ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность заявленной темы обоснована совокупностью факторов, и, прежде всего тем, что недобросовестный подход к использованию ресурсов окружающей среды приносит непоправимый социальный и экономический вред. Экологический баланс и стабильность экосистем должным образом поддерживаются самой природой, но возникновение современной индустриальной эры нарушило экологический баланс в результате интенсивной индустриализации, технологической революции, более быстрого роста транспортных средств, хищнической эксплуатации ресурсов, незапланированной урбанизации и т.д. Цели статьи - анализ основных проблем экономического механизма эффективного природопользования и приоритетов его функционирования. Раскрыты основные характеристики экономического механизма природопользования: отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах; практически бездействует механизм кредитования природоохранных мероприятий, льгот в налогообложении и ценовое поощрение экологической деятельности. Предложены основные приоритеты в развитии такого механизма: экологизированная система подготовки и принятия решений в области природопользования; кардинальная реструктуризация налогообложения; необходимость включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему производственно-экономических отношений в обществе.

Ключевые слова:
экономический механизм природопользования, приоритеты, эколого-экономическое развитие
Текст

Введение

В условиях турбулентности глобального экономического пространства и национального хозяйства формирование экономического механизма природопользования усложняется в связи с необходимостью учета целого комплекса факторов и институтов, определяющих темпы, пропорции и масштабы хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей природной среды. Устойчивое экономическое и социальное развитие государства является приоритетной задачей для любой страны, не исключением является и Россия. Сейчас ключевым элементом такого развития является сохранение окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности государства и жизнедеятельности населения. Таким образом, политика в сфере охраны окружающей среды должна стать ключевой в процессе принятия управленческих решений на государственном уровне. Экономический механизм природопользования в России сегодня является несовершенным, а именно он не имеет достаточного уровня развития; не является таким, чтобы вызвать интерес у субъектов хозяйствования, чтобы проводить мероприятия по рациональному природопользованию; не имеет согласованности с другими экономическими показателями и мерами по улучшению результатов деятельности субъекта хозяйствования.

Поскольку основной целью экономического механизма природопользования является рациональное использование природных ресурсов, считаем необходимым разработку и применение таких инструментов стимулирования природопользования, которые дадут возможность в полной мере реализовать основные направления реформирования экономики России и ее регионов с учетом экологического фактора. Именно поэтому общая стратегия устойчивого развития России должна базироваться на экологических, экономических и социальных составляющих в условиях нормативно-правового обеспечения.  Наука об экономике также сталкивается с поиском решений экологических проблем на основе междисциплинарности с целью защиты и сохранения услуг, предлагаемых экосистемами. Для устранения коренных причин экологической проблемы необходимо в процессе принятия решений принимать меры, которые объединяют затраты и выгоды от изменения окружающей среды. Этого можно достичь различными способами, такими как установление нормативных актов, убеждение и участие всех заинтересованных сторон (юридических лиц, правительства, Министерства научных технологий и т. д.) или с помощью экономических инструментов экологической политики, которые могут способствовать минимизации или устранению антропогенных воздействий. Экономика имеет хорошо развитые связи в области экономики развития, экологической экономики, экономики окружающей среды и экономики природных ресурсов, с большим объемом исследований, имеющих отношение к задаче устойчивого развития.

Структурные сдвиги в российской экономике, которые имеют место в последние годы, характеризуются усилением техногенного и антропогенного воздействия на природные ландшафты. Сокращение мощностей в высокотехнологичных отраслях сопровождается наращиванием объемов производства в отраслях, которые функционируют на основе использования природного сырья. Такими отраслями выступают: горно-металлургический комплекс, работающий на основе переработки продукции добывающих отраслей, и его деятельность сопровождается образованием значительной массы отходов; агропромышленный комплекс, структурообразующим звеном которого выступает растениеводческая отрасль, которая предусматривает использование значительных площадей сельскохозяйственных земель, в частности для выращивания гумусовых культур (подсолнечник, кукуруза); тепловая электроэнергетика, которая функционирует на основе сжигания значительного объема топливных ресурсов и осуществления значительных объемов выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферный воздух и природные водные источники.

