Abstract and keywords
Abstract (English):
The state, as a system, presupposes the homogeneity of the economic space, which also applies to budget expenditures per capita in each region. Russia is distinguished by extremely uneven size of the regional budget, which, according to the authors, poses a threat to the integrity of the economic space and hinders economic growth in general. The aim of the study is to show the heterogeneity of Russian regions in terms of the level of budget expenditures per capita. The work investigated the ongoing processes of convergence and divergence in terms of the level of regional budgetary expenditures. Standard deviation and coefficient of variation were used as a tool to measure the level of convergence. In the course of the study, distinct convergence processes were identified until 2013, and then the termination of these processes. The processes of regional convergence require more active government action in the redistribution of budgetary funds, which was possible before the onset of the financial crisis and general stagnation processes that have been observed in the economy after 2012. The task of the state at this stage is to overcome regional differences in the provision of the basic needs of the inhabitants of the regions (education, medicine, housing conditions).

Keywords:
region, budgetary expenditures per capita, homogeneity, convergence
Text

Введение

В современном мире центральное место в обеспечении деятельности государства занимает бюджетная политика. Бюджетная система Российской федерации имеет три уровня: (федеральный, региональный и местные бюджеты).

 Бюджет в общем виде это свод доходов и расходов на период. На данный момент бюджет РФ трактуется как: «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; ... субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджет государства дает возможность содержать армию, полицию, поддерживать государственный аппараты, финансировать бесплатное образование, медицину, выполнять социальные мероприятия и поддерживать экономическую стабильность государства.

Данная статья не претендует на исследование методологических основ формирования и перераспределения бюджетных доходов. Наша задача гораздо скромнее. Мы хотим исследовать однородность бюджетных расходов по регионам.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является выявление неравенства в бюджетном финансировании на уровне субъектов федерации. Гипотеза исследования состоит в том, что государственные региональные субъекты должны иметь примерно одинаковые уровни финансирования в расчете на одного жителя. Именно равное финансирование должно обеспечить одинаковые возможности для всех жителей государства и быть залогом единого экономического пространства.

В качестве методов исследования использовался статистический анализ (динамический анализ временных рядов, анализ панельных данных, статистический анализ). В целях данного исследования мы будем использовать показатели σ-конвергенции, характеризующие темпы роста и равномерность отдельных компонентов системы.

Для расчета σ-конвергенции используется следующая математическая модель [5]:

 

;       ;   (3, 4)

 

Где : σ – стандартное отклонение;

V – коэффициент вариации;

yi – значение наблюдаемого показателя за i-тый период;

 - среднее значение наблюдаемого показателя за весь  период.

Выполняется расчет стандартного отклонения и коэффициента вариации показателя бюджетообеспеченности по всем регионам РФ. Если стандартное отклонение и коэффициент вариации уменьшаются, то наличествуют процессы конвергенции, т.к. отличия по регионам постепенно сглаживаются, наблюдается процесс сходимости в уровнях бюджетообеспеченности. Если же наблюдается увеличение стандартного отклонения и коэффициента вариации, то возникают процессы дивергенции.

Теоретической базой исследования послужили труды известных российских ученых, изучающих процессы регионального неравенства в современной России. В основном эти исследования были выполнены в 2010-2015 годах[ 1, 2, 3, 6, 10 ]. Продолжаются эти исследования и в настоящее время, хотя теоретический уровень исследований, на наш взгляд снижается, что обусловлено общими экономическими трудностями и отсутствием положительной динамики, и, соответственно, потерей интереса к этой проблеме. [4, 7, 8, 9, 11]. Все исследования выполнены на основе статистических данных, представленных на портале Росстата и Федерального казначейства.

Результаты исследования и их обсуждение

Бюджеты субъектов находятся на 2 уровне бюджетной системы. Данный вид бюджета представляет собой форму ведения доходов и расходов субъекта, предназначенную для обеспечения задач и различных функций в условиях региона.

