ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Широкая популяризация цифровых каналов связи, обусловленная, в том числе, пандемией коронавирусной инфекции, в современном обществе диктует свои устои. Так, к настоящему моменту уже можно чётко проследить ведущий социокультурный тренд, который представляет собой цифровую трансформацию коммуникаций. Цифровые платформы стали одними из ключевых площадок, способных обеспечить эффективное взаимодействие в вопросах профессиональной, экономической и социальной сфер жизни современного человека. Появление новых форм и способов группового и межгруппового электронного взаимодействия, основанного на инновационных инфокоммуникативных технологиях, позволяет поставить под сомнение актуальность и объективную способность к выживанию традиционных форм коммуникации. Основной целью исследования является выработка базового инструментария для максимизации социального эффекта от применения информационно-коммуникативных технологий в организациях. В статье структурированы сложившиеся положительные тенденции по развитию коммуникативных процессов в некоммерческих организациях, использующих информационно-цифровую систему управления. Необходимо отметить, что ключевая проблема развития цифровых коммуникаций состоит в низком уровне финансирования данной статьи расходов некоммерческой организации. В процессе исследования трендов и тенденций трансформации коммуникативных процессов в условиях цифровизации использовались методы логического, сравнительного и комплексного анализа.

Ключевые слова:
коммуникация, цифровизация, трансформация коммуникативных процессов, некоммерческие организации, digital-коммуникации
Текст

Введение

Цифровая трансформация коммуникативных процессов неразрывно связана с современными изменениями бизнес-процессов, которые обусловлены, в том числе совершенствованием технологических и управленческих аспектов деятельности. Сегодня, использование информационно-цифровой системы управления коммуникацией позволяет большинству российских и зарубежных компаний обрабатывать значительные массивы данных, а также избегать ошибок или минимизировать риски, связанные с, так называемым, «человеческим фактором» [6].

Безусловно, сегодняшняя парадигма менеджмента во многом обусловлена цифровизацией и является следствием технологических сдвигов в системе управления организацией.

Очевидно, что XXI век – век цифровых технологий, поэтому можно смело говорить о неизбежности цифровизации во всех сферах жизни. При этом важно понимать, что цифровая трансформация и переход на «цифру» не может произойти за один день, а осуществляется поэтапно.

Пандемия коронавирусной инфекции заставила всё мировое бизнес-сообщество переходить в формат цифровой коммуникации достаточно быстрыми темпами. Однако переход в цифровой формат коммуникации организаций сталкивается в настоящее время с рядом барьеров, которые чаще всего приводят к кардинальной трансформации не только в структуре самой организации, но и в методах работы.  

Говоря о трансформации инфокоммуникативных технологий у коммерческих организаций можно отметить более быстрые темпы их освоения, а также минимальный набор препятствий на пути перехода к «цифре» [2]. Здесь возможны разнообразные методы цифровизации – начиная с чат-ботов, способных осуществлять примитивное взаимодействие с потенциальными получателями услуг и заканчивая технологиями Big Data, которые предназначаются для сбора, обработки, хранения и анализа определённого массива данных.

Всё это становится возможным ввиду особого внимания участников бизнес-процесса к вопросам коммуникации, ведь от её эффективности во многом зависит конечный финансовый результат их деятельности, т.е. получение прибыли.

Однако, несмотря на то, что цифровизация коммуникативных процессов прочно входит в нашу жизнь и неизбежна в современном обществе, многие организации пренебрегают ей [4]. Например, НКО зачастую не уделяют достаточного внимания проблемам, которые образуются в сфере коммуникации и информационного взаимодействия, что может приводить к определённым затруднениям в осуществлении их деятельности.

Значительное число барьеров, с которыми приходится сталкиваться общественным организациям, обусловлены спецификой их деятельности и той функцией, которую они несут в социуме [3].

Так, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [1]. Кроме того, в данной статье также обозначены цели создания НКО, среди них социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и другие цели, направленные на достижение общественных благ.

Сегодня в Российской Федерации тема цифровой или, так называемой, digital-коммуникации в некоммерческом секторе становится всё более актуальной. Так, например, руководитель акселератора цифровой трансформации для НКО DI:NGO (НИУ ВШЭ) Василина Дрогочинская определяет цифровую трансформацию некоммерческих организаций как повышение социального воздействия организаций за счёт использования цифровых технологий в двух направлениях: внутренние коммуникации и работа с внешней аудиторией [10].

Список литературы

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 14.07.2022) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

2. Александрова Л.Д., Полушина И.С. Влияние цифровой трансформации коммуникативных технологий и систем на управление бизнес-процессами // Гуманитарная информатика. 2016. - № 11. - С. 25-33.

3. Белоусова С.В. Актуальные проблемы некоммерческого сектора: коммуникационный аспект // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2014. - № 3. - С. 23-30.

4. Калязина Е.Г. Цифровой менеджмент в управлении проектами // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 12. - С. 4747-4766.

5. Кляузова Л.А. Особенности маркетинговых коммуникаций в некоммерческих организациях // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. - Том 6. - № 4. - C. 117-126.

6. Пилявский В.П., Любарская М.А., Шаптала А.В. Роль цифровой трансформации в развитии предприятий сферы услуг на современном этапе // ЭВ. 2020. - № 2 (21). - С. 73-77.

7. Платицына А.А. Связи с общественностью в неккоммерческих организациях как предмет исследования (обзор литературы) // Science Time. 2016. - № 1 (25). - С. 389-393.

8. Официальный сайт ОРОО «СОЦ «Бони-клуб» [Электронный ресурс] / URL: https://boniclub.ru/ (дата обращения: 19.09.2022)

9. Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты [Электронный ресурс] / URL: http://digitalnonprofit.ru/ (дата обращения: 20.09.2022)

10. Что происходит с цифровой трансформацией НКО: главные мысли с конференции «Сетевой апрель» [Электронный ресурс] / URL: https://te-st.ru/2021/05/04/digital-transformation-netapril/ (дата обращения: 20.09.2022).


Войти или Создать
* Забыли пароль?