УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В представленной статье проведен анализ ESG-принципов в развитии уровня жизни населения городов. Целью настоящего исследования является анализ роли ESG-принципов в поддержании уровня жизни городского населения, через внедрение лучших практик социального, управленческого и экологического характера. Авторами подчеркивается, что текущая нестабильная геополитическая и экономическая ситуация в определенной мере сказывается на внедрении принципов ESG-повестки в городском пространстве в стратегиях социально-экономического развития экономики городов. В данном исследовании отмечается релевантный аспект того, что в настоящее время определенное количество экологических инициатив отложены в силу внешнего санкционного давления, поэтому существуют предположения, что ожидать в ряде городов улучшения экологической обстановки в ближайшие годы не придется. Между тем, возрастает роль социальной и управленческой компонент ESG-принципов, т.к. государство последовательно проводит социальную поддержку уязвимых слоёв населения, улучшает качество государственного управления. Одним из перспективных направлений авторами выделено развитие туризма и индустрии гостеприимства, которые развиваются по треку устойчивого туризма.
ESG; устойчивое развитие, устойчивый туризм, экология, зеленая экономика, развитие, эффективность, стратегия
Введение
В настоящее время приоритетные национальные цели предполагают не только решение задач, направленных на экономический и технологический рост, но и охрану окружающей среды и повышения качества жизни населения. Ввиду социального характера нашего государства эти задачи определены как основополагающее направление государственной политики и реализуются через национальные проекты. Принятый в 2020 г. Президентом Российской Федерации Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определил доминантные направления на ближайшее десятилетие, среди которых обозначены «демографические задачи, здоровье, качество жизни населения, ее продолжительность, комфортная и безопасная среда»[1]. В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» улучшение качества городской среды является одной из важнейших целей развития общества.
Само управление современным городом представляется сложным процессом, в котором необходимо сохранять гармонию и соблюдать баланс между всеми факторами устойчивого роста. Соответственно, развитие ESG-повестки (экологические, социальные вопросы и эффективное управление) во многом зависят от качественного и эффективного решения городских управленческих задач, в т.ч. экологического характера.
Современные города являются определенными носителями негативных экологических воздействий на целый ряд факторов жизнедеятельности человека, такие как водные ресурсы, загрязнение воздуха, производство и накопление большого количества промышленных и бытовых отходов при отсутствии возможности их переработки. Внедрение ESG-принципов в городское пространство позволяет сделать его более устойчивым и «зеленым», что способствует увеличению продолжительности и качества жизни населения и делает город комфортным для проживания.
В основе Стратегии социально-экономического развития городов находится концепция устойчивого развития, которая определяет систему целеполагания и механизм достижения поставленных целей «зеленой повестки» устойчивого развития и экологизации городского пространства.
Именно пространственная компонента концепции устойчивого развитая города представляет собой окружающую природную и антропогенную среду, в которой реализуется экономическая и социальная сферы города. В свою очередь, антропогенная среда города – это система созданных человеком пространственных объектов, таких как населенные пункты (агломерации, мегаполисы, города, села и т.д.), транспортная и инженерная инфраструктуры (электросети, газопроводы, телекоммуникационные сети и т.д.), связывающие населенные пункты между собой и с внешним пространством, а также внутренняя для населённых пунктов инфраструктура, включающая жилищно-коммунальное хозяйство.
В соответствии с адаптированной концепцией устойчивого развития система целеполагания Стратегии социально-экономического развития городов должна обеспечивать контроль конкурирующих целей социальной, экономической и пространственной составляющих с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей города.
Система стратегирования социально-экономического развитая города базируется на планировании и выработке адекватной системы принятия решений, реагирующей на возникающие перед городом вызовы и корректирующей существующие особенности развития на основе ESG-принципов.
Нестабильная геополитическая и экономическая санкционная политика западных стран по отношению к Российской Федерации в определенной мере сказывается на эффективности внедрения принципов ESG-повестки в городском пространстве и на социально-экономическом развитии города. В настоящее время в России ESG-повестка остается актуальной не столько для привлечения иностранных инвесторов (с весны 2022 г. это стало затруднительно), сколько для модернизации промышленности на основе наилучших доступных технологий, решения экологических вопросов, роста производительности труда и условий занятости населения, повышения уровня и качества жизни городского населения [6]. Но в настоящее время из-за санкций и нестабильной ситуации на валютном рынке корпоративные бизнес-стратегии связаны в первую очередь с удержанием рыночных позиций и даже выживанием, поэтому реализация ESG-повестки у ряда компаний отодвинута на второй план. Поэтому возрастает роль государства в продвижении ESG-принципов.
[1] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, «Российская газета», № 159, 22.07.2020.
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, «Российская газета», № 159, 22.07.2020.
2. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.02.2021, «Собрание законодательства РФ», 08.02.2021, №6, ст. 966.
3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года: Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 в редакции постановления от 19.12.2022 № 1100 // https://www.donland.ru/activity/2158/
4. Постановление Администрации города Сочи от 24.12.2013 года № 2875 «Концепция устойчивого развития города Сочи до 2030 года с учетом использования соревновательных и несоревновательных олимпийских объектов и объектов инфраструктуры после проведения игр, включающая источники и объемы финансирования предусмотренных ею мероприятий» // https://sochi.ru/gorodskaya-vlast/normativno-pravovyye-akty/?ELEMENT_ID=25082
5. Бойко О.Н., Родионова Н.Д. Интеграция в ESG-экономику как компонента инвестиционной привлекательности компаний в условиях санкционного воздействия. В сборнике: Развитие логистики в условиях санкционных ограничений и международной экономической интолерантности. Материалы международной научно-практической конференции: XVIII Южно-Российский логистический форум. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»; Южно-Российская ассоциация логистики. Ростов-на-Дону, 2022. С. 298-304.
6. Джуха, В.М. Анализ актуальности и значимости ESG-проектов социального инвестирования в региональной экономике / В. М. Джуха, Р. В. Мажара // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2023. - № 2. - С. 98-103. - DOIhttps://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-98-103. - EDN WOKJTE.
7. Дибиров, К.П. Анализ современных методов оценки рыночной стоимости предприятий недропользования с учетом ESG компонента / К. П. Дибиров // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2023. - №2(44). - С. 27-29.
8. Кузнецов Н.Г., Цепилова Е.С., Родионова Н.Д. Роль экологического туризма в развитии туристских дестинации России // Beneficium. 2021. №4. С. 48-55/ DOI:https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41)
9. Маркова, Н. А. Успешные профессионалы XXI века и вызовы ESG / Н. А. Маркова // Современные управленческие подходы к развитию качества закупочной деятельности: Сборник научных докладов. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - С. 34-37.
10. Шопенко, А. Д. Социальная политика: сущность, основные направления и система социальной защиты / А. Д. Шопенко // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - №1. - С. 37-40.