33
The article is devoted to the issues of restoration and development of the economy of the new regions of the Russian Federation. The socio-economic measures taken to integrate the Donetsk and Lugansk People's Republics, as well as the Zaporozhye and Kherson regions into the Russian legal and economic space are considered. The author analyzes support programs aimed at reviving the industrial and agricultural potential of these territories, as well as the construction and modernization of infrastructure facilities. The key directions of economic policy and the importance of federal support for accelerating the socio-economic growth of new regions are emphasized. This study also focuses on positive changes that are manifested in the growth of budget revenues and a reduction in the level of subsidies. It also emphasizes the strategic importance of infrastructure rehabilitation and industrialization, which are key to achieving long-term economic stability and prosperity in these regions.
integration, economy of new regions, Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic, Zaporozhye region, Kherson region, federal support, socio-economic development, economic security
Введение
Анализ литературы по экономической безопасности, в том числе – региональной экономической безопасности, показывает, что основное внимание в ней уделяется превентивным и оценочным действиям и процедурам [1–6 и мн. др.]. То есть, оценке достигнутого уровня экономической безопасности, выявлению влияющих на нее факторов, изучению механизма трансформации вызовов в угрозы и – затем – в риски экономической безопасности, разработке мер, направленных на поддержание экономической безопасности на заданном уровне и т.д. То есть, по сути, речь идет о том, что исследователи и практики рассматривают такие ситуации, когда экономическая безопасность исследуемой системы сохраняется хотя бы на минимально приемлемом уровне.
Но как быть, если системный кризис уже произошел, а система близка к полному разрушению? Очевидно, что в этом случае требуется не проведение оценочных и регулировочных действий, а энергичные меры по восстановлению соответствующей экономической системы. К сожалению, такого рода вопросы в литературе рассматриваются довольно редко и, по мнению автора, недостаточно системно [7–9 и нек. др.]. Причина этого понятна: подобные ситуации на практике встречаются довольно редко, что и приводит к тому, что эти вопросы остаются недостаточно исследованными. Это не позволяет замкнуть жизненный цикл управления экономической безопасностью.
Указанными обстоятельствами определяется актуальность авторского исследования, которое проведено на материалах восстановления экономических систем новых регионов России (Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей), которые испытали на себе не только экономические, но и военные потрясения, которые в ряде случаев привели (и, к сожалению, приводят до настоящего времени) к полному разрушению многих хозяйственных объектов. С позиций теории экономической безопасности можно утверждать, что в данных регионах произошла реализация весьма серьезных и разрушительных угроз экономической безопасности, и теперь стоит задача ликвидации их последствий.
Проблема восстановления экономики новых регионов России
В России сегодня одной из приоритетных задач является укрепление и поддержание социально-экономического развития новых регионов, что было неоднократно подчеркнуто на федеральном уровне. В частности, Президент РФ заявляет, что жителям Донбасса и Новороссии необходимо создать достойные условия для жизни и работы (см.: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/07/25/1051944-chto-prezident-govoril-na-soveschanii-o-razvitii-novih-regionov). Хотя вопросы безопасности на этих территориях остаются в приоритете, тем не менее необходимо также ускорить ремонт жилищ и строительство социальных и транспортных объектов.
Президентом РФ к 2030 году поставлена цель достичь в новых регионах общероссийского уровня по ключевым направлениям, определяющим качество жизни населения. Для достижения этой цели уже реализуется программа социально-экономического развития, на которую в 2023 году было выделено более 1,26 трлн рублей. Также запланированы значительные бюджетные дотации на период до 2030 года. В рамках этой программы планируется построить и восстановить еще 30 тыс. объектов с привлечением федеральных ведомств, 26 государственных компаний и 82 региона, которые будут курировать конкретные районы и населенные пункты [10, с. 80].
