БИЗНЕС-АНАЛИЗ: ФРЕЙМОВАЯ СТРУКТУРА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ KPI
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработана «эталонная» фреймовая структура понятийно-категориального аппарата, предназначенного для использования руководителем бизнес-структуры при формулировании целей деятельности в виде ключевых показателей эффективности (KPI). Проведено 2 экспертных опроса, по результатам которых разработана концептуальная модель формулирования целей в форме KPI и сформирован искомый фрейм. Каждый KPI нацелен на определенный критический фактор успеха на целевом рынке и связан с одним из основных видов целей – объемом/себестоимостью планируемого к продаже ассортимента продукции, коммерческими и управленческими расходами на продажу продукции, либо с действиями, направленными на реализацию критических факторов успеха нефинансового характера. Разработана структура основного фрейма и наиболее важных (с точки зрения использования KPI) субфреймов «Объем продаж», «Реализуемый ассортимент продукции» и «Пути достижения поставленных целей», описаны компоненты каждого субфрейма и их взаимосвязи с соответствующим субфреймом. Сформированный «эталонный» фрейм может быть использован для идентификации «разрывов» в представлениях руководителей коммерческих структур о современных подходах к формулированию целей при разработке программ обучения менеджмента коммерческих компаний, а также с целью формирования индивидуальных образовательных траекторий.

Ключевые слова:
: бизнес-анализ, цели коммерческой деятельности, ключевые показатели эффективности (KPI), объем продаж, себестоимость, операционная прибыль, бизнес-процессы, критические факторы успеха, фреймовый анализ, понятийно-категориальный аппарат
Текст

Введение

Различные аспекты формулирования целей деятельности коммерческих предприятий, включая анализ целесообразности использования ключевых показателей эффективности (KPI), привлекают внимание многих исследователей [2]; состав KPI бизнес-структур может включать в себя, как финансовые [7], так и нефинансовые показатели [16].

KPI в целом могут быть разделены на две большие группы – стратегические и оперативные [19]. Используемые при формулировании целей и планировании бизнеса метрики в целом могут быть разделены на три основные группы – регуляторные (связанные с соблюдением действующего законодательства), отраслевые нормы (имеющие отношение к принятым в отрасли подходам к организации деятельности компаний) и внутренние (определяющие искомые показатели и результаты работы компании) [19, 20].

Организация в компании процесса бизнес-анализа представляет собой важный компонент достижения коммерческого успеха, который все в большей степени связан с уровнем сбора и обработки специалистами данных о ситуации на рынках [14, 23, 25, 30]. В то же время многие коммерческие организации испытывают существенные трудности в организации работы с данными, что оказывает негативное влияние на уровень принимаемых менеджментом решений [21]. Современные авторы указывают на целесообразность создания адаптивных, гибких систем обработки данных в рамках используемых специалистами аналитических систем [12], предлагают использование различных моделей обработки данных [27], другие специалисты обращают внимание на диктуемую существенным увеличением массива обрабатываемых данных необходимость трансформации методов работы с информацией, используемых бизнес-аналитиками. Эффективность процесса разработки прогнозов развития ситуации на целевых рынках также может быть повышена на основе параллельного использования методов Форсайта, конкурентной разведки и бизнес-анализа [8].

В то же время в качестве одного из пока что в недостаточной степени используемых резервов повышения эффективности связанных с бизнес-анализом аспектов управления коммерческой деятельностью можно рассмотреть корректировку подходов руководителей компаний к работе с данными о ситуации на рынке [24]; на наличие имеющих когнитивную природу искажений логики процесса принятия решений указывают современные специалисты [3, 9]. Одной из важных причин формирования упомянутых когнитивных искажений может быть недостаточно однозначная трактовка ряда используемых при проведении бизнес-анализа понятий и терминов (особенно, иностранного происхождения) [15]; эти различия могут быть описаны при помощи инструментов фрейм-анализа [15].

Методы фрейм-анализа достаточно активно используются современными специалистами при изучении экономических процессов [1, 6] и выборе путей достижения успеха в коммерческой деятельности [13]. Применение фреймового анализа позволяет сформировать структуру деятельности компании, направленной на достижение конкретных целей [19]. Другие исследователи [26] полагают, что при помощи фреймов можно описать некие общие сценарии развития событий, реализующиеся на основе стандартных действий их участников.

