Abstract and keywords
Abstract (English):
A frame structure of a concept categorical apparatus oriented on business managers using when producing objectives for the company based on the Key Performance Indicators (KPI) concept developed. 2 series of expert interviews were conducted, the results were used as a basis for a conceptual model of objectives setting in a KPI form and for the frame constructing. Each KPI is oriented on a concrete critical success factor on the market and to one of a main goals type – volume/cost of the assortment planned for selling, commercial and management expenses for the products selling, or with activities oriented on non-financial key success factor realization. The main frame was formed and the most important (from a point of view of the KPI realization) sub-frames «Sales volume», «Production assortment for selling» and «Ways of goals achievement». Components of each sub-frame as well as their relationships with the sub-frame described. Formed the «etalon» frame can be used for identification of «gaps» in business managers’ notions about contemporary approaches to objectives setting when education programs for business managers developing and for producing individual educational trajectories.

Keywords:
business analysis, business goals, key performance indicators (KPI), sales volume, cost, operational profit, business process, critical success factors, frame analysis, concept categorical apparatus
Text

Введение

Различные аспекты формулирования целей деятельности коммерческих предприятий, включая анализ целесообразности использования ключевых показателей эффективности (KPI), привлекают внимание многих исследователей [2]; состав KPI бизнес-структур может включать в себя, как финансовые [7], так и нефинансовые показатели [16].

KPI в целом могут быть разделены на две большие группы – стратегические и оперативные [19]. Используемые при формулировании целей и планировании бизнеса метрики в целом могут быть разделены на три основные группы – регуляторные (связанные с соблюдением действующего законодательства), отраслевые нормы (имеющие отношение к принятым в отрасли подходам к организации деятельности компаний) и внутренние (определяющие искомые показатели и результаты работы компании) [19, 20].

Организация в компании процесса бизнес-анализа представляет собой важный компонент достижения коммерческого успеха, который все в большей степени связан с уровнем сбора и обработки специалистами данных о ситуации на рынках [14, 23, 25, 30]. В то же время многие коммерческие организации испытывают существенные трудности в организации работы с данными, что оказывает негативное влияние на уровень принимаемых менеджментом решений [21]. Современные авторы указывают на целесообразность создания адаптивных, гибких систем обработки данных в рамках используемых специалистами аналитических систем [12], предлагают использование различных моделей обработки данных [27], другие специалисты обращают внимание на диктуемую существенным увеличением массива обрабатываемых данных необходимость трансформации методов работы с информацией, используемых бизнес-аналитиками. Эффективность процесса разработки прогнозов развития ситуации на целевых рынках также может быть повышена на основе параллельного использования методов Форсайта, конкурентной разведки и бизнес-анализа [8].

В то же время в качестве одного из пока что в недостаточной степени используемых резервов повышения эффективности связанных с бизнес-анализом аспектов управления коммерческой деятельностью можно рассмотреть корректировку подходов руководителей компаний к работе с данными о ситуации на рынке [24]; на наличие имеющих когнитивную природу искажений логики процесса принятия решений указывают современные специалисты [3, 9]. Одной из важных причин формирования упомянутых когнитивных искажений может быть недостаточно однозначная трактовка ряда используемых при проведении бизнес-анализа понятий и терминов (особенно, иностранного происхождения) [15]; эти различия могут быть описаны при помощи инструментов фрейм-анализа [15].

Методы фрейм-анализа достаточно активно используются современными специалистами при изучении экономических процессов [1, 6] и выборе путей достижения успеха в коммерческой деятельности [13]. Применение фреймового анализа позволяет сформировать структуру деятельности компании, направленной на достижение конкретных целей [19]. Другие исследователи [26] полагают, что при помощи фреймов можно описать некие общие сценарии развития событий, реализующиеся на основе стандартных действий их участников.

К потенциальным преимуществам использования фреймового подхода к изучению процесса бизнес-анализа можно отнести структуризацию изучаемых объектов на основе использования фреймов, выступающих в роли неких призм, через которые (руководителями коммерческих структур) воспринимается окружающая действительность, в том числе экономическая ситуация [13]. Отметим, что KPI также могут быть представлены в виде фреймовой структуры – подобный подход используется различными крупными организациями (Всемирный банк и др.), в частности, для описания целей развития Экономики знаний [29]. Использование фреймов позволяет выбрать и структурировать релевантную информацию, имеющую ключевое значение для описания сложных экономических и управленческих проблем [18]. При выполнении различных задач руководитель коммерческой компании использует тот или иной фрейм (среди находящихся в его памяти) в качестве основы для разработки прогнозов развития ситуации и принятия соответствующих решений [15]. В целом, можно сказать, что при освоении новых методов (в частности, новых подходов к разработке целей коммерческой деятельности) специалист интерпретирует новую информацию на основе того или иного существующего в его памяти фрейма (в том числе, возможно, сформированного при накоплении и анализе его повседневного опыта) [1]. При этом специалисты обращают внимание на существенную значимость содержательных компонентов фреймов вторичного уровня, которая может превосходить аналогичные показатели, свойственные «родовым», первичным элементами фрейма [6].

