THE ECONOMIC MECHANISM OF EFFECTIVE NATURE MANAGEMENT: PROBLEMS AND PRIORITIES OF FUNCTIONING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the stated topic is justified by a set of factors, and, above all, by the fact that an unscrupulous approach to the use of environmental resources brings irreparable social and economic harm. The ecological balance and stability of ecosystems is properly maintained by nature itself, but the emergence of the modern industrial era has upset the ecological balance through intensive industrialization, technological revolution, faster growth of vehicles, predatory exploitation of resources, unplanned urbanization, etc. The article aims to analyze the main problems of the economic mechanism of effective nature management and priorities of its functioning. The author reveals the main characteristics of the economic mechanism of nature management: the lack of effective incentives to reduce the negative impact on the environment, the rational use of natural resources and the use of resource- and energy-saving technologies, the lack of payments for emissions, discharges, waste disposal and use of natural resources to finance environmental protection activities and reproduction of renewable natural resources in the required scale; the mechanism of lending for environmental protection measures, tax benefits and price incentives for environmental activities is practically inactive. The main priorities in the development of such a mechanism are proposed: an ecologized system of preparation and decision-making in the field of nature management; cardinal restructuring of taxation; the need to include indicators of economic evaluation of natural resources in the system of industrial and economic relations in society.

Keywords:
economic mechanism of nature management, priorities, environmental and economic development
Text

Введение

В условиях турбулентности глобального экономического пространства и национального хозяйства формирование экономического механизма природопользования усложняется в связи с необходимостью учета целого комплекса факторов и институтов, определяющих темпы, пропорции и масштабы хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей природной среды. Устойчивое экономическое и социальное развитие государства является приоритетной задачей для любой страны, не исключением является и Россия. Сейчас ключевым элементом такого развития является сохранение окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности государства и жизнедеятельности населения. Таким образом, политика в сфере охраны окружающей среды должна стать ключевой в процессе принятия управленческих решений на государственном уровне. Экономический механизм природопользования в России сегодня является несовершенным, а именно он не имеет достаточного уровня развития; не является таким, чтобы вызвать интерес у субъектов хозяйствования, чтобы проводить мероприятия по рациональному природопользованию; не имеет согласованности с другими экономическими показателями и мерами по улучшению результатов деятельности субъекта хозяйствования.

Поскольку основной целью экономического механизма природопользования является рациональное использование природных ресурсов, считаем необходимым разработку и применение таких инструментов стимулирования природопользования, которые дадут возможность в полной мере реализовать основные направления реформирования экономики России и ее регионов с учетом экологического фактора. Именно поэтому общая стратегия устойчивого развития России должна базироваться на экологических, экономических и социальных составляющих в условиях нормативно-правового обеспечения.  Наука об экономике также сталкивается с поиском решений экологических проблем на основе междисциплинарности с целью защиты и сохранения услуг, предлагаемых экосистемами. Для устранения коренных причин экологической проблемы необходимо в процессе принятия решений принимать меры, которые объединяют затраты и выгоды от изменения окружающей среды. Этого можно достичь различными способами, такими как установление нормативных актов, убеждение и участие всех заинтересованных сторон (юридических лиц, правительства, Министерства научных технологий и т. д.) или с помощью экономических инструментов экологической политики, которые могут способствовать минимизации или устранению антропогенных воздействий. Экономика имеет хорошо развитые связи в области экономики развития, экологической экономики, экономики окружающей среды и экономики природных ресурсов, с большим объемом исследований, имеющих отношение к задаче устойчивого развития.

Структурные сдвиги в российской экономике, которые имеют место в последние годы, характеризуются усилением техногенного и антропогенного воздействия на природные ландшафты. Сокращение мощностей в высокотехнологичных отраслях сопровождается наращиванием объемов производства в отраслях, которые функционируют на основе использования природного сырья. Такими отраслями выступают: горно-металлургический комплекс, работающий на основе переработки продукции добывающих отраслей, и его деятельность сопровождается образованием значительной массы отходов; агропромышленный комплекс, структурообразующим звеном которого выступает растениеводческая отрасль, которая предусматривает использование значительных площадей сельскохозяйственных земель, в частности для выращивания гумусовых культур (подсолнечник, кукуруза); тепловая электроэнергетика, которая функционирует на основе сжигания значительного объема топливных ресурсов и осуществления значительных объемов выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферный воздух и природные водные источники.

 Все эти тренды структурных сдвигов, а также необходимость стимулирования более результативного использование восстановительных источников производства энергии должны выступить весомыми детерминантами институционализации дополнительных методов и инструментов влияния на природопользователей.  Этот аспект должен быть учтен при формировании базовых элементов экономического механизма природопользования как на общенациональном, так и на местном уровне.