К потенциальным преимуществам использования фреймового подхода к изучению процесса бизнес-анализа можно отнести структуризацию изучаемых объектов на основе использования фреймов, выступающих в роли неких призм, через которые (руководителями коммерческих структур) воспринимается окружающая действительность, в том числе экономическая ситуация [13]. Отметим, что KPI также могут быть представлены в виде фреймовой структуры – подобный подход используется различными крупными организациями (Всемирный банк и др.), в частности, для описания целей развития Экономики знаний [29]. Использование фреймов позволяет выбрать и структурировать релевантную информацию, имеющую ключевое значение для описания сложных экономических и управленческих проблем [18]. При выполнении различных задач руководитель коммерческой компании использует тот или иной фрейм (среди находящихся в его памяти) в качестве основы для разработки прогнозов развития ситуации и принятия соответствующих решений [15]. В целом, можно сказать, что при освоении новых методов (в частности, новых подходов к разработке целей коммерческой деятельности) специалист интерпретирует новую информацию на основе того или иного существующего в его памяти фрейма (в том числе, возможно, сформированного при накоплении и анализе его повседневного опыта) [1]. При этом специалисты обращают внимание на существенную значимость содержательных компонентов фреймов вторичного уровня, которая может превосходить аналогичные показатели, свойственные «родовым», первичным элементами фрейма [6].

Использование фрейм-анализа может помочь в корректировке подходов руководителей коммерческих структур к формулированию целей деятельности компаний; отечественными авторами [4, 5] было продемонстрировано, что анализ фреймовой структуры реализуемого участниками рыночной деятельности понятийно-категориального аппарата (П-КА) помогает идентифицировать искажения представлений предпринимателей об основах планирования своей деятельности.

Целью настоящего исследования явилась разработка «эталонной» фреймовой структуры П-КА, используемой руководителем коммерческой компании при формулировании целей коммерческой деятельности компании на основе KPI (относящихся к группе внутренних [19]).

Список литературы

1. Андрюхина Т.В. Контекстуальные факторы метафорического моделирования в экономическом дискурсе / Т.В. Андрюхина // Филологические науки в МГИМО. - 2019. - № 3(19). - С. 5-13. - Библиогр.: с. 12-13 (17 назв.). URL: https://philnauki.mgimo.ru/jour/article/view/214/215 (дата обращения 22.11.2022). ISSN 2782-3717 (Online).

2. Газизуллина А.И. Оценка эффективности деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний по системе ключевых показателей эффективности (KPI) / А.И. Газизуллина // European Research: материалы X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). 2017. - С. 143-148. - Библиогр.: с. 148 (9 назв.).

3. Даутова О.Р. Влияние квалификации бизнес-аналитика на успешность проекта внедрения / О.Р. Даутова // Перспективы развития информационных технологий. - 2011. №3-2. - С. 78-82. Библиогр.: с. 81-82 (4 назв.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kvalifikatsii-biznes-analitika-na-uspeshnost-proekta-vnedreniya (дата обращения: 18.01.2023).

4. Димитриади Н.А. Методика разработки бизнес-стратегии: использование теории фреймов / Н.А. Димитриади, Т.А., Ходарева Н.В. Лактионова // Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. - 2020. №2 (42). - С. 68-73. Библиогр.: с. 73 (14 назв.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43826103 (дата обращения: 18.01.2023).

5. Димитриади Н.А. Фреймовый анализ подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности руководимых ими структур / Н.А. Димитриади, Я.И. Куринова // Финансовые исследования. - 2021. №2 (71). - С. 113-122. Библиогр.: с. 119-122 (26 назв.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovyy-analiz-podhodov-predprinimateley-k-formirovaniyu-konkurentosposobnosti-rukovodimyh-imi-struktur (дата обращения: 01.02.2023).

6. Касперук А.А. Фрейм-анализ понятия "Экономика" в современных бизнес-коммуникациях и деловом дискурсе / А.А. Касперук // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2017. Издательство: Белорусский государственный университет (Минск). Конференция: Национальные культуры в межкультурной коммуникации. Минск, 12-13 апреля 2017 года. - 2017. - С. 202-208. Библиогр.: с. 208 (5 назв.).