Следует отметить особо последнее обстоятельство: практика закрепления за конкретными территориальными социально-экономическими системами новых регионов – «старых» регионов-шефов дает хорошие результаты. Например, Санкт-Петербург оказывает целевую помощь в восстановлении Мариуполя, а Ленинградская область – Енакиево. Такое закрепление позволяет оказывать адресную помощь, а также закрепить ответственность за решение конкретных задач по восстановлению за органами власти и должностными лицами «старых» регионов России.
Предпринимаемые усилия дают значимые результаты. С 2022 года уже было завершено более 19 тыс. объектов, в том числе построено 62 и восстановлено 2140 многоквартирных домов, а также 321 образовательных, медицинских, культурных и спортивных объектов. Также отремонтировано более 3 тыс. километров дорог и открыто более 500 банковских отделений.
Следует также подчеркнуть важность максимального использования внутренних ресурсов каждого нового региона, использовать имеющиеся в наличии ресурсы (землю и имущество) на понятных правилах. Задачи восстановления и развития регионов Донбасса и Новороссии должны быть полностью интегрированы в систему национальных проектов уже в текущем году, при этом должна быть предусмотрена возможность упрощенного доступа к различным инструментам государственной поддержки [11, с. 136].
В рамках реализации программы «Инфраструктура для жизни» 91 населенный пункт был включен в категорию «приоритетные опорные пункты», с целью обеспечения их первоочередного развития. Введение льготной ипотеки под 2% в новых регионах будет способствовать достижению показателя в 3 млн кв. м жилья, с перспективой роста до 12 млн кв. м к 2030 году, что предполагает привлечение внебюджетного финансирования. В дополнение к уже построенным 3 тыс. км дорог, запланировано строительство дополнительных 8 тыс. км. Среди финансовых учреждений, ведущих деятельность в новых регионах, стали работать не только традиционные банки, но и крупнейшие финансовые институты страны.
Созданная свободная экономическая зона в новых субъектах (см.: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region/13748400/#), а также деятельность Фонда развития промышленности представлены как ключевые механизмы поддержки. Фонд предлагает льготные условия по займам: до 100 млн рублей под 1% годовых на семь лет для модернизации и под 2% на три года для пополнения оборотных средств. Особое внимание уделено развитию инфраструктуры здравоохранения и образования: реконструировано 200 медицинских и создано 1300 образовательных объектов. В целом, в новых регионах активно ведется восстановление и модернизация объектов социальной инфраструктуры.
1. Borkova E.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty obespecheniya ekologo-ekonomicheskoy bezopasnosti i ustoychivoe razvitie (na primere arkticheskih territoriy). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2023. № 3-2 (141). S. 67-72.
2. Grishkov V.F., Yagunova N.A., Dadaev Ya.E. Elementy metodologii upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu predpriyatiya. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Kadyrova. 2024. № 2 (54). S. 108-117.
3. Vertakova Yu.V., Loginov I.S. Regional'naya sbalansirovannost' kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii. 2024. № 2 (60). S. 5-9.
4. Plotnikov V.A. Strukturnye transformacii rossiyskoy ekonomiki pod vozdeystviem shokov i nacional'naya ekonomicheskaya bezopasnost'. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2023. № 1 (52). S. 15-25.
5. Smeshko O.G., Plotnikov V.A., Vertakova Yu.V. Gosudarstvennaya investicionnaya politika kak instrument preodoleniya ugroz nacional'noy ekonomicheskoy bezopasnosti, vyzvannyh antirossiyskimi sankciyami. Ekonomika i upravlenie. 2023. T. 29. № 7. S. 747-762.
6. Holdoenko A.M. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2024. № 2 (146). S. 42-46.
7. Grishkov V.F. Ekonomicheskaya bezopasnost' i problemy vosstanovleniya promyshlennosti na novyh territoriyah Rossii. V sbornike: Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obschestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy̆ konferencii, Sankt-Peterburg, 7 aprelya 2023 g. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2023. S. 69-73.
8. Zoidov Z.K. Vosstanovlenie nacional'nogo nauchno-tehnicheskogo i proizvodstvennogo suvereniteta Rossii v sfere cifrovyh tehnologiy kak klyuchevoy element obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. Problemy rynochnoy ekonomiki. 2019. № 2. S. 28-34.
