Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Развитие розничной торговли играет ключевую роль в формировании экономического и социального потенциала региона. В условиях трансформации внутреннего рынка России и растущей конкуренции между регионами особую значимость приобретает исследование факторов, определяющих уровень развития розничной торговли на региональном уровне. Приволжский федеральный округ (ПФО) представлен территориями с разными стратегиями и результатами развития торгового сектора, что делает его идеальной площадкой для типологического анализа. Целью работы является проведение типологии регионов Приволжского федерального округа по уровню развития розничной торговли с учетом комплексного анализа отраслевых, экономических и социально-демографических факторов, влияющих на состояние и динамику сектора. В основу анализа положен подход Е. Я. Щегловой, предусматривающий разделение факторов территориальной организации розничной торговли на три группы: отраслевые, экономические, социально-демографические. Для каждого региона ПФО проведено ранжирование по отобранным количественным показателям с последующим переводом их в балльную систему. По сумме рангов сформирован интегральный рейтинг регионов. Динамика положения субъектов по рейтингу была прослежена за десятилетний период (2013–2023 гг.). В результате исследования построен рейтинг регионов Приволжского федерального округа по уровню развития розничной торговли. Определено, что четыре региона обладают высокоразвитой «социальной базой» для функционирования и расширения сетевой торговли, семь регионов характеризуются средними значениями ключевых факторов, а три региона имеют низкую подготовленность населения и инфраструктуры для эффективного развития современной розничной торговли. Проанализированы динамические изменения за 10 лет, что позволило выявить тренды и перспективы развития торгового сектора в регионах. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной и региональной власти для выработки эффективных стратегий развития розничной торговли, корректировки инвестиционной политики и поддержки предпринимательства.
розничная торговля, Приволжский федеральный округ, территориальные различия, типизация
Введение
Современная розничная торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, играя ключевую роль в формировании внутреннего рынка, обеспечении занятости населения и наполнении региональных бюджетов. При этом наблюдается существенная пространственная неоднородность развития розничной сети, обусловленная совокупным воздействием социально-экономических, демографических и инфраструктурных факторов. Приволжский федеральный округ (ПФО), объединяет регионы с различным уровнем хозяйственного потенциала, структуры потребления и инвестиционной привлекательности, что формирует широкий спектр моделей развития розничной торговли.
Для повышения эффективности государственного управления, привлечения инвестиций и оптимизации размещения торговых сетей важна системная оценка межрегиональных различий и выявление типологических групп регионов по степени развития розничной торговли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования комплексных рекомендаций для региональной и федеральной политики, позволяющих сгладить диспропорции и стимулировать сбалансированное развитие рынка розничной торговли в масштабе округа.
Исследование проблем регионального развития и территориальной организации розничной торговли занимает устойчивое место в научной повестке, как в зарубежных, так и в отечественных трудах. Зарубежные исследователи уделяют значительное внимание экономико-географическим аспектам размещения торговых сетей, анализу пространственного поведения и стратегии экспансии крупных ритейлеров. Так, в работах ряда ученых [19,20] подчёркивается роль конкурентных преимуществ, пространственной концентрации торговых объектов и взаимодействия между центрами потребления.
Вопросы дифференциации региональных рынков, формирования торговых кластеров и влияния институциональных условий рассматриваются в исследованиях зарубежных ученых [21.22.23], а также представителей так называемой «школы территориального маркетинга», которые акцентируют внимание на роли локальных особенностей, транспортной доступности, плотности населения и покупательной способности в выборе новых точек выхода розничных сетей.
В отечественной научной литературе традиции изучения региональной торговли заложены ещё в работах советских экономико-географов Г. М. Лаппо и Н.Н. Баранского.
В современной повестке вопросы типологии и рейтингов регионов по развитию сферы торговли представлены в трудах таких авторов, как, например, Никифорова, О. П. [11], Е.А. Назарова, которая предложила расширенную типологию факторов, структурирующих территориальную организацию розничной торговли, выделив производственно-экономические, инфраструктурные и социально-демографические параметры, а также подходы к их интегральной оценке.