7. Косточко А.С. Анализ влияния факторов на операционную прибыль в целях управления стоимостью компании / А.С. Косточко // Развитие аналитического инструментария стратегического управления бизнесом: материалы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Финансового университета при правительстве Российской Федерации. Под редакцией М.М. Басовой. - 2020. - М.: ООО Издательство «Спутник+». - С. 49-52. Библиогр.: с. 52 (5 назв.). ISBN: 978-5-9973-5494-7

8. Кэлоф Дж. Форсайт, конкурентная разведка и бизнес-аналитика - инструменты повышения эффективности отраслевых программ/ Дж. Кэлоф, Г. Ричардс, Дж. Смит // Форсайт. - 2015. - Т.9. №1. - С. 68-81. Библиогр.: с. 80-81 (35 назв.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-konkurentnaya-razvedka-i-biznes-analitika-instrumenty-povysheniya-effektivnosti-otraslevyh-programm (дата обращения: 01.02.2023).

9. Логинов Н.И. Современные тенденции в зарубежных исследованиях когнитивных искажений в процессах принятия решений / Н.И. Логинов, А.С. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. Т. 17. №3. - С. 444-453. Библиогр.: с. 451-453 (46 назв.). DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-3-444-4.

10. Муллер О.Ю. Технология фрейминга как средство развития когнитивных способностей студентов / О.Ю. Муллер // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. - 2022. - №2. - С. 107-112. Библиогр.: с. 111 (12 назв.).

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2023) // СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/search/?q=%D0%B2%D1%8B%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 25.01.2023)

12. Птицын С.Д. Оптимизация эффективности бизнеса с помощью гибкой бизнес-аналитики и анализа данных в условиях кризиса / С.Д. Птицын, А.В. Хромова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 10(50). - С. 118-125. Библиогр.: с. 124-125 (22 назв.).

13. Рябуха О.В. О фрейме "Экономический успех" и его актуализации в англоязычной публицистической прозе / О.В. Рябуха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 77. - С. 161-165. Бибиогр.: с. 165 (5 назв.).

14. Субочева В.С. Использование систем бизнес-аналитики для повышения эффективности работы клиентских менеджеров коммерческого банка / В.С. Субочева // The Scientific Heritage. - 2021. - № 66-1(66). - С. 68-71. Бибиогр.: с. 71 (7 назв.).

15. Сухоносова С.В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности / С.В. Сухоносова // Человек в мире культуры. 2012. №2. - С. 29-34. Бибиогр.: с. 33-34 (21 назв.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-freymov-vozmozhnosti-issledovaniya-povsednevnosti (дата обращения: 06.12.2022)

16. Bini L. Business Model and Non-Financial Key Performance Indicator Disclosure / L. Bini, L. Simoni, F. Dainelli, F. Giunta // Journal of Business Models. - 2018. - Vol. 6, No. 2, - pp. 5-9. Библиогр.: с. 8-9 (25 назв.). URL: https://journalofbusinessmodels.com/media/uueex5nn/vol-6-no-2-pp-5-9.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

17. Efkarpidis, N. Generic Framework for the Definition of Key Performance Indicators for Smart Energy Systems at Different Scales / N. Efkarpidis, A. Goranovi´c, C.-W. Yang, M. Geidl, I. Herbst, S. Wilker, T.A. Sauter // Energies - 2022. - 15, 1289. Библиогр.: с. 28-30 (60 назв.) URL: https://doi.org/10.3390/en15041289 (дата обращения: 22.01.2023)

18. Gabaix X. A New Challenge for Economics: “The Frame Problem” / X. Gabaix, D. Laibson // April 2001. - Harvard University and NBER. May 3, 2001. Библиогр.: с. 15-17 (20 назв.) URL: https://scholar.harvard.edu/files/laibson/files/a_new_challenge_for_economics_the_frame_problem.pdf (дата обращения: 22.01.2023).

19. Ganesan, E. Key Performance Indicators Framework - A Method to Track Business Objectives, Link Business Strategy to Processes and Detail Importance of Key Performance Indicators in Enterprise Business Architecture" (2009) / R. Ganesan, R. Paturi // AMCIS 2009 Proceedings. 736. Библиогр.: с. 9-10 (20 назв.). URL: http://aisel.aisnet.org/amcis2009/73 (дата обращения: 18.01.2023)

20. Gil M.M. Using Key Performance Indicators to Facilitate the Strategy Implementation and Business Process Improvement in SME’s / M.M. Gil, Sousa D.N. In Proceedings of the 12th International Conference on Enterprise Information Systems - Artificial Intelligence and Decision Support Systems. - 2010. - pp. 193-197. Библиогр.: с. 197 (8 назв.) DOI:https://doi.org/10.5220/0002886501930197 (дата обращения: 22.01.2023)

