TYPISATION OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT SUBJECTS BY RETAIL TRADE DEVELOPMENT INDICATORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the context of the transformation of Russia's domestic market and growing competition between regions, the study of factors determining the level of retail trade development at the regional level is of particular importance. The Volga Federal District is represented by territories with different strategies and results of trade sector development, which makes it an ideal platform for typological analysis. The aim of the work is to conduct a typology of the Volga Federal District regions by the level of retail trade development, taking into account a comprehensive analysis of sectoral, economic and socio-demographic factors affecting the state and dynamics of the sector. The analysis is based on the approach of E.Y. Scheglova, which provides for the division of territorial organization factors of retail trade into three groups: sectoral, economic, socio-demographic. Each region of the Volga Federal District was ranked according to the selected quantitative indicators and then converted into a point system. An integral rating of the regions was formed based on the sum of ranks. The dynamics of the regions' position in the ranking was traced over a ten-year period (2013-2023). As a result of the research, a ranking of the Volga Federal District regions by the level of retail trade development has been constructed. It is determined that four regions have a highly developed “social base” for the functioning and expansion of chain trade, seven regions are characterized by average values of key factors, and three regions have low preparedness of the population and infrastructure for the effective development of modern retail trade. Dynamic changes over 10 years were analyzed, which allowed us to identify trends and prospects for the development of the trade sector in the regions. The results of the research can be used by state and regional authorities to develop effective strategies for retail trade development, adjust investment policy and support entrepreneurship.

Keywords:
retail trade, Volga Federal District, territorial differences, typisation
Text

Введение

Современная розничная торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, играя ключевую роль в формировании внутреннего рынка, обеспечении занятости населения и наполнении региональных бюджетов. При этом наблюдается существенная пространственная неоднородность развития розничной сети, обусловленная совокупным воздействием социально-экономических, демографических и инфраструктурных факторов. Приволжский федеральный округ (ПФО), объединяет регионы с различным уровнем хозяйственного потенциала, структуры потребления и инвестиционной привлекательности, что формирует широкий спектр моделей развития розничной торговли.

Для повышения эффективности государственного управления, привлечения инвестиций и оптимизации размещения торговых сетей важна системная оценка межрегиональных различий и выявление типологических групп регионов по степени развития розничной торговли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования комплексных рекомендаций для региональной и федеральной политики, позволяющих сгладить диспропорции и стимулировать сбалансированное развитие рынка розничной торговли в масштабе округа.

Исследование проблем регионального развития и территориальной организации розничной торговли занимает устойчивое место в научной повестке, как в зарубежных, так и в отечественных трудах. Зарубежные исследователи уделяют значительное внимание экономико-географическим аспектам размещения торговых сетей, анализу пространственного поведения и стратегии экспансии крупных ритейлеров. Так, в работах ряда ученых [19,20] подчёркивается роль конкурентных преимуществ, пространственной концентрации торговых объектов и взаимодействия между центрами потребления.

Вопросы дифференциации региональных рынков, формирования торговых кластеров и влияния институциональных условий рассматриваются в исследованиях зарубежных ученых [21.22.23], а также представителей так называемой «школы территориального маркетинга», которые акцентируют внимание на роли локальных особенностей, транспортной доступности, плотности населения и покупательной способности в выборе новых точек выхода розничных сетей.

В отечественной научной литературе традиции изучения региональной торговли заложены ещё в работах советских экономико-географов Г. М. Лаппо и Н.Н. Баранского.

В современной повестке вопросы типологии и рейтингов регионов по развитию сферы торговли представлены в трудах таких авторов, как, например, Никифорова, О. П. [11], Е.А. Назарова, которая предложила расширенную типологию факторов, структурирующих территориальную организацию розничной торговли, выделив производственно-экономические, инфраструктурные и социально-демографические параметры, а также подходы к их интегральной оценке.

Работа Гимпельсона В. Е., Капелюшникова Р., Рощина С.Ю. [6] посвящена анализу влияния регионального рынка труда, доходов населения, динамики урбанизации и уровня транспортного освоения на формирование спроса и развитие торговых форматов в различных субъектах Российской Федерации. В публикациях Московцевой и соавт. [10], Солдатова Н.Ф. [14], Алехина О. Ф. и соавт. [2] значтельное внимание уделяется изменению структуры потребления и особенностям потребительского поведения в контексте экономических кризисов и макроэкономических трансформаций.