Использование фрейм-анализа может помочь в корректировке подходов руководителей коммерческих структур к формулированию целей деятельности компаний; отечественными авторами [4, 5] было продемонстрировано, что анализ фреймовой структуры реализуемого участниками рыночной деятельности понятийно-категориального аппарата (П-КА) помогает идентифицировать искажения представлений предпринимателей об основах планирования своей деятельности.

Целью настоящего исследования явилась разработка «эталонной» фреймовой структуры П-КА, используемой руководителем коммерческой компании при формулировании целей коммерческой деятельности компании на основе KPI (относящихся к группе внутренних [19]).

References

1. Andryuhina T.V. Kontekstual'nye faktory metaforicheskogo modelirovaniya v ekonomicheskom diskurse / T.V. Andryuhina // Filologicheskie nauki v MGIMO. - 2019. - № 3(19). - S. 5-13. - Bibliogr.: s. 12-13 (17 nazv.). URL: https://philnauki.mgimo.ru/jour/article/view/214/215 (data obrascheniya 22.11.2022). ISSN 2782-3717 (Online).

2. Gazizullina A.I. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti vertikal'no-integrirovannyh neftyanyh kompaniy po sisteme klyuchevyh pokazateley effektivnosti (KPI) / A.I. Gazizullina // European Research: materialy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 3 chastyah. - 2017. Izdatel'stvo: "Nauka i Prosveschenie" (IP Gulyaev G.Yu.) (Penza). 2017. - S. 143-148. - Bibliogr.: s. 148 (9 nazv.).

3. Dautova O.R. Vliyanie kvalifikacii biznes-analitika na uspeshnost' proekta vnedreniya / O.R. Dautova // Perspektivy razvitiya informacionnyh tehnologiy. - 2011. №3-2. - S. 78-82. Bibliogr.: s. 81-82 (4 nazv.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kvalifikatsii-biznes-analitika-na-uspeshnost-proekta-vnedreniya (data obrascheniya: 18.01.2023).

4. Dimitriadi N.A. Metodika razrabotki biznes-strategii: ispol'zovanie teorii freymov / N.A. Dimitriadi, T.A., Hodareva N.V. Laktionova // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. Regional'nyy nauchnyy zhurnal. - 2020. №2 (42). - S. 68-73. Bibliogr.: s. 73 (14 nazv.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43826103 (data obrascheniya: 18.01.2023).

5. Dimitriadi N.A. Freymovyy analiz podhodov predprinimateley k formirovaniyu konkurentosposobnosti rukovodimyh imi struktur / N.A. Dimitriadi, Ya.I. Kurinova // Finansovye issledovaniya. - 2021. №2 (71). - S. 113-122. Bibliogr.: s. 119-122 (26 nazv.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovyy-analiz-podhodov-predprinimateley-k-formirovaniyu-konkurentosposobnosti-rukovodimyh-imi-struktur (data obrascheniya: 01.02.2023).

6. Kasperuk A.A. Freym-analiz ponyatiya "Ekonomika" v sovremennyh biznes-kommunikaciyah i delovom diskurse / A.A. Kasperuk // Nacional'nye kul'tury v mezhkul'turnoy kommunikacii: sbornik nauchnyh statey po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2017. Izdatel'stvo: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet (Minsk). Konferenciya: Nacional'nye kul'tury v mezhkul'turnoy kommunikacii. Minsk, 12-13 aprelya 2017 goda. - 2017. - S. 202-208. Bibliogr.: s. 208 (5 nazv.).

7. Kostochko A.S. Analiz vliyaniya faktorov na operacionnuyu pribyl' v celyah upravleniya stoimost'yu kompanii / A.S. Kostochko // Razvitie analiticheskogo instrumentariya strategicheskogo upravleniya biznesom: materialy nauchno-issledovatel'skoy raboty prepodavateley i studentov Finansovogo universiteta pri pravitel'stve Rossiyskoy Federacii. Pod redakciey M.M. Basovoy. - 2020. - M.: OOO Izdatel'stvo «Sputnik+». - S. 49-52. Bibliogr.: s. 52 (5 nazv.). ISBN: 978-5-9973-5494-7

8. Kelof Dzh. Forsayt, konkurentnaya razvedka i biznes-analitika - instrumenty povysheniya effektivnosti otraslevyh programm/ Dzh. Kelof, G. Richards, Dzh. Smit // Forsayt. - 2015. - T.9. №1. - S. 68-81. Bibliogr.: s. 80-81 (35 nazv.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-konkurentnaya-razvedka-i-biznes-analitika-instrumenty-povysheniya-effektivnosti-otraslevyh-programm (data obrascheniya: 01.02.2023).

