Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of the prospects for the development of human capital in the agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan. The authors analyze the efficiency indicators of the agro-industrial complex in conjunction with the key components of the human capital structure of the agro-industrial complex of the Republic (indicators of demography, education level, innovation potential, and others). The paper examines current trends in personnel training for agriculture, the role of digitalization and innovation in agriculture, as well as government support measures aimed at strengthening youth in the agricultural sector. Based on the research results, the author offers recommendations for further improvement of personnel policy and stimulation of labor activity in the industry. The results of the study can be used to develop strategies for the development of the agricultural sector in other regions of Russia.

Keywords:
human capital, agro-industrial complex, Republic of Tatarstan, personnel policy, professional training, innovative technologies, human resources, state support
Text

Введение

Агропромышленный комплекс (далее АПК) Республики Татарстан обеспечивает продовольственную безопасность региона и вносит значительный вклад в его социально-экономическое развитие. Качество трудовых ресурсов, их профессиональная подготовка и способность к инновациям становятся определяющими факторами успешного функционирования и конкурентоспособности АПК.

Человеческий капитал в АПК включает не только знания и навыки работников, но и их мотивацию, здоровье, а также способность адаптироваться к новым технологиям и условиям труда. В Республике Татарстан, где сельское хозяйство традиционно играет важную роль, развитие человеческого капитала должно стать приоритетным направлением государственной политики. Это связано с необходимостью преодоления таких проблем, как старение сельского населения, миграции молодежи в города, недостаточный уровень квалификации кадров и медленное внедрение инноваций [7, с. 193].

В последние годы в регионе реализуется ряд программ и инициатив, направленных на укрепление кадрового потенциала АПК. К ним относятся образовательные проекты, поддержка молодых специалистов, внедрение цифровых технологий и повышение квалификации работников сельского хозяйства. Однако для достижения устойчивого развития отрасли требуется комплексный подход, учитывающий как текущие потребности, так и долгосрочные перспективы.

Целью исследования является определение перспектив развития человеческого капитала в агропромышленном комплексе Республики Татарстан, а также выявление ключевых направлений и инструментов, способствующих повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов к формированию конкурентоспособного человеческого капитала, способного обеспечить устойчивое развитие АПК в условиях быстро меняющейся экономической и технологической среды. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегий и программ развития сельского хозяйства региона, образовательными учреждениями и бизнеса [7, с. 188].

 

Материал и методы исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых, внесших весомый вклад в изучение данной проблематики [1-18].

Методы исследования: абстрактно-логический, системно-функциональный, метод анализа и синтеза, факторный, и др.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации, занимая в 2023 г. 6 место по объему валового регионального продукта (ВРП) и уровню промышленного производства. Объем ВРП, по оценке Министерства экономики Республики Татарстан, в 2023 году составил 4 103,7 млрд. рублей, или 103,6% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года, что свидетельствует об экономической активности региона [9].

Однако, несмотря на значительную долю промышленного сектора в ВРП республики (47,1% по оценке Министерства Республики Татарстан), АПК остается важной составляющей экономики Татарстана. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в действующих ценах в 2023 году составил 289,2 млрд. рублей, а в сопоставимых ценах к уровню 2022 года – 92,1%, что позволило Республике войти в топ-5 регионов Российской Федерации по этому показателю.

По предварительным данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан объем валовой продукции сельского хозяйства в 2024 году превысил 341 млрд. 278 млн. рублей, в том числе, свыше 181 млрд. продукции животноводства, что на 2,3% больше, чем в 2023 году и более 159 млрд. продукции растениеводства с ростом 20,1% к 2023 году [16].

Регион занимает лидирующие позиции в России по производству зерновых культур, молока и мяса. В 2023 г и 2024 годах было собрано по 3,7 млн. тонн зерна, что позволило Республике сохранить позиции в тройке лидеров среди регионов Российской Федерации лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Кроме того, Республика активно развивает производство технических культур, таких как рапс и сахарная свекла, что способствует увеличению экспортного потенциала.

Важным фактором развития АПК является высокая степень государственной поддержки [2, с. 45]. В 2024 году объем субсидии в аграрный сектор составили более 13,5 млрд. рублей (80% – бюджет Республики Татарстан; 20% – бюджет Российской Федерации), что позволило модернизировать производственные мощности и внедрить инновационные технологии [13].

Социально-экономическое значение АПК для Татарстана заключается не только в экономических показателях, но и в его влиянии на занятость и развитие сельских территорий. Это особенно важно для сельских районов, где АПК является основным источником дохода и занятости. Инфраструктурное развитие сельских территорий также тесно связано с АПК [12, с. 64]. Благодаря инвестициям в аграрный сектор строятся новые дороги, объекты социальной сферы (школы, больницы, культурные центры) и жилье. Это делает сельские территории более привлекательными для жизни и работы, что особенно важно в условиях урбанизации.

Важным аспектом социально-экономического развития АПК является также повышение уровня образования и квалификации кадров. На базе образовательных учреждений реализуются программы, направленные на подготовку специалистов в области агрономии, ветеринарии, механизации сельского хозяйства и управления агробизнесом. Кроме того, в регионе активно развивается система непрерывного образования, что позволяет работникам АПК повышать квалификацию и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка [18, с. 116].