Коллективные монографии под редакцией И.М. Черненко и соавт. [15], в публикации Веретенникова А.Ю. [5] фокусируются на анализе инвестиционной активности, инновационности торговых предприятий, а также осваиваемости новых форматов (например, формирование online/offline-гибридных стратегий в регионах).

Ряд исследований (например, Михалева Е.П. и др., Валеева Ю.С. [4], Александрова Е.Н. и соавт. [1] акцентируют внимание на диффузии инноваций в региональной торговле, отличиях моделей проникновения сетевых операторов, а также институциональных ограничениях регионального торгового развития.

Помимо этого, анализируются вопросы территориальных диспропорций, формирования рейтингов и индексов торгового развития (Кутияшова Е.В. и соавт. [8], что позволяет определять не только текущий уровень развития, но и его динамику во взаимосвязи с социально-экономическими трансформациями. Ряд работ посвящён вопросам интеграции розничной торговли в региональную и федеральную экономику, влиянию межотраслевых связей и государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса (Семенова А.А. [13], Шичкин, И.А. и соавт.  [16], Ярцев М.М. и соавт. [17].

В то же время, несмотря на обилие теоретических и эмпирических исследований, остаются недостаточно разработанными вопросы комплексной типологии субъектов по интегральным показателям с учётом современных трансформаций отрасли, перехода на цифровые форматы торговли, пространственно-экономической мобильности и новых поведенческих трендов потребления. Такое положение дел указывает на актуальность и востребованность дальнейших системных исследований, опирающихся на сравнительный анализ регионов в динамике, выявляющих доминирующие тенденции и проблемы региональной структуры рынка розничной торговли.

Целью данной статьи является выявление и анализ региональных различий в уровне развития розничной торговли в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО) с использованием комплексной типологизации на основе социально-экономических показателей и факторов территориальной организации, а также оценка динамики этих различий за период 2013–2023 гг.

 

Материал и методы исследования

В качестве источников эмпирической информации в настоящем исследовании использованы официальные статистические материалы Росстата и региональных органов статистики, отражающие динамику следующих показателей по субъектам Приволжского федерального округа за 2013 и 2023 гг.: объёмы розничного товарооборота, численность населения, среднедушевые денежные доходы населения, величина валового регионального продукта (ВРП), плотность автомобильных дорог, стоимость основных фондов, а также иные индикаторы, характеризующие уровень развития розничной торговли и общее социально-экономическое положение регионов. Аналитическая база исследования дополнена методическими разработками по вопросам территориальной организации розничной торговли, представленными в работах Щегловой Е. Я. (2013).

Методологический инструментарий включает в себя следующие методы анализа:

- Сравнительный анализ — сопоставление значений основных социально-экономических показателей между регионами Приволжского федерального округа в ретроспективном и межтерриториальном разрезах;

- Балльная оценка — приведение разнородных данных к единой шкале посредством нормализации (рейтингового пересчёта) на основе крайних значений каждого показателя (минимального и максимального по совокупности регионов);

- Группировка факторов и показателей — структурирование факторов, определяющих территориальную организацию розничной торговли, на три ключевые группы: уровень развития розничной торговли, уровень хозяйственного развития региона и социальные характеристики населения, с выделением соответствующих индикаторов для анализа;

- Ранжирование и рейтингование — определение порядковых мест субъектов Федерации по каждому анализируемому показателю с последующим суммированием баллов для получения интегральной оценки и формирования итогового рейтинга регионов по уровню развития розничной торговли;

- Типологизация — классификация регионов ПФО по выделенным типологическим группам на основании расчетного рейтинга и выявленных различий в комплексной оценке факторов развития розничной торговли.

References

1. Aleksandrova E. N., Yun A. R. Pokazateli i Klyuchevye problemy razvitiya roznichnoy torgovli v Rossii na sovremennom etape. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; 9-1(60): 120-126. DOIhttps://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-9-1-120-126.

2. Alehina O. F., Artyushkova A. Yu., Koryakina T. V., Ioda Yu. V. Novye vektory i ogranicheniya v razvitii predprinimatel'skih struktur v novyh ekonomicheskih realiyah. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2023; 13 (1): 102–115.

3. Baharev V.V., Mityashin G.Yu. Tendencii razvitiya riteyla v Rossii. Ekonomicheskiy vektor. 2020; 3 (22): 54–60.

4. Valeeva Yu.S. Regional'nye osobennosti razvitiya uslug roznichnyh torgovyh setey na primere Respubliki Tatarstan. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tehnike, prirode i obschestve. 2022; 3(43): 60-73. DOIhttps://doi.org/10.21685/2227-8486-2022-3-4.

