UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article presents an analysis of ESG principles in the development of the standard of living of the population of cities. The purpose of this study is to analyze the role of ESG principles in maintaining the standard of living of the urban population, through the introduction of best practices of a social, managerial and environmental nature. The authors emphasize that the current unstable geopolitical and economic situation to a certain extent affects the implementation of the principles of the ESG agenda in the urban space in the strategies of socio-economic development of the urban economy. This study notes the relevant aspect of the fact that currently a certain number of environmental initiatives have been postponed due to external sanctions pressure, so there are assumptions that it will not be necessary to expect an improvement in the environmental situation in a number of cities in the coming years. Meanwhile, the role of the social and managerial component of the ESG principles is increasing, since the state consistently provides social support to vulnerable segments of the population, improves the quality of public administration. One of the promising directions is the development of tourism and the hospitality industry, which are developing along the track of sustainable tourism.
ESG; sustainable development, sustainable tourism, ecology, green economy, development, efficiency, strategy
Введение
В настоящее время приоритетные национальные цели предполагают не только решение задач, направленных на экономический и технологический рост, но и охрану окружающей среды и повышения качества жизни населения. Ввиду социального характера нашего государства эти задачи определены как основополагающее направление государственной политики и реализуются через национальные проекты. Принятый в 2020 г. Президентом Российской Федерации Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определил доминантные направления на ближайшее десятилетие, среди которых обозначены «демографические задачи, здоровье, качество жизни населения, ее продолжительность, комфортная и безопасная среда»[1]. В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» улучшение качества городской среды является одной из важнейших целей развития общества.
Само управление современным городом представляется сложным процессом, в котором необходимо сохранять гармонию и соблюдать баланс между всеми факторами устойчивого роста. Соответственно, развитие ESG-повестки (экологические, социальные вопросы и эффективное управление) во многом зависят от качественного и эффективного решения городских управленческих задач, в т.ч. экологического характера.
Современные города являются определенными носителями негативных экологических воздействий на целый ряд факторов жизнедеятельности человека, такие как водные ресурсы, загрязнение воздуха, производство и накопление большого количества промышленных и бытовых отходов при отсутствии возможности их переработки. Внедрение ESG-принципов в городское пространство позволяет сделать его более устойчивым и «зеленым», что способствует увеличению продолжительности и качества жизни населения и делает город комфортным для проживания.
В основе Стратегии социально-экономического развития городов находится концепция устойчивого развития, которая определяет систему целеполагания и механизм достижения поставленных целей «зеленой повестки» устойчивого развития и экологизации городского пространства.
Именно пространственная компонента концепции устойчивого развитая города представляет собой окружающую природную и антропогенную среду, в которой реализуется экономическая и социальная сферы города. В свою очередь, антропогенная среда города – это система созданных человеком пространственных объектов, таких как населенные пункты (агломерации, мегаполисы, города, села и т.д.), транспортная и инженерная инфраструктуры (электросети, газопроводы, телекоммуникационные сети и т.д.), связывающие населенные пункты между собой и с внешним пространством, а также внутренняя для населённых пунктов инфраструктура, включающая жилищно-коммунальное хозяйство.
В соответствии с адаптированной концепцией устойчивого развития система целеполагания Стратегии социально-экономического развития городов должна обеспечивать контроль конкурирующих целей социальной, экономической и пространственной составляющих с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей города.
Система стратегирования социально-экономического развитая города базируется на планировании и выработке адекватной системы принятия решений, реагирующей на возникающие перед городом вызовы и корректирующей существующие особенности развития на основе ESG-принципов.
Нестабильная геополитическая и экономическая санкционная политика западных стран по отношению к Российской Федерации в определенной мере сказывается на эффективности внедрения принципов ESG-повестки в городском пространстве и на социально-экономическом развитии города. В настоящее время в России ESG-повестка остается актуальной не столько для привлечения иностранных инвесторов (с весны 2022 г. это стало затруднительно), сколько для модернизации промышленности на основе наилучших доступных технологий, решения экологических вопросов, роста производительности труда и условий занятости населения, повышения уровня и качества жизни городского населения [6]. Но в настоящее время из-за санкций и нестабильной ситуации на валютном рынке корпоративные бизнес-стратегии связаны в первую очередь с удержанием рыночных позиций и даже выживанием, поэтому реализация ESG-повестки у ряда компаний отодвинута на второй план. Поэтому возрастает роль государства в продвижении ESG-принципов.
[1] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, «Российская газета», № 159, 22.07.2020.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, «Rossiyskaya gazeta», № 159, 22.07.2020.
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 4 fevralya 2021 g. №68 «Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti vysshih dolzhnostnyh lic sub'ektov Rossiyskoy Federacii i deyatel'nosti ispolnitel'nyh organov sub'ektov Rossiyskoy Federacii» // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://pravo.gov.ru, 04.02.2021, «Sobranie zakonodatel'stva RF», 08.02.2021, №6, st. 966.
3. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoy oblasti na period do 2030 goda: Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rostovskoy oblasti ot 26.12.2018 № 864 v redakcii postanovleniya ot 19.12.2022 № 1100 // https://www.donland.ru/activity/2158/
4. Postanovlenie Administracii goroda Sochi ot 24.12.2013 goda № 2875 «Koncepciya ustoychivogo razvitiya goroda Sochi do 2030 goda s uchetom ispol'zovaniya sorevnovatel'nyh i nesorevnovatel'nyh olimpiyskih ob'ektov i ob'ektov infrastruktury posle provedeniya igr, vklyuchayuschaya istochniki i ob'emy finansirovaniya predusmotrennyh eyu meropriyatiy» // https://sochi.ru/gorodskaya-vlast/normativno-pravovyye-akty/?ELEMENT_ID=25082
5. Boyko O.N., Rodionova N.D. Integraciya v ESG-ekonomiku kak komponenta investicionnoy privlekatel'nosti kompaniy v usloviyah sankcionnogo vozdeystviya. V sbornike: Razvitie logistiki v usloviyah sankcionnyh ogranicheniy i mezhdunarodnoy ekonomicheskoy intolerantnosti. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: XVIII Yuzhno-Rossiyskiy logisticheskiy forum. Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet «RINH»; Yuzhno-Rossiyskaya associaciya logistiki. Rostov-na-Donu, 2022. S. 298-304.
6. Dzhuha, V.M. Analiz aktual'nosti i znachimosti ESG-proektov social'nogo investirovaniya v regional'noy ekonomike / V. M. Dzhuha, R. V. Mazhara // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. - 2023. - № 2. - S. 98-103. - DOIhttps://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-98-103. - EDN WOKJTE.
7. Dibirov, K.P. Analiz sovremennyh metodov ocenki rynochnoy stoimosti predpriyatiy nedropol'zovaniya s uchetom ESG komponenta / K. P. Dibirov // Innovacionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment. - 2023. - №2(44). - S. 27-29.
8. Kuznecov N.G., Cepilova E.S., Rodionova N.D. Rol' ekologicheskogo turizma v razvitii turistskih destinacii Rossii // Beneficium. 2021. №4. S. 48-55/ DOI:https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41)
9. Markova, N. A. Uspeshnye professionaly XXI veka i vyzovy ESG / N. A. Markova // Sovremennye upravlencheskie podhody k razvitiyu kachestva zakupochnoy deyatel'nosti: Sbornik nauchnyh dokladov. - Moskva: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Rusayns», 2022. - S. 34-37.
10. Shopenko, A. D. Social'naya politika: suschnost', osnovnye napravleniya i sistema social'noy zaschity / A. D. Shopenko // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. - 2012. - №1. - S. 37-40.