АПК играет ключевую роль в социально-экономической политике Республики, так как он является одним из драйверов обеспечения занятости, развития сельских территорий и повышения экспортного потенциала региона. В том числе, благодаря вкладу аграрного сектора Татарстан остается одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Однако для дальнейшего успешного развития необходимо комплексное развитие человеческого капитала отрасли. В перспективе развитие агропромышленного комплекса Татарстана будет связано с дальнейшим внедрением инноваций, цифровизацией и повышением конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это позволит не только укрепить позиции региона в аграрном секторе, но и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Республики Татарстан в целом [6, с. 57].

По ряду показателей эффективности агропромышленного комплекса Республика Татарстан опережает другие регионы России, что во многом связано с развитием человеческого капитала и внедрением инновационных технологий в регионе.

Так, по результатам 2023 года Республика Татарстан является лидером по производству молока среди регионов (2 196,2 тыс. тонн/ +8% к значению 2022 года). Регион занимает 4 позицию по производству меда (3 673 тонны) и 6 по производству яиц (1 562, 8 млн штук/ +1,5% к значению 2022 года). Объем продукции сельского хозяйства за 2023 год, представляющий собой сумму продукции растениеводства и продукции животноводства, произведенную всеми сельскохозяйственными производителями составляет 3,4% от общероссийского объема [16].

Структура человеческого капитала Республики Татарстан, как и в других регионах России, включает несколько ключевых компонентов, которые определяют качество и потенциал трудовых ресурсов. Основные элементы структуры человеческого капитала в Татарстане можно представить следующим образом [3, с. 57]:

1. Образовательный уровень населения.

В Республике Татарстан уделяется значительное внимание образованию и профессиональной подготовке кадров для сельского хозяйства. Специалистов для сельского хозяйства готовят как в классических многопрофильных вузах и ссузах, так и в специализированных учебных заведениях, таких как Казанский государственный аграрный университет, Казанская государственная академия ветеринарной медицины и аграрных колледжах и техникумах. Кроме того, активно развиваются программы дополнительного образования и переподготовки кадров, что позволяет работникам АПК осваивать новые технологии и методы ведения хозяйства.

2. Здоровье и демография.

Татарстан характеризуется относительно стабильной демографической ситуацией. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в регионе – 66,5 лет. Это второй результат среди регионов после Чеченской Республики, где ожидаемая продолжительность здоровой жизни составляет 69,9 лет [16]. В республике развита система здравоохранения, включающая современные медицинские центры и программы по улучшению здоровья населения. Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения рождаемости и старения населения.

3. Культура и социальная сфера.

Татарстан - многонациональная республика, где проживают татары, русские, чуваши и другие народы. Это создает уникальную культурную среду, которая влияет на формирование человеческого капитала. Развитая социальная инфраструктура (спортивные объекты, культурные учреждения) способствует улучшению качества жизни населения.

4. Инновации и научный потенциал.

Республика Татарстан выделяется среди регионов развитой инновационной средой. В Татарстане действуют научно-исследовательские институты, технопарки и инновационные центры, которые способствуют развитию научного потенциала региона. В Республике реализуются программы поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, включая стартапы в сфере высоких технологий [5, с. 40].

По результатам 2024 года Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, проводимого НИУ ВШЭ, Татарстан наравне с Москвой и Санкт-Петербургом входит в тройку лидеров. Республика держит лидерские позиции по значению индексов «Инновационная деятельность» и «Качество инновационной политики» Рейтинга благодаря высокому уровню активности и результативности инновационного бизнеса и системному подходу к управлению инновациями в регионе [17].

Касаемо технологий сельского хозяйства стоит отметить, что в регионе активно используются технологии точного земледелия, которые позволяют оптимизировать использование ресурсов и повышать урожайность. Кроме того, в последние годы наблюдается рост интереса к органическому земледелию и производству экологически чистой продукции, что соответствует мировым трендам.

По результатам Рейтинга инновационности регионов Российской Федерации в АПК за 2024 год, проводимого Фондом «Сколково» совместно с Россельхозбанком, и Рейтинга регионов в сфере цифровой трансформации АПК за 2023 год, проводимого Министерством сельского хозяйства, Татарстан является лидером.

По затратам на инновации регион занимает 11 позицию, а по доле молодых исследователей лидирующую среди регионов России. Так доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей в регионе составляет 58,2% [17].

References

1. AO «RIVC» [Elektronnyy resurs] URL: https://rivc-it.com/en (data obrascheniya 08.02.2025).

2. Afanas'ev E.V. Konceptual'nye osnovy razvitiya agroprodovol'stvennogo rynka Sibiri / E.V. Afanas'ev, A.A. Bykov, S.M. Golovatyuk // APK: ekonomika, upravlenie. – 2019. – № 8. – S. 40-49. – DOIhttps://doi.org/10.33305/198-40. – EDN HWCBZT.