Работа Гимпельсона В. Е., Капелюшникова Р., Рощина С.Ю. [6] посвящена анализу влияния регионального рынка труда, доходов населения, динамики урбанизации и уровня транспортного освоения на формирование спроса и развитие торговых форматов в различных субъектах Российской Федерации. В публикациях Московцевой и соавт. [10], Солдатова Н.Ф. [14], Алехина О. Ф. и соавт. [2] значтельное внимание уделяется изменению структуры потребления и особенностям потребительского поведения в контексте экономических кризисов и макроэкономических трансформаций.
Коллективные монографии под редакцией И.М. Черненко и соавт. [15], в публикации Веретенникова А.Ю. [5] фокусируются на анализе инвестиционной активности, инновационности торговых предприятий, а также осваиваемости новых форматов (например, формирование online/offline-гибридных стратегий в регионах).
Ряд исследований (например, Михалева Е.П. и др., Валеева Ю.С. [4], Александрова Е.Н. и соавт. [1] акцентируют внимание на диффузии инноваций в региональной торговле, отличиях моделей проникновения сетевых операторов, а также институциональных ограничениях регионального торгового развития.
Помимо этого, анализируются вопросы территориальных диспропорций, формирования рейтингов и индексов торгового развития (Кутияшова Е.В. и соавт. [8], что позволяет определять не только текущий уровень развития, но и его динамику во взаимосвязи с социально-экономическими трансформациями. Ряд работ посвящён вопросам интеграции розничной торговли в региональную и федеральную экономику, влиянию межотраслевых связей и государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса (Семенова А.А. [13], Шичкин, И.А. и соавт. [16], Ярцев М.М. и соавт. [17].
В то же время, несмотря на обилие теоретических и эмпирических исследований, остаются недостаточно разработанными вопросы комплексной типологии субъектов по интегральным показателям с учётом современных трансформаций отрасли, перехода на цифровые форматы торговли, пространственно-экономической мобильности и новых поведенческих трендов потребления. Такое положение дел указывает на актуальность и востребованность дальнейших системных исследований, опирающихся на сравнительный анализ регионов в динамике, выявляющих доминирующие тенденции и проблемы региональной структуры рынка розничной торговли.
Целью данной статьи является выявление и анализ региональных различий в уровне развития розничной торговли в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО) с использованием комплексной типологизации на основе социально-экономических показателей и факторов территориальной организации, а также оценка динамики этих различий за период 2013–2023 гг.
Материал и методы исследования
В качестве источников эмпирической информации в настоящем исследовании использованы официальные статистические материалы Росстата и региональных органов статистики, отражающие динамику следующих показателей по субъектам Приволжского федерального округа за 2013 и 2023 гг.: объёмы розничного товарооборота, численность населения, среднедушевые денежные доходы населения, величина валового регионального продукта (ВРП), плотность автомобильных дорог, стоимость основных фондов, а также иные индикаторы, характеризующие уровень развития розничной торговли и общее социально-экономическое положение регионов. Аналитическая база исследования дополнена методическими разработками по вопросам территориальной организации розничной торговли, представленными в работах Щегловой Е. Я. (2013).
Методологический инструментарий включает в себя следующие методы анализа:
- Сравнительный анализ — сопоставление значений основных социально-экономических показателей между регионами Приволжского федерального округа в ретроспективном и межтерриториальном разрезах;
- Балльная оценка — приведение разнородных данных к единой шкале посредством нормализации (рейтингового пересчёта) на основе крайних значений каждого показателя (минимального и максимального по совокупности регионов);
- Группировка факторов и показателей — структурирование факторов, определяющих территориальную организацию розничной торговли, на три ключевые группы: уровень развития розничной торговли, уровень хозяйственного развития региона и социальные характеристики населения, с выделением соответствующих индикаторов для анализа;
- Ранжирование и рейтингование — определение порядковых мест субъектов Федерации по каждому анализируемому показателю с последующим суммированием баллов для получения интегральной оценки и формирования итогового рейтинга регионов по уровню развития розничной торговли;
- Типологизация — классификация регионов ПФО по выделенным типологическим группам на основании расчетного рейтинга и выявленных различий в комплексной оценке факторов развития розничной торговли.
1. Александрова Е. Н., Юн А. Р. Показатели и Ключевые проблемы развития розничной торговли в России на современном этапе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; 9-1(60): 120-126. DOIhttps://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-9-1-120-126.
2. Алехина О. Ф., Артюшкова А. Ю., Корякина Т. В., Иода Ю. В. Новые векторы и ограничения в развитии предпринимательских структур в новых экономических реалиях. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023; 13 (1): 102–115.
