привлечения курсантов к рационализаторской работе на примере положительного опыта военно-воздушной академии.
рационализация, комплексная система научно-исследовательской работы.
УДК 378.147.88
РАЦИОНАЛИЗАТОРСКАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ
И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
RATIONALIZATION WORK OF STUDENTS AND THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE MILITARY COLLEGE
Попова А.С., Греков Д.А.
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-Воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, Россия.
anpo1961@yandex.ru
DOI: 10.12737/16045
Аннотация: в статье рассматриваются возможности усовершенствования учебного процесса по естественно-научным дисциплинам путем привлечения курсантов к рационализаторской работе на примере положительного опыта военно-воздушной академии.
Summary: the article considers possibilities of improvement of educational process according to scientific disciplines by engaging the students to innovation on the examples of positive experience of the air force Academy.
Ключевые слова: рационализация, комплексная система научно-исследовательской работы.
Keywords: streamlining, integrated system of research work.
Военная практика последних лет показывает, что своевременное принятие нестандартных решений в области тактики и стратегии приводит к разрешению проблемных вопросов. Россия нуждается в хорошо образованных, творчески мыслящих военных специалистах. Современный офицер в критической ситуации должен уметь оперативно анализировать имеющуюся информацию и трансформировать ее в решение, отличающееся оригинальностью.Это подтверждается тезисом Путина В.В. о том, что «… модернизируя Вооруженные Силы, мы должны ориентироваться на самые современные тенденции в военном искусстве… совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями». Для воспитания творческой личности курсантов в учебных заведениях МО РФ применяется комплекс целесообразных мер педагогической направленности. Одним из важных элементов, раскрывающих творческую составляющую личности и подчеркивающую ее незаурядность, является рационализаторская работа курсантов. Она является мощным средством в достижении главной цели – развитии профессионального творчества. Но, как показывают исследования, потенциал рационализаторской работы остается нераскрытым и нереализованным в полной мере. Следовательно, учебный процесс в современном военном вузе должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы. В современных условиях усиливается противоречие между строгой регламентацией военной службы и возможностью для курсантов самостоятельно развивать профессиональное творчество. Данное противоречие возможно разрешить при создании необходимых педагогических условий: мотивации и стимулировании профессорско-преподавательского состава к организации рационализаторской работы курсантов, научного сопровождения рационализаторской работы курсантов в образовательном процессе военного вуза, а также оптимизации структуры рационализаторской работы курсантов на базе военно-научного общества вуза.
1. Богуславский, В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. - М.: ВУ, 2001.
2. Дудулин, В.В., Низиков М.А. Проблемы профессионального роста современного военного специалиста // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 3. - С. 123-127.
3. Павлов, Е.А. Развитие профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 3. - С. 195-203.
4. Путин, В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. - 2012. - 20 февраля.