Россия является первой в мире страной по территории. Именно поэтому, изучая состояние бюджетов регионов в территориальном разрезе, мы видим сильную неоднородность экономической ткани регионов. На столь большой территории прибывают люди с разными национальными, духовными и культурными традициями. Разительные различия в климате, транспортной и иной инфраструктуре, обеспеченности ресурсами, географическом положении обуславливают и большие экономические различия между регионами.

Если сравнивать размеры региональных бюджетов с 2001 года, то мы увидим стабильное их увеличение. Так в 2001 году общая сумма региональных бюджетов составляла 1 682 142 807 тыс. рублей, в 2010 этот показатель достиг 6 534 520 100 тыс. рублей, а в 19 году 15 744 544 637 тыс. рублей[1]. Данный рост является производным влияния трех факторов. Увеличение обуславливает постепенный рост экономики в целом, а также непрерывный процесс инфляции (индекс потребительских цен за это время по данным Росстата составил 4,59[2]). Отчасти повышательное влияние также оказывает ухудшение позиций рубля на международном рынке, курс доллара за это время понизился более чем в два раза, а некоторые бюджетные расходы (например, лекарства, или дорожная техника) могут быть импортными, то есть номинироваться в долларах или евро.

Россия - страна с достаточно низкой плотностью населения. Проанализировав имеющиеся данные, мы увидели, что субъекты имеющие низкую плотность населения имеют бюджетообеспеченность  на душу населения больше чем другие регионы (таблица 1).

 

[1] https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/

[2] https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/f5RJefBn/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%86%D0%B5%D0%BD.html

References

1. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A., Harchenko E. V. Diversifikaciya regional'nogo razvitiya kak prioritetnaya postkrizisnaya strategiya (na materialah Kurskoy oblasti) //Povolzhskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. - 2011. - №. 3. - S. 69-75.

2. Zubarevich N. V., Safronov S. G. Neravenstvo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov i gorodov Rossii 2000-h godov: rost ili snizhenie? //Obschestvennye nauki i sovremennost'. - 2013. - №. 6. - S. 15-26.

3. Zyukin D. V., Zhilyakov D. I. Indikatory napryazhennosti v social'noy sfere //Sovremennaya nauka: voprosy teorii i praktiki. - 2016. - S. 42-45.

4. Zareckaya V. G., Mohov I. A., Chaplygina O. G. Problema regional'nogo neravenstva sub'ektov Rossiyskoy Federacii //Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regionov: problemy i puti ih resheniya. - 2020. - S. 185-189.

5. Kremer, N. Sh. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika : uchebnik i praktikum dlya vuzov / N. Sh. Kremer. - 5-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2019. - 538 s.

6. Novikov A. A. Regional'noe neravenstvo v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii //Vestnik evraziyskoy nauki. - 2013. - №. 1 (14). - c. 48-57.

7. Makoveckiy M. Yu., Makoveckaya E. N. Degradaciya Omskogo regiona v kontekste sovremennyh social'no-ekonomicheskih processov v Rossii //Social'no-ekonomicheskie problemy i perspektivy razvitiya trudovyh otnosheniy v innovacionnoy ekonomike. - 2020. - S. 41-48.

8. Polozhenceva Yu. S., Vertakova Yu. V., Samohvalova M. S. Ocenka neravnomernosti ekonomicheskogo prostranstva regionov na osnove konvergencii i divergencii //Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. - 2018. - T. 8. - №. 3. - S. 53-63.

9. Rat'kovskaya T. G. O finansovo-byudzhetnyh aspektah prostranstvennogo neravenstva v RF //E 40 Ekonomika Sibiri v usloviyah global'nyh vyzovov XXI veka. - 2018. - S. 295.

10. Feoktistova T. V. Rol' konsolidacii kreditnoy, nalogovoy i byudzhetnoy politiki dlya privlecheniya investiciy v regiony //Mikroekonomika. - 2014. - №. 6. - S. 102-106.

11. Fedolyak V. S. Mezhregional'nye disproporcii social'no-ekonomicheskogo razvitiya skvoz' prizmu bazovyh teoriy regional'noy ekonomiki //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2019. - T. 19. - №. 1.


Login or Create
* Forgot password?