3. Butko G.P. Metodicheskie aspekty ocenki chelovecheskogo kapitala v APK / G.P. Butko, O.N. Saparova, N.F. Starygina // Ekonomika sel'skogo hozyaystva. – 2022. – № 10. – S. 56 - 62.

4. Bykov A.A. Napravleniya gosudarstvennogo regulirovaniya agroprodovol'stvennogo rynka / A.A. Bykov // Strategicheskie napravleniya razvitiya APK stran SNG: Materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v treh tomah, Barnaul, 27–28 fevralya 2017 goda. Tom 1. – Barnaul: Sibirskiy federal'nyy nauchnyy centr agrobiotehnologiy Rossiyskoy akademii nauk, 2017. – S. 129-131.

5. Val' O.M. Chelovecheskiy kapital kak neot'emlemyy element ustoychivogo razvitiya na puti cifrovizacii sel'skogo hozyaystva / O.M. Val', I.G. Kuznecova // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2024. – № 12. – (Kadrovoe obespechenie). – S. 38-43.

6. Gerasimov V.O. Upravlenie chelovecheskim kapitalom regiona v aspekte strategii razvitiya Respubliki Tatarstan / V.O. Gerasimov, R.I. Sharafutdinov // Nauchnye trudy Centra perspektivnyh ekonomicheskih issledovaniy. - 2020. - № 18. - S. 56-61.

7. Gerasimov V.O., Bykov A.A., Shadrinceva A.N. Osobennosti formirovaniya i razvitiya chelovecheskogo kapitala v agropromyshlennom komplekse Rossiyskoy Federacii / V.O. Gerasimov, A.A. Bykov, A.N. Shadrinceva // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2024. – T. 12. – № 4 (67). – S. 186-197.

8. Efimova L.A. Sovremennye podhody k issledovaniyu chelovecheskogo kapitala v sfere truda agrarnogo sektora ekonomiki / L.A. Efimova, A.V. Matveev // APK: Ekonomika, upravlenie. – 2024. – № 9. – (Cifrovizaciya v APK). – S. 38-46.

9. Itogi social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan v 2023 godu [Elektronnyy resurs] URL: https://mert.tatarstan.ru/file/mert/File/Itogi%20social'no-ekonomicheskogo%20razvitiya%20Respubliki%20Tatarstan%20v%202023%20godu.pdf (data obrascheniya 07.02.2025).

10. Kopteva Zh.Yu., Tomakova I.A. Upravlenie chelovecheskim kapitalom v usloviyah cifrovoy transformacii APK // Vestnik NGIEI. 2022. № 5 (132). S. 102–88.

11. Maloletko A.N., Okruzhnov V.A. Osobennosti formirovaniya strategii razvitiya chelovecheskogo kapitala v agrarnoy sfere regiona na primere Respubliki Tatarstan // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2024. № 3. S. 308-311.

12. Metodicheskoe obespechenie sovershenstvovaniya organizacionno-ekonomicheskih mehanizmov razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i sel'skih territoriy Sibiri / V.G. Basareva, O.V. Borisova, N.F. Vernigor [i dr.]. – Novosibirsk: Sibirskoe otdelenie RAN, 2022. – 266 s.

13. Osnovnye itogi razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan v 2024 godu [Elektronnyy resurs] URL: https://kollegiya-msh-rt.rf/pdf/POKAZATELI%20APK.pdf (data obrascheniya 07.02.2025).

14. Otchet o realizacii v 2023 godu Strategii formirovaniya, nakopleniya i ispol'zovaniya chelovecheskogo kapitala v oblasti truda, zanyatosti i social'noy zaschity Respubliki Tatarstan do 2021 goda i na period do 2030 goda [Elektronnyy resurs] URL: https://mtsz.tatarstan.ru/strategiya-formirovaniya-i-nakopleniya.htm?pub_id=4159300 (data obrascheniya 03.02.2025).

15. Prikaz Ministerstva truda, zanyatosti i social'noy zaschity Respubliki Tatarstan ot 27.04.2024 №332 «Ob utverzhdenii Strategii formirovaniya i nakopleniya chelovecheskogo kapitala v oblasti truda, zanyatosti i social'noy zaschity Respubliki Tatarstan na 2024-2026 gody i na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs] URL: https://mtsz.tatarstan.ru/file/pub/pub_4164169.pdf (data obrascheniya 14.02.2025).

16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2024: stat. sb. / Rosstat. — M., 2024. — 1081 s. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2024.pdf. (data obrascheniya 01.02.2025).

17. Reyting innovacionnosti regionov Rossiyskoy Federacii v APK. Fond «Skolkovo» sovmestno s Rossel'hozbankom — URL: https://rshbdigital.ru/agrobit/trands/rejting-innovaczionnosti (data obrascheniya 03.02.2025).

18. Sitdikova, L. F. Formirovanie chelovecheskogo kapitala Respubliki Tatarstan v agrarnom sektore na sovremennom etape / L. F. Sitdikova, G. I. Haliullina // Vektor ekonomiki. - 2019. - № 1(31). - S. 113-119.


Login or Create
* Forgot password?