5. Veretennikova A. Yu. Modelirovanie potenciala razvitiya sovmestnogo finansirovaniya i investirovaniya v regionah Rossii // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. 2022; 12 (4): 2269-2284. DOIhttps://doi.org/10.18334/vinec.12.4.116522.

6. Gimpel'son V. E., Kapelyushnikov R., Roschin S. Rossiyskiy rynok truda: tendencii, instituty, strukturnye izmeneniya / Pod obschey red. V.E. Gimpel'sona, R.I. Kapelyushnikova, S.Yu. Roschina. M.: Centr strategicheskihrazrabotok, 2017. 148 s.

7. Eremeeva N.V., Panyukova V.V. Perspektivnye napravleniya issledovaniya roznichnoy torgovli: cifrovizaciya i unikanal'nost'. Ekonomicheskie sistemy. 2020; 4:161–170.

8. Kutyashova E.V., Skobeleva O.A. Perspektivy razvitiya roznichnoy torgovli Rossii. Ekonomika i pravo. 2024; 34 (1): 28-33.

9. Mihaleva E.P., Chinilina K. A. Model' diffuzii potrebitel'skih innovaciy na osnove postroeniya kumulyativnoy krivoy Kreativnaya ekonomika. 2013; 7 (11): 46-53. DOIhttps://doi.org/10.18334/ce.7.11.5052.

10. Moskovceva L. V., Yazykova S. V., Shaposhnikova I. V., Orlova A. A. Issledovanie prichin i faktorov izmeneniya potrebitel'skogo povedeniya naseleniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i ekonomicheskie nauki. 2024; 9: 433–442. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-3-433-442.

11. Nikiforova O. P. Klassifikaciya regionov po urovnyu razvitiya lokal'nyh prodovol'stvennyh rynkov. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2013; 14 (5): 118-123.

12. Samohin M.A. Tendencii razvitiya rynka roznichnoy torgovli v usloviyah cifrovizacii. Putevoditel' predprinimatelya. 2025; 18 (1): 52–59. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-1-52-59.

13. Semenova A. A. Buduschee cifrovogo riteyla: trendy dlya innovaciy. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020; 1:64-69.

14. Soldatova N. F. Klassifikaciya faktorov vliyaniya na potrebitel'skoe povedenie v novyh ekonomicheskih usloviyah. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2022; 12 (4): 1393–1404.

15. Strategii investirovaniya v tehnologicheskoe razvitie i chelovecheskiy kapital v usloviyah cifrovizacii ekonomiki: monografiya / I.M. Chernenko, A.Yu. Tyan, N.R. Kel'chevskaya, I.S. Pelymskaya. Moskva: Pervoe ekonomicheskoe izdatel'stvo, 2023. 268 s.

16. Shichkin I.A., Umnov V.A. Sovremennye tendencii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2025; 15 (1): 61-84. DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.15.1.122513.

17. Yarcev M.M. Vliyanie transformacii potrebitel'skih predpochteniy na razvitie ekonomicheskogo mehanizma deyatel'nosti roznichnyh setey. Finansovye rynki i banki. 2024; 7: 55–62.

18. Yakovenko N.V., Porosenkov Yu. V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniyu depressivnyh regionov Rossii. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya. Geoekologiya. 2013; 2: 10-21.

19. Mai E.S.; Seth K. How retailer ownership of vs. collaboration with sharing economy apps affects anticipated service quality and value co-creation. J. Bus. Res. 2022; 140: 684–692. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.11.039.

20. Borowska-Stefańska, M.; Kurzyk, M.K.; Rochmińska, A.; Wiśniewski, S. How transport shapes the landscape of large-format food retail trade? Retail geography in Poland—An interactive measure. Appl. Geogr. 2022;149: 102818. https://doi.org/10.1016/j.apgeog.2022.102818

21. Wang Y., Zhou J., Zhang R. Market accessibility, agglomeration, and spatial location of digital enterprises,International Review of Economics & Finance,Volume 98, 2025; 103842. https://doi.org/10.1016/j.iref.2025.103842.

22. Chen R.D., Lin Q., Jin C.L., Shi S.X. Valuation and pricing of data assets and the development of new productivity: Evolutionary logic and key challenges Finance and Trade Economics. 2024; 8.

23. Lu D., Hui's E.C.M., Shen H., Shi J. Digital industry agglomeration and urban innovation: Evidence from China Economic Analysis and Policy. 2024; Article S031359262400302. DOI:https://doi.org/10.1016/j.eap.2024.10.047.


Login or Create
* Forgot password?