3. Бахарев В.В., Митяшин Г.Ю. Тенденции развития ритейла в России. Экономический вектор. 2020; 3 (22): 54–60.
4. Валеева Ю.С. Региональные особенности развития услуг розничных торговых сетей на примере Республики Татарстан. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022; 3(43): 60-73. DOIhttps://doi.org/10.21685/2227-8486-2022-3-4.
5. Веретенникова А. Ю. Моделирование потенциала развития совместного финансирования и инвестирования в регионах России // Вопросы инновационной экономики. 2022; 12 (4): 2269-2284. DOIhttps://doi.org/10.18334/vinec.12.4.116522.
6. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р., Рощин С. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Под общей ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, С.Ю. Рощина. М.: Центр стратегическихразработок, 2017. 148 с.
7. Еремеева Н.В., Панюкова В.В. Перспективные направления исследования розничной торговли: цифровизация и униканальность. Экономические системы. 2020; 4:161–170.
8. Кутяшова Е.В., Скобелева О.А. Перспективы развития розничной торговли России. Экономика и право. 2024; 34 (1): 28-33.
9. Михалёва Е.П., Чинилина К. А. Модель диффузии потребительских инноваций на основе построения кумулятивной кривой Креативная экономика. 2013; 7 (11): 46-53. DOIhttps://doi.org/10.18334/ce.7.11.5052.
10. Московцева Л. В., Языкова С. В., Шапошникова И. В., Орлова А. А. Исследование причин и факторов изменения потребительского поведения населения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024; 9: 433–442. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-3-433-442.
11. Никифорова О. П. Классификация регионов по уровню развития локальных продовольственных рынков. Российское предпринимательство. 2013; 14 (5): 118-123.
12. Самохин М.А. Тенденции развития рынка розничной торговли в условиях цифровизации. Путеводитель предпринимателя. 2025; 18 (1): 52–59. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2025-18-1-52-59.
13. Семенова А. А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций. Петербургский экономический журнал. 2020; 1:64-69.
14. Солдатова Н. Ф. Классификация факторов влияния на потребительское поведение в новых экономических условиях. Экономика, предпринимательство и право. 2022; 12 (4): 1393–1404.
15. Стратегии инвестирования в технологическое развитие и человеческий капитал в условиях цифровизации экономики: монография / И.М. Черненко, А.Ю. Тян, Н.Р. Кельчевская, И.С. Пелымская. Москва: Первое экономическое издательство, 2023. 268 с.
16. Шичкин И.А., Умнов В.А. Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России. Экономика, предпринимательство и право. 2025; 15 (1): 61-84. DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.15.1.122513.
17. Ярцев М.М. Влияние трансформации потребительских предпочтений на развитие экономического механизма деятельности розничных сетей. Финансовые рынки и банки. 2024; 7: 55–62.
18. Яковенко Н.В., Поросенков Ю. В. Теоретико-методологические подходы к исследованию депрессивных регионов России. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2013; 2: 10-21.
19. Mai E.S.; Seth K. How retailer ownership of vs. collaboration with sharing economy apps affects anticipated service quality and value co-creation. J. Bus. Res. 2022; 140: 684–692. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.11.039.
20. Borowska-Stefańska, M.; Kurzyk, M.K.; Rochmińska, A.; Wiśniewski, S. How transport shapes the landscape of large-format food retail trade? Retail geography in Poland—An interactive measure. Appl. Geogr. 2022;149: 102818. https://doi.org/10.1016/j.apgeog.2022.102818
21. Wang Y., Zhou J., Zhang R. Market accessibility, agglomeration, and spatial location of digital enterprises,International Review of Economics & Finance,Volume 98, 2025; 103842. https://doi.org/10.1016/j.iref.2025.103842.
22. Chen R.D., Lin Q., Jin C.L., Shi S.X. Valuation and pricing of data assets and the development of new productivity: Evolutionary logic and key challenges Finance and Trade Economics. 2024; 8.
23. Lu D., Hui's E.C.M., Shen H., Shi J. Digital industry agglomeration and urban innovation: Evidence from China Economic Analysis and Policy. 2024; Article S031359262400302. DOI:https://doi.org/10.1016/j.eap.2024.10.047.