9. Smirnov E.N. Protivorechiya i prioritety postpandemicheskogo vosstanovleniya global'noy ekonomiki. Vestnik MGIMO Universiteta. 2021. № 2. S. 47-71.
10. Sviridova N.D., Negoda A.A. Osobennosti social'no-ekonomicheskogo razvitiya Luganskoy narodnoy respubliki v usloviyah integracii v Rossiyskuyu Federaciyu. V sbornike: Social'no-ekonomicheskoe razvitie territoriy: tendencii, problemy, perspektivy. Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), posvyaschennoy istoriko-nauchnomu naslediyu H.S. Ledencova. Vologda, 2023. S. 79–83.
11. Bugakov I.A., Polyakov M.B. Analiz form gosudarstvennoy podderzhki social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy, osuschestvlyayuschih deyatel'nost' na novyh territoriyah rossiyskoy federacii (na primere Doneckoy narodnoy respubliki, respubliki Krym, Luganskoy narodnoy respubliki, Zaporozhskoy, Hersonskoy oblastey, goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya). Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. 2023. № 11 (124). S. 136–144.
12. Chernysh T.A. Monitoring social'no-ekonomicheskogo razvitiya Doneckoy i Luganskoy narodnyh respublik. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2023. T. 6. № 11 (140). S. 163–170.
13. Suslov S.Ya. Perspektivy agropromyshlennoy integracii oblastey Ural'skogo federal'nogo okruga s novymi regionami (LNR, DNR, Zaporozhskaya oblast', Hersonskaya oblast'). Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2023. T. 4. № 9 (139). S. 161–166.
14. Kurbanov A.H., Pahomov V.I., Plotnikov V.A. Integraciya ekonomiki Kryma v rossiyskuyu ekonomicheskuyu sistemu: sostoyanie i perspektivy. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2014. № 4 (88). S. 29-37.
15. Gerantidi A.Yu. Prinyatie v sostav Rossiyskoy Federacii novyh sub'ektov: Doneckoy narodnoy respubliki; Luganskoy narodnoy respubliki; Zaporozhskoy oblasti; Hersonskoy oblasti: otdel'nye voprosy teorii i praktiki. V sbornike: Aktual'nye problemy rossiyskogo prava i zakonodatel'stva. Sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Krasnoyarsk, 2024. S. 56–60.
16. Stel'mahova N.V. Integraciya Doneckoy narodnoy respubliki v social'no-ekonomicheskoe prostranstvo Rossiyskoy Federacii: nalogovyy aspekt. V sbornike: Doneckie chteniya 2023: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. Doneck, 2023. S. 31–34.
17. Pivorovich E.I. Konstitucionno-pravovoy status Doneckoy narodnoy respubliki, Luganskoy narodnoy respubliki, Zaporozhskoy i Hersonskoy oblastey v perehodnyy period. V sbornike: Tradicii i novacii v sisteme sovremennogo rossiyskogo prava. Materialy XXII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh. V 3-h tomah. Moskva, 2023. S. 148–150.
18. Afendikov Yu.P. Funkcionirovanie svobodnoy ekonomicheskoy zony v Doneckoy narodnoy respublike kak drayver social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. V knige: Puti povysheniya effektivnosti upravlencheskoy deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti v kontekste social'no-ekonomicheskogo razvitiya territoriy. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Doneck, 2024. S. 26–30.
19. Bukanov E.K. Razvitie sistemy gosudarstvennogo upravleniya v oblasti zdravoohraneniya Doneckoy narodnoy respubliki v usloviyah integracii. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2023. № 6 (50). S. 600–603.
20. Aseeva E.I. Prodovol'stvennaya i gumanitarnaya pomosch' Irkutskoy oblasti Doneckoy i Luganskoy narodnym respublikam. V sbornike: Sibir' v prostranstve mezhdunarodnyh otnosheniy: proshloe, nastoyaschee, buduschee. Materialy XIX Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Irkutsk, 2023. S. 7–14.