 Все эти тренды структурных сдвигов, а также необходимость стимулирования более результативного использование восстановительных источников производства энергии должны выступить весомыми детерминантами институционализации дополнительных методов и инструментов влияния на природопользователей.  Этот аспект должен быть учтен при формировании базовых элементов экономического механизма природопользования как на общенациональном, так и на местном уровне.

Таким образом, для достижения устойчивого развития необходим поиск современных путей разработки и усовершенствования эффективного экономического механизма природопользования. Полученные научные результаты дают возможность обосновать ценность внедрения экономических инструментов в природоохранную деятельность, однако вопрос поиска путей, способствующих рациональному и обоснованному природопользованию, остается открытым.

Список литературы

1. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М.: МГУ, 1993.  80 с.

2. Делия В.П. Экономический механизм инновационного развития и рационального природопользования//Национальные интересы: приоритеты и безопасность.  2011.  34(127).  С. 21-26.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. (Утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. 440). СЭ РФ. 1996. Ст. 1572. С. 3694-3701.

4. Круковский Я.В., Метелев С.Е. Моделирование устойчивого развития региона (на основе качественного анализа неравно¬весных состояний)//Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2006; №1. С.105-110.

5. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с англ. М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. -342 с.

6. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: учебное пособие: пер. с англ. / Ред. Г.А. Ягодин. М.: Прогресс; Пангея, 1994. - 304 с.

7. Папенов КВ. Экономика и природопользование. М.: МГУ, 1997. 240 с.

8. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы.  М.: Журн. «Россия молодая», 1994. 364 с.

9. Факторы окружающей среды в формировании здоровья населения Ивановской области (атмосферный воздух) / Н.В. Яковенко, Д.С. Марков, А. А. Молодцева, Е. П. Туркина //Современные проблемы науки и образования. 2013.  № 5. C.461.

10. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) 10 января 2002 года N 7-ФЗ. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.09.2022)

11. Яковенко Н.В. Модель устойчивого развития и социально-экономический мониторинг города /Н.В. Яковенко //Проблемы региональной экологии. 2010. № 3. C. 118-126.

12. Herghiligiu I.V. Fractal design: A new path to improve EMS organizational integration assessment process. Mircea cel Batran Nav. Acad. Sci. Bull, 2017, vol. 21, pp. 25-30. Available online: https://www.anmb.ro/buletinstiintific/ buletine/2017_Issue 2/25-30.pdf. (Accessed 22 September 2022)

13. Kneller R., Manderson E. Environmental Regulations and Innovation Activity in UK Manufacturing Industries. Resource and Energy Economics, 2012, vol. 34, pp. 211-235.

14. Koźluk T. The Indicator of Economic Burdens of Environmental Policy Design - Results from the OECD Questionnaire, OECD Economics Department Working Papers, 2014. No. 1178, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/5jxrjnbnbm8v-en.

15. Lutkovska S. Modern organizational and economic mechanism for environmental safety / S. Lutkovska, G. Kaletnik // Journal of Environmental Management and Tourism, 2020, vol. 11, no 3(43), pp. 606-612. DOIhttps://doi.org/10.14505/jemt.11.3(43).14.

16. Mukherjee A., Vijaya, G., Kamarulzaman N.H., Vaiappuri S.K.N. Sustainability: A Comprehensive In Handbook of Research on Global Supply Chain Management; Christiansen, B., Ed.; IGI Global, PryMarke, LLC: Hershey, PA, USA; Battle Creek, MI, USA, 2016; pp. 248-268.

17. Spinesi L. The Environmental Tax: Effects on Inequality and Growth // Environmental and Resource Economics, 2022, vol. 82, no 3, pp. 529-572. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10640-022-00662

18. Tietenberg T.H. Environmental and Natural Resource Economics. 4th ed. HarperCollins College Publishers, 1996, 361 p.

19. Tisdell C. Environmental economics: Policies for Environmental Management and Sustainable Development. 2nd ed. Cheltenham; Northampton, MA: Elgar, cop. 2005, 288 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?