Таким образом, для достижения устойчивого развития необходим поиск современных путей разработки и усовершенствования эффективного экономического механизма природопользования. Полученные научные результаты дают возможность обосновать ценность внедрения экономических инструментов в природоохранную деятельность, однако вопрос поиска путей, способствующих рациональному и обоснованному природопользованию, остается открытым.

References

1. Bobylev S.N. Ekologizaciya ekonomicheskogo razvitiya. M.: MGU, 1993.  80 s.

2. Deliya V.P. Ekonomicheskiy mehanizm innovacionnogo razvitiya i racional'nogo prirodopol'zovaniya//Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'.  2011.  34(127).  S. 21-26.

3. Koncepciya perehoda Rossiyskoy Federacii k ustoychivomu razvitiyu. (Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.04.1996 g. 440). SE RF. 1996. St. 1572. S. 3694-3701.

4. Krukovskiy Ya.V., Metelev S.E. Modelirovanie ustoychivogo razvitiya regiona (na osnove kachestvennogo analiza neravno¬vesnyh sostoyaniy)//Vestn. Mosk. un-ta MVD Rossii. 2006; №1. S.105-110.

5. Medouz D., Randers Y., Medouz D. Predely rosta. 30 let spustya/ Per. s angl. M.: IKC «Akademkniga», 2007. -342 s.

6. Medouz D.H., Medouz D.L., Randers Y. Za predelami rosta: uchebnoe posobie: per. s angl. / Red. G.A. Yagodin. M.: Progress; Pangeya, 1994. - 304 s.

7. Papenov KV. Ekonomika i prirodopol'zovanie. M.: MGU, 1997. 240 s.

8. Reymers N.F. Ekologiya: teoriya, zakony, pravila, principy i gipotezy.  M.: Zhurn. «Rossiya molodaya», 1994. 364 s.

9. Faktory okruzhayuschey sredy v formirovanii zdorov'ya naseleniya Ivanovskoy oblasti (atmosfernyy vozduh) / N.V. Yakovenko, D.S. Markov, A. A. Molodceva, E. P. Turkina //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013.  № 5. C.461.

10. Federal'nyy zakon "Ob ohrane okruzhayuschey sredy" ot 10.01.2002 N 7-FZ (poslednyaya redakciya) 10 yanvarya 2002 goda N 7-FZ. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (data obrascheniya: 28.09.2022)

11. Yakovenko N.V. Model' ustoychivogo razvitiya i social'no-ekonomicheskiy monitoring goroda /N.V. Yakovenko //Problemy regional'noy ekologii. 2010. № 3. C. 118-126.

12. Herghiligiu I.V. Fractal design: A new path to improve EMS organizational integration assessment process. Mircea cel Batran Nav. Acad. Sci. Bull, 2017, vol. 21, pp. 25-30. Available online: https://www.anmb.ro/buletinstiintific/ buletine/2017_Issue 2/25-30.pdf. (Accessed 22 September 2022)

13. Kneller R., Manderson E. Environmental Regulations and Innovation Activity in UK Manufacturing Industries. Resource and Energy Economics, 2012, vol. 34, pp. 211-235.

14. Koźluk T. The Indicator of Economic Burdens of Environmental Policy Design - Results from the OECD Questionnaire, OECD Economics Department Working Papers, 2014. No. 1178, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/5jxrjnbnbm8v-en.

15. Lutkovska S. Modern organizational and economic mechanism for environmental safety / S. Lutkovska, G. Kaletnik // Journal of Environmental Management and Tourism, 2020, vol. 11, no 3(43), pp. 606-612. DOIhttps://doi.org/10.14505/jemt.11.3(43).14.

16. Mukherjee A., Vijaya, G., Kamarulzaman N.H., Vaiappuri S.K.N. Sustainability: A Comprehensive In Handbook of Research on Global Supply Chain Management; Christiansen, B., Ed.; IGI Global, PryMarke, LLC: Hershey, PA, USA; Battle Creek, MI, USA, 2016; pp. 248-268.

17. Spinesi L. The Environmental Tax: Effects on Inequality and Growth // Environmental and Resource Economics, 2022, vol. 82, no 3, pp. 529-572. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10640-022-00662

18. Tietenberg T.H. Environmental and Natural Resource Economics. 4th ed. HarperCollins College Publishers, 1996, 361 p.

19. Tisdell C. Environmental economics: Policies for Environmental Management and Sustainable Development. 2nd ed. Cheltenham; Northampton, MA: Elgar, cop. 2005, 288 p.


Login or Create
* Forgot password?