Arkhangelsk, Россия
За последние годы, с увеличением таяния льда в Арктике,повысилась важность морской логистики в вы-соких широтах, эксплуатации ресурсов и научных исследований. Сокращения морского льда в Северном Ледовитом океане открывают новые маршруты транспортировки. Это развитие способствует росту новых торговых путей, расширение туризма и упрощение транспортировки грузов в высоких широтах. В качестве экспериментальной части был проведен опыт – влияние характеристик окружающей среды на качество лесной продукции при транспортировке морским транспортом по маршруту Мурманск – Новая Земля – Северный Полюс - Земля Франца-Иосифа – Архангельск. Транспортировка осуществлялась на атомном ледоколе «50 лет Победы» и на судне «SeaSpirit». С отобранными экспериментальными образцами лесной продукции были проведены тщательные замеры, после чего образцы были упакованы в разные виды пачек. В процессе морской логистической транспортировки на грузы оказывает воздействие окружающая среда - атмосферный воздух и забортная вода, которая омывает грузовые трюмы и танки судна. Влияние гидрометеорологических условий внешней среды может привести к изменению качественных показателей, в связи изменения физического и химического состава продукции. Сейчас Северный маршрут не выглядит высшей степени привлекательной экономической идеей. В ближайшее время транспортировками по нему будут пользоваться только отечественные компании, строительство ледоколов и судов вспомогательного флота, инфраструктура, обеспечение связи и навигационных систем, прокладка дорог, строительство железнодорожных дорог и портов, без которых невозможна полноценная эксплуатация северного морского пути, - очень дорогостоящий проект, на реализацию которого потребуется не одно десятилетие. Впрочем, СМП – это тот проект, развивать который нужно уже сейчас. Но основной целью должно быть не перетягивание грузов с южного маршрута и не завоевание рынков, а развитие самого пути. Именно это будет способствовать строительству инфраструктуры, организации системы связи, но самая ключевая цель – функционирование Северного морского пути станет локомотивом развития региона, потенциал которого огромен.
Северный морской путь, логистика, Арктика, транспортная система, лесопромышленный комплекс, экспорт, лесная продукция
1. Пирцхалава Н.Р., Карпов А.А., Дербин М.В. Национальная транспортная коммуникация в Арктике [Электронный ресурс] // Лесотехнический журнал. - Режим доступа: www.lestehjournal.ru;
2. Lavson Brigham. International Cooperation in Arctic Marine Transportation, Safety and Environmental Pro-tection. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2013, 115-134 p.
3. Arild Moe. Offshore Petroleum and maritime infrastructure. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2014, 21-38 p.
4. Vylegzhanin Alexander. Russia’s Arctic Policy. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2014, 129-155 p.
5. Gail Fondal. A scientific perspective. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Building capacity for a sustainable Arctic in a Chaining Global Order. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2017, 150-163 p.
6. Lee Sung-Woo. Potential Arctic Shipping: Change, Benefit, Risk and Cooperation. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues, Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2012, 39-61 p.
7. Mitrova Tatiana. Russian Perspectives. In TheArctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. - Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2017, 126-140 p.
8. Kevin Harun. View from the Arctic regional communities. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Di-alogue on Building capacity for a sustainable Arctic in a Chaining Global Order. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2017, 164-171 p.
9. Yang Jian. 2014.China’s Arctic Policy. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2017, 172-187 p.
10. GunnarssonBjorn.The Future of Arctic Marine Operations and Shipping Logistics. In The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on Arctic Marine Issues. Seoul and Honolulu: Korea Maritime Institute and East-West Center, 2013, 37-62 p.