21. Islam N. Business Intelligence and Analytics for Operational Efficiency / N. Islam // Keynote paper presented in the ‘International Conference on Management & IT (ICMIT 2018)’ held in International School of Informatics & Management Technical Campus (Formerly India International Institute of Management) Sector-12, Mahaveer Marg, Mansarovar, Jaipur-302020, India during 12-13 April, 2018. Библиогр.: с. 5 (12 назв.). URL: https://www.researchgate.net/publication/324537074_Business_Intelligence_and_Analytics_for_Operational_Efficiency#:~:text=Keynote,April%2C%202018 (дата обращения: 22.01.2023)

22. Leong Y.K. Conceptual Framework of Key Performance Indicator for Industralised Building System Project in Malaysia. A project report submitted in partial fulfillment of the requirements for the award of the degree of Master of Engineering (Construction Management) Faculty of Civil Engineering Universiti Teknologi Malaysia. JUNE 2017. Библиогр.: с. 57-63 (54 назв.). URL: http://eprints.utm.my/id/eprint/79085/1/YanKimLeongMFKA2017.pdf. (прочитано: 22.01.2023)

23. Liu Y. The Challenges of Business Analytics: Successes and Failures / Y. Liu, Han H., De Bello J.E. // Proceedings of the 51st Hawaii International Conference on System Sciences. - 2018. - pp. 840-949. Библиогр.: с. 849 (28 назв.) URL: https://core.ac.uk/download/pdf/143480944.pdf (дата обращения: 17.01.2023)

24. Nerkar A.D. Business Analytics (BA): Core of Business Intelligence (BI) /A.D. Nerkar // International Journal of Advanced Engineering, Management and Science (IJAEMS). - Dec-2016. - Vol. 2. Issue 12, Бибиогр.: с. 2178 (5 назв.). URL: https://media.neliti.com/media/publications/239736-business-analytics-ba-core-of-business-i-3e76db25.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

25. Parks R.F. Understanding Business Analytics Success and Impact: A Qualitative Study / R.F. Parks, R. Thambusamy // Information Systems Education Journal (ISEDJ). November 2017. - 15 (6). - pp. 43-55. Бибиогр.: с. 33-34 (21 назв.). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1151897.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

26. Popov A. Graph Embeddings for Frame Identification / A. Popov, J. Sikos J. // Proceedings of Recent Advances in Natural Language Processing. Varna, Bulgaria, Sep 2-4. - 2019. - pp. 939-948. Бибиогр.: с. 49-50 (37 назв.). URL: https://aclanthology.org/R19-1109.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

27. Raghupathi W. Contemporary Business Analytics: An Overview / W. Raghupathi, V. Raghupathi // Data 2021, 6, 86. Бибиогр.: с. 10-11 (53 назв.). URL: https://doi.org/10.3390/data6080086 (дата обращения: 22.01.2023)

28. Roubtsova, E. Modelling and Validation of KPIs. BMSD 2013 / E. Roubtsova, Michell V. // Proceedings of the Third International Symposium on Business Modeling and Software Design Noordwijkerhout, The Netherlands July 8-10, 2013. Organized by IICREST - Interdisciplinary Institute for Collaboration and Research on Enterprise Systems and Technology In Cooperation with SIKS - the Dutch Research School for Information and Knowledge Systems CTIT - Center for Telematics and Information Technology AUTH - Aristotle University of Thessaloniki AMAKOTA Ltd. - pp. 96-105. Бибиогр.: с. 105 (23 назв.). URL: https://is-bmsd.org/Documents/ProceedingsOfThirdBMSD.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

29. Summad E. A Framework to Assess a Knowledge-Based Economy: Special Focus to Higher Educational Institutions / E. Summad, A. Shamsuzzoha, M. Al Kindi, S. Piya // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Paris, France, July 26-27. - 2018. - pp. 2899-2907. Бибиогр.: с. 2906 (16 назв.). URL: https://www.researchgate.net/publication/327416162_A_Framework_to_Assess_a_Knowledge-Based_Economy_Special_Focus_to_Higher_Educational_Institutions (дата обращения: 22.01.2023).

30. Tixier A. Introduction to Business Data Analytics: an Organizational View: учеб./ A. Tixier, L. Paton, L. Cruddas, M. Griffin // International Institute of Business Analysis, Toronto, Ontario, Canada. International Institute of Business Analysis. - 2019. URL: https://www.iiba.org/globalassets/standards-and-resources/business-data-analytics/files/introduction-to-bda-organization-view.pdf (дата обращения: 16.01.2023)


Войти или Создать
* Забыли пароль?