9. Loginov N.I. Sovremennye tendencii v zarubezhnyh issledovaniyah kognitivnyh iskazheniy v processah prinyatiya resheniy / N.I. Loginov, A.S. Aleksandrova // Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. - 2020. T. 17. №3. - S. 444-453. Bibliogr.: s. 451-453 (46 nazv.). DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-3-444-4.

10. Muller O.Yu. Tehnologiya freyminga kak sredstvo razvitiya kognitivnyh sposobnostey studentov / O.Yu. Muller // Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. - 2022. - №2. - S. 107-112. Bibliogr.: s. 111 (12 nazv.).

11. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.02.2023) // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: https://www.consultant.ru/search/?q=%D0%B2%D1%8B%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0 (data obrascheniya: 25.01.2023)

12. Pticyn S.D. Optimizaciya effektivnosti biznesa s pomosch'yu gibkoy biznes-analitiki i analiza dannyh v usloviyah krizisa / S.D. Pticyn, A.V. Hromova // Skif. Voprosy studencheskoy nauki. - 2020. - № 10(50). - S. 118-125. Bibliogr.: s. 124-125 (22 nazv.).

13. Ryabuha O.V. O freyme "Ekonomicheskiy uspeh" i ego aktualizacii v angloyazychnoy publicisticheskoy proze / O.V. Ryabuha // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2008. - № 77. - S. 161-165. Bibiogr.: s. 165 (5 nazv.).

14. Subocheva V.S. Ispol'zovanie sistem biznes-analitiki dlya povysheniya effektivnosti raboty klientskih menedzherov kommercheskogo banka / V.S. Subocheva // The Scientific Heritage. - 2021. - № 66-1(66). - S. 68-71. Bibiogr.: s. 71 (7 nazv.).

15. Suhonosova S.V. Teoriya freymov: vozmozhnosti issledovaniya povsednevnosti / S.V. Suhonosova // Chelovek v mire kul'tury. 2012. №2. - S. 29-34. Bibiogr.: s. 33-34 (21 nazv.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-freymov-vozmozhnosti-issledovaniya-povsednevnosti (data obrascheniya: 06.12.2022)

16. Bini L. Business Model and Non-Financial Key Performance Indicator Disclosure / L. Bini, L. Simoni, F. Dainelli, F. Giunta // Journal of Business Models. - 2018. - Vol. 6, No. 2, - pp. 5-9. Bibliogr.: s. 8-9 (25 nazv.). URL: https://journalofbusinessmodels.com/media/uueex5nn/vol-6-no-2-pp-5-9.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023)

17. Efkarpidis, N. Generic Framework for the Definition of Key Performance Indicators for Smart Energy Systems at Different Scales / N. Efkarpidis, A. Goranovi´c, C.-W. Yang, M. Geidl, I. Herbst, S. Wilker, T.A. Sauter // Energies - 2022. - 15, 1289. Bibliogr.: s. 28-30 (60 nazv.) URL: https://doi.org/10.3390/en15041289 (data obrascheniya: 22.01.2023)

18. Gabaix X. A New Challenge for Economics: “The Frame Problem” / X. Gabaix, D. Laibson // April 2001. - Harvard University and NBER. May 3, 2001. Bibliogr.: s. 15-17 (20 nazv.) URL: https://scholar.harvard.edu/files/laibson/files/a_new_challenge_for_economics_the_frame_problem.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023).

19. Ganesan, E. Key Performance Indicators Framework - A Method to Track Business Objectives, Link Business Strategy to Processes and Detail Importance of Key Performance Indicators in Enterprise Business Architecture" (2009) / R. Ganesan, R. Paturi // AMCIS 2009 Proceedings. 736. Bibliogr.: s. 9-10 (20 nazv.). URL: http://aisel.aisnet.org/amcis2009/73 (data obrascheniya: 18.01.2023)

20. Gil M.M. Using Key Performance Indicators to Facilitate the Strategy Implementation and Business Process Improvement in SME’s / M.M. Gil, Sousa D.N. In Proceedings of the 12th International Conference on Enterprise Information Systems - Artificial Intelligence and Decision Support Systems. - 2010. - pp. 193-197. Bibliogr.: s. 197 (8 nazv.) DOI:https://doi.org/10.5220/0002886501930197 (data obrascheniya: 22.01.2023)

21. Islam N. Business Intelligence and Analytics for Operational Efficiency / N. Islam // Keynote paper presented in the ‘International Conference on Management & IT (ICMIT 2018)’ held in International School of Informatics & Management Technical Campus (Formerly India International Institute of Management) Sector-12, Mahaveer Marg, Mansarovar, Jaipur-302020, India during 12-13 April, 2018. Bibliogr.: s. 5 (12 nazv.). URL: https://www.researchgate.net/publication/324537074_Business_Intelligence_and_Analytics_for_Operational_Efficiency#:~:text=Keynote,April%2C%202018 (data obrascheniya: 22.01.2023)

22. Leong Y.K. Conceptual Framework of Key Performance Indicator for Industralised Building System Project in Malaysia. A project report submitted in partial fulfillment of the requirements for the award of the degree of Master of Engineering (Construction Management) Faculty of Civil Engineering Universiti Teknologi Malaysia. JUNE 2017. Bibliogr.: s. 57-63 (54 nazv.). URL: http://eprints.utm.my/id/eprint/79085/1/YanKimLeongMFKA2017.pdf. (prochitano: 22.01.2023)

23. Liu Y. The Challenges of Business Analytics: Successes and Failures / Y. Liu, Han H., De Bello J.E. // Proceedings of the 51st Hawaii International Conference on System Sciences. - 2018. - pp. 840-949. Bibliogr.: s. 849 (28 nazv.) URL: https://core.ac.uk/download/pdf/143480944.pdf (data obrascheniya: 17.01.2023)

24. Nerkar A.D. Business Analytics (BA): Core of Business Intelligence (BI) /A.D. Nerkar // International Journal of Advanced Engineering, Management and Science (IJAEMS). - Dec-2016. - Vol. 2. Issue 12, Bibiogr.: s. 2178 (5 nazv.). URL: https://media.neliti.com/media/publications/239736-business-analytics-ba-core-of-business-i-3e76db25.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023)

25. Parks R.F. Understanding Business Analytics Success and Impact: A Qualitative Study / R.F. Parks, R. Thambusamy // Information Systems Education Journal (ISEDJ). November 2017. - 15 (6). - pp. 43-55. Bibiogr.: s. 33-34 (21 nazv.). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1151897.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023)

26. Popov A. Graph Embeddings for Frame Identification / A. Popov, J. Sikos J. // Proceedings of Recent Advances in Natural Language Processing. Varna, Bulgaria, Sep 2-4. - 2019. - pp. 939-948. Bibiogr.: s. 49-50 (37 nazv.). URL: https://aclanthology.org/R19-1109.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023)

27. Raghupathi W. Contemporary Business Analytics: An Overview / W. Raghupathi, V. Raghupathi // Data 2021, 6, 86. Bibiogr.: s. 10-11 (53 nazv.). URL: https://doi.org/10.3390/data6080086 (data obrascheniya: 22.01.2023)

28. Roubtsova, E. Modelling and Validation of KPIs. BMSD 2013 / E. Roubtsova, Michell V. // Proceedings of the Third International Symposium on Business Modeling and Software Design Noordwijkerhout, The Netherlands July 8-10, 2013. Organized by IICREST - Interdisciplinary Institute for Collaboration and Research on Enterprise Systems and Technology In Cooperation with SIKS - the Dutch Research School for Information and Knowledge Systems CTIT - Center for Telematics and Information Technology AUTH - Aristotle University of Thessaloniki AMAKOTA Ltd. - pp. 96-105. Bibiogr.: s. 105 (23 nazv.). URL: https://is-bmsd.org/Documents/ProceedingsOfThirdBMSD.pdf (data obrascheniya: 22.01.2023)

29. Summad E. A Framework to Assess a Knowledge-Based Economy: Special Focus to Higher Educational Institutions / E. Summad, A. Shamsuzzoha, M. Al Kindi, S. Piya // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Paris, France, July 26-27. - 2018. - pp. 2899-2907. Bibiogr.: s. 2906 (16 nazv.). URL: https://www.researchgate.net/publication/327416162_A_Framework_to_Assess_a_Knowledge-Based_Economy_Special_Focus_to_Higher_Educational_Institutions (data obrascheniya: 22.01.2023).

30. Tixier A. Introduction to Business Data Analytics: an Organizational View: ucheb./ A. Tixier, L. Paton, L. Cruddas, M. Griffin // International Institute of Business Analysis, Toronto, Ontario, Canada. International Institute of Business Analysis. - 2019. URL: https://www.iiba.org/globalassets/standards-and-resources/business-data-analytics/files/introduction-to-bda-organization-view.pdf (data obrascheniya: 16.01.2023)


Login or Create
* Forgot password?